Cinema City
Cinema City (кит. 新藝城影業有限公司, пиньинь Xīnyìchéngyǐngyè yǒuxiàngōngsī), одна из крупнейших гонконгских кинокомпаний 1980-х гг. Сыграла ключевую роль в формировании гонконгской комедии, сделав её самым популярным жанром в Гонконге и выпустив множество кассовых хитов. Основана в 1980 г. актёрами, сценаристами, режиссёрами и продюсерами Карлом Мака, Дином Шеком и Рэймондом Вонгом.
Предыстория компании
После успеха комедии Майкла Хуэя «Игры игроков» («Games Gamblers Play», 1974) в гонконгском кинематографе, в котором ведущим жанром оставались боевики, образовалась группа кинодеятелей, сосредоточивших свои усилия на комедийных проектах. К концу 1970-х гг. среди них выделились несколько ключевых фигур, объединённых любовью к жанру: практически все они писали сценарии, ставили фильмы как режиссёры, продюсировали и были талантливыми комическими актёрами. В их числе был Карл Мака – уроженец китайского Гуандуна, выросший в Гонконге, изучавший кино в Нью-Йоркском университете и вернувшийся в Гонконг в 1973 г. В 1976 г. комик и продюсер Ричард Нг доверил начинающему режиссёру постановку комедийного истерна «Хороший, плохой и неудачник» («The Good, the Bad and the Loser», 1976), сценарий к которому написал сам Мака. Успех фильма позволил продолжить сотрудничество, результатом которого стала ещё одна комедия – «Победитель забирает всё!» («Winner Takes All!», 1977), построенная на слэпстике и гэгах.
В конце 1970-х гг. Мака совместно с экшен-постановщиками, режиссёрами и актёрами Саммо Хуном и Лау Кар-Вином основал компанию Gar Bo Films Company (嘉寶影業公司), для которой создал две кун-фу комедии – «Грязный тигр, сумасшедшая лягушка» («Dirty Tiger, Crazy Frog», 1978, режиссёр Карл Мака) и «Странная парочка» («Odd Couple», 1979, режиссёр Лау Кар-Вин). Ключевые роли в обеих исполнил комик Дин Шек. Мака, Шек и сценарист «Странной парочки» Рэймонд Вонг быстро нашли общий язык и основали совместную компанию Warriors Film Co. (奮鬥影業公司), на которой сняли комедии «Безумный напарник» («Crazy Partner», 1979, режиссёр Вонг Юэнь-Сань), «Безумные мошенники» («Crazy Crooks», 1980, режиссёр Карл Мака) и «Правдами и неправдами» («By Hook or by Crook», 1980, режиссёр Карл Мака).
Прокатчиком фильмов Warriors Film Co. выступила сеть Golden Princess Amusement Co. (金公主娛樂有限公司), владельцы которой настолько поверили в трио молодых кинематографистов, что предложили им основать новую компанию, в которую владельцы Golden Princess готовы были инвестировать. Так появилась компания Cinema City, первым фильмом которой стала комедия «Весёлые времена» («Laughing Times», 1980, режиссёр Джон Ву), в которой Мака и Вонг выступили продюсерами, а Дин Шек сыграл главную роль – неунывающего бродягу, который выглядел как Чарли Чаплин. В фильме почти не было диалогов, что казалось смелым экспериментом, но риск оправдался – «Весёлые времена» заняли 4-е место в списке лидеров гонконгского бокс-офиса. Вышедшая примерно через месяц после премьеры фильма «Весёлые времена» и снятая по той же схеме комедия «Остерегайтесь карманников» («Beware of Pickpockets», 1981, режиссёр У Ма) также стала кассовым хитом и задала основное направление деятельности Cinema City – семейные и романтические комедии для молодой аудитории.
История
Хотя компанией управляли трое мастеров комедийного жанра, Мака, Вонг и Шек были заинтересованы в сотрудничестве с другими комедиографами. Джон Ву порекомендовал им обратить внимание на Цуй Харка – одного из режиссёров гонконгской «новой волны», который снял для Cinema City комедию «Ложные улики» («All the Wrong Clues», 1981), занявшую 5-е место в списке гонконгских лидеров бокс-офиса 1981 г. Позднее к команде присоединились актёр, продюсер, режиссёр и композитор Тедди Робин, продюсер Ши Наньсун и актёр, режиссёр, продюсер и сценарист Эрик Цан. Со временем этот творческий альянс стал одним из самых влиятельных в гонконгской индустрии, получив неформальное название «команда семи» (Team of Seven), а комнату в доме Мака, в которой семеро коллег собирались для обсуждения проектов, прозвали «командный пункт» (War Room).
Компания Cinema City выбрала себе слоган «Продукция Cinema City – удовольствие от просмотра гарантировано» («Produced by Cinema City, Viewer Satisfaction Guaranteed»), который заметно отличался от слоганов самых крупных студий тех лет: Shaw Brothers – «Продукция Shaw Brothers – качественное кино гарантировано» («Shaw Brothers Productions, Quality Features Guaranteed»), и Golden Harvest – «Golden Harvest представляет только лучшее» («Golden Harvest Presents Only the Best»). Конкуренты делали упор на качество своих фильмов, а не на эмоции, которые получит от них зритель. Большое значение в Cinema City придавали зрительским откликам, что выражалось в более клиентоориентированной стратегии продвижения фильмов.
После картины «Ложные улики» Мака, Вонг и Шек решили отойти от исторического сеттинга и в романтической комедии «Гоняясь за девушками» («Chasing Girls», 1981, режиссёр Карл Мака) перенесли действие в Гонконг рубежа 1970–1980-х гг. Фильм стал хитом, положив начало волне ромкомов о любовных приключениях и занял 3-ю строчку гонконгского бокс-офиса по итогам годам. Первое место в списке занял голливудский боевик о Джеймсе Бонде «Только для ваших глаз» («For Your Eyes Only», 1981, режиссёр Дж. Глен), что натолкнуло Мака на идею создать собственную бондиану. Так появился комедийный шпионский боевик «Безумная миссия» («Aces Go Places», 1982, режиссёр Эрик Цан), занявший 1-ю строчку в списке самых кассовых гонконгских фильмов года и поставивший абсолютный рекорд по сборам в 1982 г.
Фильм «Безумная миссия» стал одной из визитных карточек Cinema City: в 1980-е гг. студия выпустила 4 успешных сиквела, а её персонажи появились в кроссовере с циклом компании Paragon Films «Мои счастливые звёзды» («My Lucky Stars», 1985, режиссёр Саммо Хун) под названием «Безумная миссия счастливых звёзд» («Lucky Stars Go Places», 1986, режиссёр Эрик Цан). Другой успешный цикл фильмов начался с молодёжной мистической комедии «Счастливый призрак» («The Happy Ghost», 1984, режиссёр Клифтон Ко), к которой было снято 4 коммерчески удачных сиквела.
Хотя основным направлением студии были романтические и семейные комедии, Cinema City поддерживала нестандартные идеи и давала шанс молодым режиссёрам из «новой волны» с собственным авторским ви́дением. Так появились джалло-триллер «Он живёт ночью» («He Lives by Night», 1982, режиссёр Люн По-Чи), мистическая драма «Жизнь после жизни» («Life After Life», 1981, режиссёр Питер Юн) и хоррор-комедия «Пока смерть не напугает нас» («Till Death Do We Scare», 1982, режиссёр Лау Кар-Вин). В последней гримом и спецэффектами занимался американский постановщик Т. Савини, и впоследствии Cinema City основала своё подразделение визуальных эффектов, сотрудники которого перенимали опыт голливудских мастеров. Благодаря этому появился фильм «Китайская история призраков» («A Chinese Ghost Story», 1987, режиссёр Тони Чин) – романтический фэнтези-экшен, наполненный изобретательными спецэффектами и сложным гримом и давший начало целой волне подражаний.
Закрытие компании
После непродолжительного периода руководства тайваньским подразделением Cinema City Джон Ву вернулся в Гонконг, где ему доверили постановку боевика «Светлое будущее» («A Better Tomorrow», 1986), ставшего ещё одной вехой в истории студии. Исключительный коммерческий успех фильма привлёк внимание руководства компании к жанру гангстерских фильмов. Серию мрачных криминальных драм и триллеров, в названии которых присутствовали слова «в огне» (on fire), для студии поставил Ринго Лам: «Город в огне» («City on Fire», 1987), «Тюремное пекло» («Prison on Fire», 1987), «Школа в огне» («School on Fire», 1988) и «Тюремное пекло 2» («Prison on Fire 2», 1991).
Несмотря на наличие в каталоге студии крупных хитов в конце 1980-х гг. [например, комедия «Восьмое счастье» («The Eighth Happiness», 1988, режиссёр Джонни То) стала кассовым рекордсменом и заложила формулу новогодних комедий], пути ключевых членов команды Cinema City разошлись. Они основали собственные компании и всё меньше времени уделяли совместным проектам. Последним фильмом, снятым на Cinema City, была комедия «Великолепные негодяи» («The Magnificent Scoundrels», 1991, режиссёр Ли Лик-Чи), главную роль в которой исполнил комик Стивен Чоу.
Хотя компания Cinema City просуществовала лишь немногим больше 10 лет, студия оказала огромное влияние на гонконгский кинематограф. Её фильмы сочетали локальные темы, понятные каждому гонконгцу, с доступностью и универсальностью киноязыка, благодаря чему комедии, ромкомы и боевики Cinema City ценят за пределами Гонконга.