Гильдия художников
Ги́льдия худо́жников (цех художников), объединение мастеров художественных профессий (живописцев, скульпторов, мастеров книжной миниатюры, художников витражей и т. д.) в европейских городах Средневековья и Нового времени. Один из видов ремесленных гильдий (цехов). Как и другие профессиональные корпорации, гильдии художников контролировали качество используемых материалов и готовых произведений, цены на работы, численный состав мастерских (допустимое количество учеников и подмастерьев), определяли требования к своим членам-мастерам (условия вступления, размер членского взноса, общественные обязанности) и их привилегии. Могли обладать собственным клеймом, которым помечалась экспортная продукция. Занимались защитой от внешней и упорядочиванием внутренней конкуренции, охраной профессиональных интересов и социальной поддержкой своих членов.
При этом регулировался и процесс художественного образования: уставы определяли стоимость и длительность обучения ученика в мастерской члена гильдии. При успешном завершении учёбы тот становился подмастерьем; для получения статуса мастера обычно необходимо было создать шедевр – работу высокого качества, часто на заданный сюжет (например, алтарный образ Богоматери). Такое же образцовое произведение могли потребовать и от приезжего живописца или скульптора, желающего вступить в гильдию. Чтобы затруднить поступление художников извне, её устав мог оговаривать создание шедевра из весьма дорогостоящих материалов или не одной, а сразу нескольких работ. Так, гильдия живописцев и скульпторов в Кракове начиная с 1490 г. рассматривала в качестве «экзаменационной» серию из трёх произведений – Распятие, образы Богоматери и святого Георгия. В Новое время шедевр, как правило, заменяли вступительным взносом. При этом для детей членов гильдии создание шедевра могло быть необязательным условием, вступительный взнос порой сокращался и т. д. Гильдии иногда контролировали и общее число мастерских как основной «производственной единицы».
Мастера художественных профессий могли иметь собственные корпорации, которые обычно носили имя святого Луки, по преданию, создавшего первый образ Богоматери, но нередко входили в общие гильдии с другими ремесленниками, например по принципу одинакового исходного материала. Мастера книжной миниатюры, работавшие с пергаменом, объединялись с кожевниками, скульпторы по дереву – с плотниками и столярами, авторы витражей – со стекольщиками. Флорентийские живописцы были членами гильдии врачей и аптекарей, куда входили и торговцы пряностями, т. к. именно у них и в аптеках приобретались пигменты для изготовления красок. В 16–17 вв. гильдии становились однороднее и делились по конкретным специальностям на ещё более мелкие: живописцы, скульпторы, вышивальщики и мастера шпалер образовывали свои собственные союзы.
К наиболее ранним задокументированным художественным корпорациям относятся гильдия живописцев в Венеции (статут 1271), аналогичное объединение в Лондоне, существовавшее уже в 1283 г. (с начала 16 в. – как гильдия живописцев – красильщиков, т. е. оформителей, декораторов) и регулировавшее их деятельность по всей Англии до конца 18 в. Гильдия Святого Луки в Антверпене была основана в 1382 г. (живописцы, скульпторы, вышивальщики, мастера золотых и серебряных дел, мастера витражей). Сообщество живописцев и скульпторов в Париже («метриза»), созданное в 1391 г., включало и миниатюристов с гравировщиками по металлу; однако первый устав таких мастеров появился ранее (статут LXXVIII «О парижских живописцах и седельщиках, их ордонансах и постановлениях» в «Книге ремёсел» прево Парижа Э. Буало, около 1268).
В Республике Соединённых провинций гильдии Святого Луки, объединявшие именно «деятелей изобразительных искусств», официально сформировались сравнительно поздно. Первое известное упоминание гильдии в Харлеме относится к 1496 г., но чаще они возникали в золотой век голландской живописи: в Амстердаме – в 1579 г., когда художники отделились от гильдии Богоматери, объединявшей в первую очередь каменщиков; в Делфте – в 1611 г.; в Утрехте, где живописцы до того входили в корпорацию седельщиков, тоже в 1611 г.; в Лейдене – в 1648 г. Эти гильдии были тесно связаны с властями города, которые контролировали и регулировали их деятельность: например, в Делфте «декан» гильдии Святого Луки назначался из членов городского совета. Нидерландские гильдии 17 в. играли значительную роль в условиях активного художественного рынка и высокой мобильности переезжавших из города в город живописцев: заплатив взнос, они вступали в гильдию там, где в данный момент жили и/или работали; по таким членским документам часто уточняются факты их биографии. Гильдии контролировали торговлю произведениями искусства (современными и антикварными) и даже книгами и различными «диковинами», причём сами торговцы также были её членами.
Однако за пределами Нидерландов уже к концу 15 в. гильдия с её жёстким уставом часто выступала препятствием как для развития производства в сфере изобразительных искусств, так и для художественных новаций. Правители всё чаще заказывали произведения художникам, которые представлялись им наиболее талантливыми, а не членам соответствующих гильдий, и тем приходилось подчиняться. Совет Нюрнберга, вопреки жалобам гильдии мастеров по латуни, позволил в 1514 г. скульптору по дереву Ф. Штосу устроить литейную мастерскую для изготовления бронзовых статуй, потому что его заказчиком был император Максимилиан I.
Альтернативой гильдиям стали художественные академии, дававшие своим членам гораздо больше независимости и также ставшие центрами прогрессивного, по сравнению со средневековой системой мастерских, образования. Первая, Академия рисунка во Флоренции, была основана в 1563 г. Гильдии пытались конкурировать с новыми учреждениями: парижская «метриза» в середине 17 в. основала собственную академию рисунка, в начале 18 в. получившую название Академии Святого Луки, – в ответ на созданную в 1648 г. в оппозиции к ней Королевскую академию живописи и скульптуры с её школой. Однако большинство европейских художественных гильдий продолжали терять влияние, и если не оказались распущены в конце 18 – начале 19 вв., то трансформировались в благотворительные организации, некоторые из которых существуют и в начале 2020-х гг. (Почтенное общество живописцев – красильщиков в Лондоне). Идеализированные представления о средневековом ремесле, характерные для движения «Искусства и ремёсла», дали со 2-й половины 19 в. стимул для создания новых гильдий художников, однако, по сути, это обычные для современной эпохи профессиональные ассоциации (Гильдия работников искусств в Великобритании, с 1884; Гильдия графических художников в США, с 1967, и др.).