Трикая
Трика́я [санскр. त्रिकाय – три тела (Будды)], в буддизме махаяны, учение о трёх телах Будды: Дхармакая [Тело Закона (Истины)], Самбхогакая (Тело Наслаждения) и Нирманакая (Тело Воплощения; Явленное Тело) и возможности их постижения живыми существами. Дхармакая, или непреходящая сущность Закона Будды, постигается только в состоянии бодхи (просветления). Тело Закона является также совокупностью всех махаянских сутр (Учение Будды), и прежде всего сутры Праджняпарамиты. В космологии буддизма Тело Закона трактуется как вся вселенная (дхарма-дхату), в ваджраяне – как изначальный Будда (Ади-Будда). В йогачаре и в тибетском буддизме трикая трактуется как абсолютная сущность мироздания или Самосущее Тело Будды. Самбхогакаю составляют многочисленные будды, наделённые совершенствами мудрости (праджня) и сострадания (каруна), пребывающие в «небесных странах», или чистых землях (буддха-кшетра), например, будды Амитабха и Вайрочана. Это тело (и каждый из его «представителей») характеризуется 32 большими и 80 малыми признаками Будды. Созерцать его могут мастера медитации (дхьяна) и бодхисаттвы. Нирманакая, в махаяне и ваджраяне, особая форма воплощения «вселенского» Тела Будды в физическом теле земных будд, в том числе и Будды Шакьямуни, являющихся для провозглашения Закона. Они могут появиться в качестве учителей в любое время и в любом месте сансары для живых существ различных видов и уровней духовной зрелости. В тибетском буддизме это понятие распространяется на все воплощения будд, бодхисаттв, дакинь и т. д., которые приходят на землю в качестве учителей (настоятели монастырей, главы школ, учёные ламы и т. д.). Как учение буддизма махаяны трикая полностью сложилось в школе йогачара (4 в.) и получило дальнейшее развитие в буддизме ваджраяны.