Тег

Делфтская школа

Делфтская школа
Найденo 12 статей
Живописцы
Вермеер Ян
Верме́ер Ян (крещён 1632 – похоронен 1675), голландский живописец, крупнейший мастер золотого века голландской живописи. Работал в Делфте. Небольшие интимные картины из жизни состоятельных горожан («Молочница», около 1660; «Женщина, читающая письмо», около 1663, обе – Рейксмюсеум, Амстердам; «Девушка с жемчужной сережкой», около 1665, Маурицхёйс, Гаага), пейзажи («Вид Делфта», около 1660–1661, Маурицхёйс) отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха.
Ян Вермеер. Искусство живописи. Ок. 1666–1668
Живописцы
Хох Питер де
Хох Пи́тер де (1629 – 1684 или позднее), голландский живописец. Мастер бытового жанра в период золотого века голландской живописи. Представитель делфтской школы. Работал преимущественно в Делфте и Амстердаме. Среди произведений ключевое место занимают камерные сцены в домашних интерьерах и внутренних двориках («Делфтский дворик», 1658, Национальная галерея, Лондон; «Материнский долг», около 1658–1660, Рейксмюсеум, Амстердам). В 1660-х гг. де Хох обратился к изображению более состоятельных персонажей и элегантных интерьеров, а также к «галантным» темам («Посланец любви», около 1670, Кунстхалле в Гамбурге). Его работы отличают композиционный баланс закрытых и открытых пространств, сложно выстроенное освещение, мастерская передача фактуры предметов, тонкий колорит.
Питер де Хох. Дворик в Делфте. 1658
Живописцы
Витте Эманюэл де
Ви́тте Эма́нюэл де (около 1617 – 1692), голландский живописец, мастер жанра церковных интерьеров и городского пейзажа, представитель делфтской школы. Его работы отличает новаторский «оптический» подход к изображению пространства, где главенствующую роль играли свет и тонкие градации тона; они передают субъективное впечатление, а не верную геометрическим и перспективным законам композицию: «Интерьер Старой церкви в Делфте» (1651), «Интерьер Новой церкви Делфта с гробницей Вильгельма Оранского» (1656) и др. Также писал портреты, рыночные сцены, интерьеры.
Эманюэл де Витте. Рынок в порту. Конец 1660-х гг.
Произведения живописи
«Девушка с жемчужной серёжкой»
«Де́вушка с жемчу́жной серёжкой», картина Я. Вермеера, один из самых прославленных портретов в мировой истории искусства. Написана около 1665 г. маслом на холсте (44,5 х 39 см). Хранится в музее Маурицхёйс (Гаага). Личность модели неизвестна, скорее всего, это обобщённый образ, близкий декоративному жанру трони (от нидерл. «голова»). Её аксессуары исчерпываются тюрбаном и серьгой с крупной жемчужиной. Однако тщательно выверенный баланс всех элементов изображения, лаконичность деталей и виртуозность живописи формируют вневременной универсальный образ, вызывающий и в начале 21 в. неизменный интерес исследователей и зрителей, вдохновляющий мастеров разных направлений и видов искусства.
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. Ок. 1665
Живописцы
Хаукгест Герард
Хаукге́ст Ге́рард (около 1600 – 1661), голландский живописец, мастер жанра церковных интерьеров делфтской школы. Работал в Гааге и Делфте. Писал отличавшиеся пышностью фантастические архитектурные виды (например, «Внутренний вид католический церкви», 1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург), с начала 1650-х гг. обратился к изображению реальных сооружений («Деамбулаторий Новой церкви в Делфте с гробницей Вильгельма I Молчаливого», 1651, Маурицхёйс, Гаага, и др.). Его работы в жанре церковных интерьеров отличают построение перспективы с двумя точками схода, диагональная композиция, приближенная к зрителю точка обзора и важная роль дневного света и воздуха в интерьере. Оказал влияние на Э. де Витте, Х. ван Влита, а также К. Фабрициуса и П. де Хоха.
Герард Хаукгест. Хор Новой церкви в Делфте с гробницей Вильгельма Молчаливого. 1650
Живописцы
Фабрициус Карел
Фабри́циус Ка́рел (1622–1654), голландский живописец. Ученик Рембрандта в Амстердаме (1641–1643), усвоил его творческий метод («Воскрешение Лазаря», около 1643, Национальный музей, Варшава). В дальнейшем перешёл к более холодной красочной гамме, выделяя тёмные фигуры на светлом фоне, полном воздуха и тонкой светотеневой игры (автопортреты – около 1647–1648, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам, и 1654, Национальная галерея, Лондон; «Щегол», 1654, Маурицхёйс, Гаага). Созданные в Делфте произведения (с 1651) предвосхищают живописные открытия других мастеров делфтской школы, в том числе Я. Вермеера («Вид Делфта», 1652, Национальная галерея, Лондон). Погиб при взрыве порохового склада в Делфте, уничтожившем бо́льшую часть его работ.
Карел Фабрициус. Автопортрет. 1654
1
2