Махакашьяпа
Ма́хакашья́па (санскр. महाकश्यप, пали Mahākassapa), один из великих учеников Будды Шакьямуни, достигший, согласно буддийскому преданию, состояния архата (существа, освободившегося из круга перерождений). Мирское имя – Пиппали. Махакашьяпа выступил руководителем Первого буддийского собора в Раджгире, состоявшегося через некоторое время после ухода из жизни (паринирваны) Будды. О фигуре и деяниях Махакашьяпы повествует множество буддийских канонических текстов, из которых наиболее значимыми являются Типитака и поэма «Жизнь Будды», написанная буддийским монахом и поэтом Ашвагхошей в 1 в.
Ранние годы
Согласно рассказам из палийских канонических текстов, Махакашьяпа родился на территории легендарного восточно-индийского царства Магадха в деревне Махатиттха. Сведения о личности отца Махакашьяпы в источниках расходятся. Предположительно, он являлся состоятельным брахманом по имении Ньягродха. Мать Махакашьяпы звали Суманадеви. При рождении на теле младенца-Махакашьяпы имелись некоторые из 32 характеристик Великого человека (пали Mahāpurissalakkhaṇa), свидетельствовавших, как считалось, о возможности достижения состояния Будды в будущем.
С юного возраста юноша был склонен к духовной жизни и не имел желания завести семью. Тем не менее Пиппали пришлось подчиниться воле своего отца и взять в жены Бхадду – 16-летнюю дочь брахмана из Капилани. Пиппали был не рад предстоящему браку и заранее написал письмо Бхадде с просьбой отказаться от замужества, поскольку желал стать отшельником. Бхадда написала ему встречное письмо, где просила о том же, по причине её желания уйти в аскезу. Родители заранее сумели перехватить оба письма и подменить их другими, в результате чего молодые люди сыграли свадьбу.
Через несколько лет после свадьбы супруги узнали о подмене писем. Тогда они по взаимному согласию исключили телесную связь и стали жить как брат с сестрой, ведя совместное хозяйство. Сохранилось предание, как они стали странствующими аскетами.
Однажды Пиппали увидел, что в борозде, вспаханной крестьянами, ползают черви, которых поедают птицы. Осознание этого привело его к очевидной мысли, что источник богатства состоит в страдании других живых существ. Если при распашке поля гибнут черви, то владелец этих земель является причиной их гибели и ухудшает свою карму. Бхадда же увидела, как насекомые поедают кунжут, а через некоторое время их съедают птицы. Это привело её к осознаю того, что она косвенно способствовала убийству живых существ, выложив кунжут сушиться на солнце.
Обменявшись наблюдениями, супруги отказались от ведения хозяйства и решили отправиться в странствия. Они обрили друг другу головы, надели светло-жёлтые одежды, взяли чаши для подаяний и отправились странствовать в разные места, чтобы не мешать друг другу. Бхадда в знак почтения трижды обошла вокруг бывшего мужа, после чего он пошёл направо, а она налево.
Встреча с Буддой
В начале своих странствий Пиппали путешествовал по разным частям Магадхи, где и встретил Будду Шакьямуни. Согласно каноническим текстам, Будда знал Пиппали по прошлым рождениям и был готов к встрече с ним. Шакьямуни сел под баньяновым деревом у дороги между Раджагахой (Раджагрихой, ныне Раджгир) и Наландой, рядом со святилищем Бахупуттака. Пиппали узнал своего будущего учителя по исходившему от него сиянию. После этой встречи Пиппали назвал Будду Шакьямуни своим учителем, а тот принял его отречение от жизни домохозяина (пали pabajja) и затем посвятил в монашеский сан (пали upasampada), дав три великих наставления: о важности чувства стыда, страха в совершении плохого поступка и важности сосредоточенно внимать учению. Будда Шакьямуни дал своему новому ученику имя Кашьяпы, к которому впоследствии добавился префикс «маха», что с санскрита и пали переводится как «великий».
После принятия монашеского сана Махакашьяпа и Будда Шакьямуни отправились в Раджагаху и по дороге остановились на отдых. Махакашьяпа свернул свою старую одежду и предложил Будде сесть на нее. Шакьямуни заметил, что одежда Махакашьяпы очень мягкая, и предложил монаху обмен одеяниями. С согласия ученика обмен был совершён. Такой чести не удостаивался ни один из учеников Будды. Махакашьяпа впоследствии сохранил это одеяние и выступал в нем на 1-м буддийском соборе.
Такой обмен приобрел большое символическое значение в различных буддийских традициях. Одежда стала своеобразным символом передачи буддийского учения, а Махакашьяпа – символом преемственности. Примечательно, что во многих азиатских культурах одеяния или ткани были знаками власти и наследственной преемственности в семьях, а также ассоциировались с беременностью, рождением и возрождением. По мнению известного американского буддолога Дж. Стронга, в появлении такого символизма большую роль сыграла история об обмене одеждой Махакашьяпы и Будды (Strong. 1994).
Махакашьяпа был одним из ближайших учеников Будды. Будда хвалил его способности и рвение в аскетических практиках (пали dhutavadana). После принятия монашеского сана Махакашьяпа взял на себя 13 аскетических практик (жизнь в пустыне, питание исключительно за счет милостыни, ношение лохмотьев и др.) и в течение 9 дней достиг состояния архата. Монах преуспел в сверхъестественных достижениях (пали iddhi) и был практически равен Будде в медитативном погружении. Махакашьяпа почитался как монах, способный терпеть неудобства и довольствоваться самым необходимым.
Согласно палийским каноническим текстам, Будда посоветовал Махакашьяпе в старости оставить аскетические практики и жить рядом с ним. Однако Махакашьяпа отказался и объяснил учителю пользу аскезы, а также необходимость объяснения ключевых принципов аскетизма будущим поколениям практикующих. Будда согласился с ним и подтвердил сказанное Кашьяпой.
Паринирвана Будды и 1-й буддийский собор
Когда Будда Шакьямуни ушёл из жизни (достиг паринирваны), в монашеской общине наступил временный раскол. Некоторые монахи, в частности Субхадра (пали Subhadda), выразили удовлетворение тем, что теперь их учителя нет рядом. Это предполагало свободу в выборе аскетических практик и в толковании постулатов учения.
С целью сохранения единства общины, по настоянию Махакашьяпы, в г. Раджагаха в пещере Саптапарнагуха во время сезона дождей был учрежден 1-й буддийский собор, на котором произошло обсуждение значимых вопросов и правил, регламентировавших дальнейшую жизнь общины монахов.
Согласно сведениям из источников, в соборе могли принимать участие только архаты – существа, достигшие просветления. Для рецитации всего, что было сказано учителем, Махакашьяпа посчитал нужным позвать Ананду, одного из известных учеников Будды, но не достигшего блаженного состояния архата. Одна из ранних буддийских школ Муласарвастивада (санскр. मूलसर्वास्तिवाद) утверждает, что Махакашьяпа позволил Ананде присоединиться к собору в качестве своего слуги, что позволило Ананде прочесть наизусть все речи Будды. Однако затем Ананда всё же покинул собор, по замечанию Ануруддхи – одного из учеников Будды.
Во время 1-го собора были составлены и систематизированы две важные части будущего палийского канона: Винаи и Сутты. Старейшина Упали прочёл наизусть речи учителя, касавшиеся правил монашеского поведения, – Винаи, а Ананда изложил все сутры, ставшие вскоре составными частями палийского канона – Типитаки.
В завершение состоялось обсуждение вопросов, касавшихся жизни общины монахов (сангхи), на котором Махакашьяпа предложил сохранить правила, данные Буддой Шакьямуни в первозданном виде, чтобы не давать повода мирянам обвинять монахов в упадке рвения. Собор поддержал это предложение. В результате благодаря своему авторитету среди монахов и мирян Махакашьяпа стал фактическим главой сангхи.
Согласно преданию, Махакашьяпа ушел из жизни в возрасте около 120 лет. После 1-го буддийского собора он почувствовал, что его миссия выполнена и ему следует перейти в нирвану. Перед смертью он завещал заботиться о монашеской общине, поклонился ступам с реликвиями Будды и отправился в Раджагаху. Там он взошел на гору Куккатапада, сел на травяную циновку, надел одежду, некогда подаренную Буддой Шакьямуни, и достиг особого состояния пресечения восприятия и чувств (пали nirodhasamapatti). Согласно преданию, его тело стало нетленным и было запечатано божествами в недрах горы. Только будда будущего Майтрея, сотворив великие чудеса, сумеет вытащить тело монаха из горы и получить одеяния Будды Шакьямуни. Царь Аджаташатру, перед которым гора Куккатапада расступилась, хотел кремировать тело Махакашьяпы, но Ананда отговорил его, объяснив, что в будущем его тело и одеяния Будды понадобятся Майтрее.
Согласно традициям чань-буддизма, гора Куккатапада расположена на юго-востоке Китая. По преданиям, некоторым усердным монахам, совершившим паломничество к горе, удавалось увидеть тело Махакашьяпы.
Образ Махакашьяпы в буддийском искусстве
В памятниках буддийского искусства Махакашьяпу изображали в паринирване, что символизировало непрерывность передачи буддийского учения. Монах также мог изображаться рядом с буддой Майтреей в контексте предвосхищающего ви́дения будущего. По мнению Дж. Стронга, такое изображение Махакашьяпы косвенно способствовало поклонению стопам Будды.
В махаянской иконографии Махакашьяпа часто изображался вместе с Анандой слева и справа от Будды. Эти два великих ученика были очень популярны в изображениях гандхарского искусства (греко-буддизма). Традиция скульптурных изображений Будды вместе с Махакашьяпой и Анандой была так же популярна, как и традиция скульптурных изображений Будды с Шарипутрой и Маудгальяяной по левую и правую стороны, которая получила распространение в изобразительном искусстве буддизма тхеравады.