Тег

Малые голландцы

Малые голландцы
Найденo 9 статей
Геррит Доу. Автопортрет с палитрой в нише. 1664
ЖивописцыЖивописцы
Доу Геррит
До́у Ге́ррит (1613–1675), голландский художник, основоположник лейденской школы тонкой живописи. Автор небольших по формату работ с тщательно выписанными деталями и достоверно переданной фактурой, часто с занимательным сюжетом и элементами иллюзионизма, эффектным искусственным освещением. Наследие Доу включает в себя автопортреты («Автопортрет с палитрой в нише», 1664, Лувр, Париж), жанровые сцены («Шарлатан», 1652, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам; «Женщина, страдающая водянкой», 1663, Лувр), в том числе в лавках и кухнях («Лавка домашней птицы», около 1670, Национальная галерея, Лондон), изображения отшельников и учёных [«Старик, рассматривающий глобус (Гераклит?)», около 1628, Эрмитаж, Санкт-Петербург]. Его работы пользовались большой популярностью у современников и потомков до 2-й половины 19 в. Среди учеников – Ф. ван Мирис Старший.
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Лейденская школа тонкой живописи
Ле́йденская шко́ла то́нкой жи́вописи, голландские художники, работавшие около 1630–1710 гг. в г. Лейден. Для их произведений характерны ювелирно тонкое письмо и миниатюрный формат, преобладание жанровых сцен и камерных портретов. Главные представители – Г. Доу, основатель школы, и его ученик, Ф. ван Мирис Старший, родоначальник династии живописцев, также принадлежавших к лейденской школе.
Франс ван Мирис Старший. Мальчик, пускающий мыльные пузыри. 1663
Живописцы
Кёйп Алберт
Кёйп А́лберт (1620–1691), голландский живописец, мастер пейзажа. Испытал влияние Я. ван Гойена, «итальянистов» (Н. Берхем и др.). Идиллические виды нидерландской сельской местности («Пастухи со стадом», середина 1640-х гг., Далиджская картинная галерея, Лондон), речные ландшафты («Вид реки Маас в Дордрехте», около 1650, Национальная галерея искусства, Вашингтон), портреты в пейзаже («Конный портрет Питера де Ровере», 1650, Маурицхёйс, Гаага). Для произведений характерно золотое «итальянское» освещение, тщательная передача натуры, в композиции – значительная роль неба с эффектными облаками. Оказал влияние на английских пейзажистов последней трети 18 – 1-й трети 19 в., мастеров барбизонской школы.
Алберт Кёйп. Пастух с пятью коровами у реки. Ок. 1650–1655
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Рыбный натюрморт
Ры́бный натюрмо́рт, поджанр голландского и фламандского натюрморта 17 в.; разновидность кухонного натюрморта. Представляет собой изображения различных сортов рыбы и морепродуктов на кухне, в витрине лавки, на рынке, на берегу моря и т. д. Получил распространение в художественной школе Гааги, города, специализировавшегося на рыбном промысле. Крупными мастерами были Ф. Снейдерс во Фландрии, П. де Пюттер, П. ван Схайенборг, П. ван Норт, И. ван Дюйнен, В. Ормеа, Я. Гиллиг в Голландии.
Питер де Пюттер. Рыбный натюрморт. Ок. 1630–1659
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Цветочный натюрморт
Цвето́чный натюрмо́рт, поджанр натюрморта. Сформировался в конце 16 в. в искусстве Северного Возрождения и достиг расцвета в 17 – 1-й половине 18 вв., особенно в живописи Фландрии и Голландии (Я. Брейгель Старший, А. Босхарт Старший, Я. Д. де Хем, Р. Рюйш). Как правило, представлял собой составленный из многочисленных цветов букет в вазе. Входящие в букет цветы могли происходить из разных стран и цвести в разное время года. Хрупкость и быстротечность существования сорванных цветов, а также вводимые в композицию особые элементы (бабочки и другие насекомые, распятие, череп) наделяли натюрморт символикой ванитас. Цветочный натюрморт в эпоху барокко завоевал популярность по всей Европе; его мастерами выступали Г. Флегель в Германии, Х. де Арельяно, Д. В. Диас, П. де Кампробин, Х. де Эспиноса в Испании, Б. Бимби, П. П. Бонци в Италии, А. Бержон во Франции. Интерес к этому жанру сохранился и в 19–21 вв., но изображаемое преимущественно утратило символическое значение.
Ян Давидс де Хем. Натюрморт с цветами в стеклянной вазе. 1650–1683
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Учёный натюрморт
Учёный натюрмо́рт, тип голландского натюрморта 17 в., содержавшего символику бренности (лат. vanitas – суета, неосновательность) и имеющего философски-нравоучительный смысл (П. Клас «Натюрморт vanitas со скульптурой "Мальчик, вытаскивающий занозу" (т. н. Спинарио)», 1628, Рейксмюсеум, Амстердам). С середины 17 в. часто обрастал гуманистическими аллегориями (Ю. ван Стрек «Суета сует», 1670, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Центр развития натюрморта – Лейден, университетский город, центр книгопечатания и оплот кальвинизма.
Питер Клас. Натюрморт Vanitas со скульптурой «Мальчик, вытаскивающий занозу» (т. н. Спинарио). 1628
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Делфтская школа
Де́лфтская шко́ла, группа голландских живописцев, работавших в период около 1650 – начала 1670-х гг. в г. Делфт. К наиболее крупным мастерам этой школы относят Я. Вермеера, П. де Хоха, К. Фабрициуса, Г. Хаукгеста, П. Поттера и Э. де Витте. Характерные черты живописи делфтской школы – особое внимание к передаче световоздушной среды, повышенный интерес к оптике и перспективе при построении композиций, преобладание сюжетов, связанных с повседневной, «реальной» жизнью, большое разнообразие жанров.
Ян Вермеер. Вид Делфта. Ок. 1660–1661
Живописцы
Остаде ван (живописцы)
Оста́де ван, голландские живописцы и графики, братья. Адриан ван Остаде (1610–1685) – мастер жанровых сцен из крестьянской жизни («Крестьянская пирушка в таверне», около 1635, Старая пинакотека, Мюнхен), а также отдельных жанровых фигур («Странствующий музыкант», 1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург). На живописную стилистику мастера повлияли утрехтские караваджисты и Ф. Халс. Один из крупнейших голландских рисовальщиков и мастеров офорта в 17 в. Исаак ван Остаде (1621–1649) в ранний период творчества придерживался манеры и тематики брата, а с 1643 г. осваивал новый стиль, привнесённый в Голландию П. ван Ларом из Италии, с ровным дневным освещением и панорамными пейзажами («Путешественники у сельской гостиницы», 1645, Маурицхёйс, Гаага). В 1640-е гг. создавал зимние пейзажи, оживлённые жанровыми сценами («Замёрзшее озеро», 1648, Эрмитаж).
Адриан ван Остаде. Чте­ние но­во­стей в до­ме тка­ча. 1673