Жанр церковных интерьеров
Жанр церко́вных интерье́ров, жанр голландской живописи 17 в., посвящённый изображению внутреннего пространства религиозных сооружений. Для его произведений характерны высокая степень достоверности изображения архитектуры, повышенное внимание к построению перспективы и воспроизведению пространства, доминирующая роль света в композициях, стремление передать эффекты световоздушной среды. Интерьеры лишены пышного убранства вследствие Реформации и потому лаконичны по декору. Большое значение имеют стаффажные персонажи, выполняющие как художественные (расстановка пространственных и/или колористических акцентов), так и семантические (привлечение внимание зрителя к тому или иному памятнику в интерьере, тема ванитас и т. д.) задачи; но иногда картины являются и бытовыми зарисовками жизни общины.
В отличие от предшествующей традиции, когда изображались фантастические интерьеры (например, работы Х. Фредеман де Фриса, Б. ван Бассена), мастера жанра церковных интерьеров стремились наиболее достоверно воспроизвести реально существующую архитектуру. Так, например, прославился именно подчёркнутой точностью в фиксации интерьеров голландских церквей на картинах 1-й половины 17 в. («Вид церкви Святого Бавона в Харлеме», 1628, Музей Гетти, Лос-Анджелес; «Церковь Святого Одольфуса в Ассенделфте», 1649, Рейксмюсеум, Амстердам) харлемский живописец П. Санредам.
Жанр церковных интерьеров занимает важное место в наследии делфтской школы, где около 1650 г. ряд мастеров создали новый тип подобных изображений. Открытым остаётся вопрос о его истоках. Исследователям не известно, что послужило импульсом, который заставил делфтских художников, специализировавшихся в других областях живописи (Э. де Витте, Х. ван Влит) или же творивших в жанре архитектурных фантазий (Г. Хаукгест), почти одновременно (хотя пальму первенства некоторые учёные, например, У. Лидтке, отдают Хаукгесту) обратиться к совершенно новому подходу в изображении архитектуры. Мастерами, которые могли оказать определённое влияние на сложение нового жанра, исследователи называют среди прочих П. Санредама и К. Фабрициуса, переехавшего в Делфт ближе к середине 17 в. Свою роль мог сыграть и рост национального самосознания молодого государства – Республики Соединённых провинций: столь часто изображаемые мастерами жанра Новая и Старая церкви в Делфте были местом погребения героев нидерландской войны за независимость (П. Хейна и М. Тромпа), а также «отца нации» Вильгельма I Оранского, и фактически являлись целью паломничества для патриотично настроенных граждан.
Ключевые мастера жанра церковных интерьеров делфтской школы – Г. Хаукгест («Хор Новой церкви в Делфте с гробницей Вильгельма I Молчаливого», 1650, Кунстхалле в Гамбурге; «Деамбулаторий Новой церкви в Делфте с гробницей Вильгельма I Молчаливого», 1651, Маурицхёйс, Гаага), Э. де Витте («Интерьер Старой церкви в Делфте», 1651, Собрание Уоллес, Лондон), Х. ван Влит («Старая церковь в Делфте. Вид из хора на северо-запад», 1654, Рейксмюсеум).
Чрезвычайно краткий расцвет жанра закончился с отъездом из Делфта Хаукгеста (после 1651) и де Витте (1652). Изображение церковных интерьеров и позже сохранило важное место в творчестве делфтцев Х. ван Влита, К. де Мана и Й. Кусерманса, а также живописцев из Роттердама (А. де Лорм, Д. де Блик) и Харлема (И. Беркхейде), однако эти мастера не привнесли в жанр никаких принципиально новых решений.