#Советские музыковеды
Советские музыковеды
Тег

Советские музыковеды

Советские музыковеды
Найденo 27 статей
Музыковеды
Рогаль-Левицкий Дмитрий Романович
Рога́ль-Леви́цкий Дми́трий Рома́нович (1898–1962), российский музыковед, инструментовед, педагог. В 1932–1937 и 1945–1962 гг. преподавал инструментовку в Московской консерватории (с 1946 профессор, в 1957–1962 заведующий кафедрой), среди учеников: А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай, румынский композитор Т. Олах. Автор оркестровых сюит на материале музыки русских и зарубежных композиторов. Автор 4-томного труда «Современный оркестр», научных и дидактических статей.
Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий.
Музыканты
Тагмизян Никогос
Тагмизя́н Никого́с (1926–2011), армянский музыковед, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1984). Доктор искусствоведения (1980). Родился в Афинах, в 1946 г. репатриировался в Армению. В 1959 г. окончил аспирантуру Ленинградской консерватории под руководством X. С. Кушнарёва. С 1960 г. научный, с 1963 г. старший научный сотрудник Матенадарана (профессор, 1987). С 1990 г. в США (гражданство с 1995). Автор трудов по истории и теории армянской музыки, крупнейший специалист по изучению армянской традиционной монодии, армянской невменной нотации (см. ст. Хазы). Автор монографии «Теория музыки в древней Армении» (1977) и других трудов.
Музыка
Музыковеды
Квитка Климент Васильевич
Кви́тка Климе́нт Васи́льевич (1880–1953), украинский и российский этномузыколог. Один из крупнейших собирателей народной музыки, разработал перспективные методы экспедиционной работы. Исследователь музыкального фольклора восточных славян, коми, а также абхазского, азербайджанского, армянского, грузинского фольклора. Важнейшие теоретические работы и научные открытия связаны с изучением архаичных форм и жанров (календарно-обрядовых, свадебных, трудовых песен, баллад, дум и плачей), их ладовых и ритмических основ, а также традиционных народных инструментов (кобзы, колёсной лиры, флейты Пана, скрипки, трещоток). Основоположник этномузыкальной педагогики. Организатор и руководитель Кабинета музыкальной этнографии Всеукраинской академии наук (Киев, 1921) и Кабинета по изучению музыкального творчества народов СССР Московской консерватории (Москва, 1937).
Климент Васильевич Квитка
Музыканты
Мехнецов Анатолий Михайлович
Мехнецо́в Анато́лий Миха́йлович (1936–2008), российский этномузыколог, заслуженный деятель искусств России (1994). Кандидат искусствоведения (1983). Собиратель и исследователь русского музыкального фольклора, педагог, общественный деятель. С 1976 г. возглавлял Лабораторию народного музыкального творчества Ленинградской консерватории (с 1991 Фольклорно-этнографический центр, с 2010 имени А. М. Мехнецова); создатель отделения этномузыкологии (1989, название с 2003). Научный руководитель и участник более 120 экспедиций, результаты которых составили один из крупнейших в России фондов фольклорно-этнографических материалов. Среди важнейших трудов: «Хороводные песни, записанные в Томской области» (1973), «Свадебные песни Томского Приобья: народные песни, записанные в Томской области» (1977), «Устьянские песни» (1983, 1984), «Лирические песни Томского Приобья» (1986), «Народная традиционная культура Псковской области» (2002), «Русские гусли и гусельная игра» (2006).
Анатолий Михайлович Мехнецов в экспедиции
Музыковеды
Протопопов Владимир Васильевич
Протопо́пов Влади́мир Васи́льевич (1908–2004), российский музыковед, библиограф, палеограф, текстолог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). С 1938 г. преподавал в Московской консерватории (профессор с 1961). Среди учеников: В. В. Задерацкий, Т. Н. Дубравская, Ю. К. Евдокимова, А. В. Конотоп, И. К. Кузнецов. Научная деятельность Протопопова включала вопросы теории и истории музыки, источниковедения, библиографии, редактирование и составление комментариев к изданию музыкальных и литературных работ. Редактор отдельных томов полного собрания сочинений М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.
Владимир Васильевич Протопопов
Музыковеды
Миронов Николай Назарович
Миро́нов Никола́й Наза́рович (1870–1952), музыковед, композитор, народный артист Узбекской ССР (1937). Родился в селе Воскресенск близ Самарканда (Туркестанское генерал-губернаторство, Российская империя, ныне Узбекистан). В 1890-е гг. служил военным капельмейстером в Коканде, с 1901 г. дирижёр симфонического оркестра Ташкентского музыкального общества. В 1918 г. участвовал в создании Туркестанской народной консерватории. В 1928–1932 гг. директор и преподаватель Самаркандского научно-исследовательского института по изучению музыки и хореографии Узбекистана. Участвовал в музыкально-этнографических экспедициях. Его записи использовали М. М. Ипполитов-Иванов, Р. М. Глиэр, В. А. Золотарёв, С. Н. Василенко. Автор музыкальной драмы «Кучкар Турдыев» (в соавторстве с Ю. Раджаби, 1942) и других музыкальных произведений, исследований «Музыка узбеков» (Самарканд, 1929), «Песни Ферганы, Бухары и Хивы» (Ташкент, 1931) и др.
Музыка
Музыковеды
Мазель Лев Абрамович
Ма́зель Лев Абра́мович (1907–2000), российский музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Автор исследований, посвящённых мелодике, гармонии, музыкальной эстетике, музыкальной форме, общим принципам художественного воздействия музыки, вопросам стилей, истории теории музыки. Совместно с В. А. Цуккерманом разработал методику «целостного анализа». Автор учебника «Строение музыкальных произведений» (1960). В 1931–1967 гг. преподавал в Московской консерватории. Среди учеников: Е. Н. Абызова, Э. Е. Алексеев, Ю. К. Евдокимова, В. В. Протопопов.
Лев Абрамович Мазель
Музыковеды
Скребков Сергей Сергеевич
Скребко́в Серге́й Серге́евич (1905–1967), российский музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Доктор искусствоведения (1945). В 1928 г. окончил Музыкальное училище имени Гнесиных (1928) по классу фортепиано Е. Ф. Гнесиной и классу композиции М. Ф. Гнесина и Р. М. Глиэра, в 1930 г. – Московскую консерваторию и Московский университет. В 1930–1932 гг. сотрудник Государственного института музыкальной науки. С 1932 г. преподавал в Московской консерватории (с 1946 профессор, в 1948–1967 заведующий кафедрой теории музыки). В 1944–1949 гг. заведующий кафедрой теории музыки Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1944–1952 гг. работал в Институте истории искусств. Сфера научных интересов – теория музыки, музыкальная акустика. Среди трудов: «Анализ музыкальных произведений» (Москва, 1958), «Полифония и полифонические формы» (Москва, 1962), «Гармония в современной музыке» (Москва, 1965), «Русская хоровая музыка XVII – начала XVIII вв. (Москва, 1969).
Сергей Сергеевич Скребков
1
2
3