#Советские музыковедыСоветские музыковедыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСоветские музыковедыСоветские музыковедыНайденo 30 статейМузыкантыМузыканты Фортунатов Юрий АлександровичФортуна́тов Ю́рий Алекса́ндрович (1911–1998), российский музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984). С 1945 г. до конца жизни преподавал в Московской консерватории инструментовку, чтение партитур, затем также историю оркестровых стилей (доцент с 1973, профессор с 1986). В числе многочисленных учеников: композиторы – Ю. М. Буцко, Г. И. Гладков, В. Тормис, П. Ривилис, К. С. Хачатурян, Н. С. Корндорф, А. И. Головин, Е. В. Щербаков; музыковеды – И. А. Барсова, В. П. Фраёнов, Е. М. Царёва, Ю. Е. Семёнов. Наиболее ценная часть наследия Фортунатова – лекции по оркестровым стилям (изданы в книге: Ю. А. Фортунатов. 2004, 2010), восстановленные оркестровые партитуры О. А. Козловского, новая оркестровка оратории Г. Г. Галынина «Девушка и смерть» (издана в 1974). Научные интересы охватывали также традиционную и композиторскую музыку Узбекистана (маком), Молдавии, Эстонии. Сыграл значительную роль в развитии музыкального искусства республик Союза ССР.Музыканты Браудо Исай АлександровичБра́удо Иса́й Алекса́ндрович (1896–1970), российский органист, педагог, музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Основатель санкт-петербургской органной школы. С 1923 г. работал в Петроградской консерватории (с 1924 – Ленинградская консерватория; с 1935 профессор). Автор исследований, посвящённых интерпретации органной музыки, в том числе книги «Артикуляция (О произношении мелодии)» (1961).Музыканты Кушнарёв Христофор СтепановичКушнарёв Христофо́р Степа́нович (1890–1960), российский музыковед, композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1939) и Узбекской ССР (1943). С 1925 г. преподавал в Ленинградской консерватории (профессор с 1937), внёс значительный вклад в разработку методики преподавания полифонии. Изучал традиционную музыку Востока, автор монографии «Вопросы истории и теории армянской монодической музыки» (1958). Среди сочинений: Пассакалия и фуга фа-диез минор для органа (1924), Соната для виолончели соло (1936), 10 хоров a cappella на армянские народные темы (1922–1939).Музыковеды Кандинский Алексей ИвановичКанди́нский Алексе́й Ива́нович (1918–2000), российский музыковед и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Доктор искусствоведения (1984). Центральная тема в научной и просветительской работе Кандинского – творчество Н. А. Римского-Корсакова, которому посвящены обе его диссертации, многие статьи, главы в учебниках для музыкальных училищ и вузов.Музыковеды Рогаль-Левицкий Дмитрий РомановичРога́ль-Леви́цкий Дми́трий Рома́нович (1898–1962), российский музыковед, инструментовед, педагог. В 1932–1937 и 1945–1962 гг. преподавал инструментовку в Московской консерватории (с 1946 профессор, в 1957–1962 заведующий кафедрой), среди учеников: А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай, румынский композитор Т. Олах. Автор оркестровых сюит на материале музыки русских и зарубежных композиторов. Автор 4-томного труда «Современный оркестр», научных и дидактических статей.Музыканты Тагмизян НикогосТагмизя́н Никого́с (1926–2011), армянский музыковед, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1984). Доктор искусствоведения (1980). Родился в Афинах, в 1946 г. репатриировался в Армению. В 1959 г. окончил аспирантуру Ленинградской консерватории под руководством X. С. Кушнарёва. С 1960 г. научный, с 1963 г. старший научный сотрудник Матенадарана (профессор, 1987). С 1990 г. в США (гражданство с 1995). Автор трудов по истории и теории армянской музыки, крупнейший специалист по изучению армянской традиционной монодии, армянской невменной нотации (см. ст. Хазы). Автор монографии «Теория музыки в древней Армении» (1977) и других трудов.Музыковеды Квитка Климент ВасильевичКви́тка Климе́нт Васи́льевич (1880–1953), украинский и российский этномузыколог. Один из крупнейших собирателей народной музыки, разработал перспективные методы экспедиционной работы. Исследователь музыкального фольклора восточных славян, коми, а также абхазского, азербайджанского, армянского, грузинского фольклора. Важнейшие теоретические работы и научные открытия связаны с изучением архаичных форм и жанров (календарно-обрядовых, свадебных, трудовых песен, баллад, дум и плачей), их ладовых и ритмических основ, а также традиционных народных инструментов (кобзы, колёсной лиры, флейты Пана, скрипки, трещоток). Основоположник этномузыкальной педагогики. Организатор и руководитель Кабинета музыкальной этнографии Всеукраинской академии наук (Киев, 1921) и Кабинета по изучению музыкального творчества народов СССР Московской консерватории (Москва, 1937).Музыканты Мехнецов Анатолий МихайловичМехнецо́в Анато́лий Миха́йлович (1936–2008), российский этномузыколог, заслуженный деятель искусств России (1994). Кандидат искусствоведения (1983). Собиратель и исследователь русского музыкального фольклора, педагог, общественный деятель. С 1976 г. возглавлял Лабораторию народного музыкального творчества Ленинградской консерватории (с 1991 Фольклорно-этнографический центр, с 2010 имени А. М. Мехнецова); создатель отделения этномузыкологии (1989, название с 2003). Научный руководитель и участник более 120 экспедиций, результаты которых составили один из крупнейших в России фондов фольклорно-этнографических материалов. Среди важнейших трудов: «Хороводные песни, записанные в Томской области» (1973), «Свадебные песни Томского Приобья: народные песни, записанные в Томской области» (1977), «Устьянские песни» (1983, 1984), «Лирические песни Томского Приобья» (1986), «Народная традиционная культура Псковской области» (2002), «Русские гусли и гусельная игра» (2006).Музыковеды Протопопов Владимир ВасильевичПротопо́пов Влади́мир Васи́льевич (1908–2004), российский музыковед, библиограф, палеограф, текстолог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). С 1938 г. преподавал в Московской консерватории (профессор с 1961). Среди учеников: В. В. Задерацкий, Т. Н. Дубравская, Ю. К. Евдокимова, А. В. Конотоп, И. К. Кузнецов. Научная деятельность Протопопова включала вопросы теории и истории музыки, источниковедения, библиографии, редактирование и составление комментариев к изданию музыкальных и литературных работ. Редактор отдельных томов полного собрания сочинений М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.Музыковеды Миронов Николай НазаровичМиро́нов Никола́й Наза́рович (1870–1952), музыковед, композитор, народный артист Узбекской ССР (1937). Родился в селе Воскресенск близ Самарканда (Туркестанское генерал-губернаторство, Российская империя, ныне Узбекистан). В 1890-е гг. служил военным капельмейстером в Коканде, с 1901 г. дирижёр симфонического оркестра Ташкентского музыкального общества. В 1918 г. участвовал в создании Туркестанской народной консерватории. В 1928–1932 гг. директор и преподаватель Самаркандского научно-исследовательского института по изучению музыки и хореографии Узбекистана. Участвовал в музыкально-этнографических экспедициях. Его записи использовали М. М. Ипполитов-Иванов, Р. М. Глиэр, В. А. Золотарёв, С. Н. Василенко. Автор музыкальной драмы «Кучкар Турдыев» (в соавторстве с Ю. Раджаби, 1942) и других музыкальных произведений, исследований «Музыка узбеков» (Самарканд, 1929), «Песни Ферганы, Бухары и Хивы» (Ташкент, 1931) и др. 123