#Золотой век голландской живописиЗолотой век голландской живописиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЗолотой век голландской живописиЗолотой век голландской живописиНайденa 31 статьяЖивописцыЖивописцы Лейстер ЮдитЛе́йстер Ю́дит (1609–1660), голландская художница, работала в бытовом жанре, жанрах портрета и натюрморта. Одна из немногих профессиональных художниц золотого века голландской живописи. Большинство произведений написаны в Харлеме и датируются 1629–1636 гг. Среди наиболее известных картин – «Автопортрет» (около 1630, Национальная галерея искусства, Вашингтон), «Мальчик-флейтист» (начало 1630-х гг., Национальный музей, Стокгольм). Часто работала над сюжетом «весёлое общество» («Весёлое общество», 1630, Лувр, Париж), писала натюрморты, портреты.Живописцы Мирис Старший Франс ванМи́рис Ста́рший Франс ван (1635–1681), голландский художник лейденской школы тонкой живописи, родоначальник династии живописцев. Большинство произведений – жанровые сцены с лёгким сюжетом («Утро молодой дамы», или «Утро голландской дамы», около 1659–1660, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Кавалер в лавке», или «Магазин тканей», 1660, Музей истории искусств, Вена), портреты («Портрет Кунеры ван дер Кок, жены художника», около 1657–1658, Национальная галерея, Лондон) и автопортреты («Автопортрет в возрасте 32 лет», 1667, имение Полесден-Лейси, графство Суррей).Живописцы Саверей РулантСавере́й Ру́лант (1576–1639), голландский живописец, рисовальщик и гравёр. С 1604 г. придворный живописец императоров Рудольфа II и Матиаса в Праге, с 1613 (или 1614) г. жил в Амстердаме, с 1619 г. – в г. Утрехт. Писал пейзажи в восходящей к маньеризму традиции Г. ван Конинксло, украшая их изображениями экзотических животных и растений; одним из первых начал создавать цветочные натюрморты. В основе творческого метода Саверея лежало научное изучение флоры и фауны.Живописцы Доу ГерритДо́у Ге́ррит (1613–1675), голландский художник, основоположник лейденской школы тонкой живописи. Автор небольших по формату работ с тщательно выписанными деталями и достоверно переданной фактурой, часто с занимательным сюжетом и элементами иллюзионизма, эффектным искусственным освещением. Наследие Доу включает в себя автопортреты («Автопортрет с палитрой в нише», 1664, Лувр, Париж), жанровые сцены («Шарлатан», 1652, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам; «Женщина, страдающая водянкой», 1663, Лувр), в том числе в лавках и кухнях («Лавка домашней птицы», около 1670, Национальная галерея, Лондон), изображения отшельников и учёных [«Старик, рассматривающий глобус (Гераклит?)», около 1628, Эрмитаж, Санкт-Петербург]. Его работы пользовались большой популярностью у современников и потомков до 2-й половины 19 в. Среди учеников – Ф. ван Мирис Старший.Музеи, галереи МаурицхёйсМа́урицхёйс, художественный музей в Гааге. Открыт в 1822 г. Собрание живописи, графики и скульптуры преимущественно нидерландской школы, голландских и фламандских мастеров 17–18 вв. (работы Я. Вермеера, Рембрандта, К. Фабрициуса, Ф. Халса и др.). Расположен в одноимённом дворце, построенном в 1633–1644 гг. в стиле классицизма (архитектор П. Пост, по проекту Я. ван Кампена).Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Кухонный натюрмортКу́хонный натюрмо́рт, разновидность голландского и фламандского натюрморта 17 в. На первом плане изображалась разнообразная кухонная утварь и продукты, предназначенные для приготовления пищи, а на дальнем – фигура кухарки и интерьерные элементы, придающие картине жанровый характер. Истоки этого типа натюрморта связаны с творчеством работавших в Антверпене в 16 в. художников П. Артсена и И. Бейкелара. Получил распространение в художественных школах Роттердама и Делфта. Его представители – Ф. ван Схотен, П. К. ван Рейк, К. Я. Делфф, В. Калф и другие мастера.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Лейденская школа тонкой живописиЛе́йденская шко́ла то́нкой жи́вописи, голландские художники, работавшие около 1630–1710 гг. в г. Лейден. Для их произведений характерны ювелирно тонкое письмо и миниатюрный формат, преобладание жанровых сцен и камерных портретов. Главные представители – Г. Доу, основатель школы, и его ученик, Ф. ван Мирис Старший, родоначальник династии живописцев, также принадлежавших к лейденской школе.Живописцы Кёйп АлбертКёйп А́лберт (1620–1691), голландский живописец, мастер пейзажа. Испытал влияние Я. ван Гойена, «итальянистов» (Н. Берхем и др.). Идиллические виды нидерландской сельской местности («Пастухи со стадом», середина 1640-х гг., Далиджская картинная галерея, Лондон), речные ландшафты («Вид реки Маас в Дордрехте», около 1650, Национальная галерея искусства, Вашингтон), портреты в пейзаже («Конный портрет Питера де Ровере», 1650, Маурицхёйс, Гаага). Для произведений характерно золотое «итальянское» освещение, тщательная передача натуры, в композиции – значительная роль неба с эффектными облаками. Оказал влияние на английских пейзажистов последней трети 18 – 1-й трети 19 в., мастеров барбизонской школы.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Рыбный натюрмортРы́бный натюрмо́рт, поджанр голландского и фламандского натюрморта 17 в.; разновидность кухонного натюрморта. Представляет собой изображения различных сортов рыбы и морепродуктов на кухне, в витрине лавки, на рынке, на берегу моря и т. д. Получил распространение в художественной школе Гааги, города, специализировавшегося на рыбном промысле. Крупными мастерами были Ф. Снейдерс во Фландрии, П. де Пюттер, П. ван Схайенборг, П. ван Норт, И. ван Дюйнен, В. Ормеа, Я. Гиллиг в Голландии.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Цветочный натюрмортЦвето́чный натюрмо́рт, поджанр натюрморта. Сформировался в конце 16 в. в искусстве Северного Возрождения и достиг расцвета в 17 – 1-й половине 18 вв., особенно в живописи Фландрии и Голландии (Я. Брейгель Старший, А. Босхарт Старший, Я. Д. де Хем, Р. Рюйш). Как правило, представлял собой составленный из многочисленных цветов букет в вазе. Входящие в букет цветы могли происходить из разных стран и цвести в разное время года. Хрупкость и быстротечность существования сорванных цветов, а также вводимые в композицию особые элементы (бабочки и другие насекомые, распятие, череп) наделяли натюрморт символикой ванитас. Цветочный натюрморт в эпоху барокко завоевал популярность по всей Европе; его мастерами выступали Г. Флегель в Германии, Х. де Арельяно, Д. В. Диас, П. де Кампробин, Х. де Эспиноса в Испании, Б. Бимби, П. П. Бонци в Италии, А. Бержон во Франции. Интерес к этому жанру сохранился и в 19–21 вв., но изображаемое преимущественно утратило символическое значение. 1234