Богачёва Ирина Петровна
Богачёва Ири́на Петро́вна (2.3.1939, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 19.9.2019, там же), российская певица (меццо-сопрано), педагог, народная артистка СССР (1976).
Отец – профессор П. Г. Комяков, заведующий кафедрой чёрной металлургии в Ленинградском политехническом институте имени М. И. Калинина. В годы Великой Отечественной войны пережила блокаду Ленинграда. Учиться академическому пению начала в 1956 г. в кружке художественной самодеятельности у бывшей солистки Мариинского театра М. Т. Фитингоф. В 1965 г. окончила Ленинградскую консерваторию по классу И. П. Тимоновой-Левандо. В 1962 г. получила 2-ю премию на Всесоюзном конкурсе имени М. И. Глинки, в 1967 г. – 1-ю премию на Международном конкурсе вокалистов в Рио-де-Жанейро. В 1968–1969 гг. стажировалась в театре «Ла Скала» (у Дж. Барра).
Карьера Богачёвой связана с Ленинградским театром оперы и балета имени С. М. Кирова (с 1992 г. Мариинский театр). В 1963 г. принята в стажёрскую группу, дебютировала в 1964 г. в партии Полины («Пиковая дама» П. И. Чайковского). В 1965–2019 гг. – солистка театра, на сцене которого исполнила более 30 партий, в их числе – Азучена и Амнерис («Трубадур» и «Аида» Дж. Верди), Любаша («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Марфа и Марина Мнишек («Хованщина» и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Шарлотта («Вертер» Ж. Массне), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Элен Безухова и Ахросимова («Война и мир» С. С. Прокофьева). Была признана одной из лучших исполнительниц партии Кармен (одноимённая опера Ж. Бизе) среди оперных певиц своего поколения. Cпециально для Богачёвой написаны партии Аксиньи в опере «Григорий Мелехов» И. И. Дзержинского и Марты Скавронской/Екатерины в опере «Пётр Первый» А. П. Петрова (первая постановка этих опер с её участием состоялась в 1967 и 1975 соответственно).
С конца 1960-х до начала 2000-х гг. гастролировала в зарубежных оперных театрах. В 1969 г. дебютировала в «Ла Скала» (Ульрика в опере «Бал-маскарад» Верди). В 1978 г. на сцене театра «Колон» (Буэнос-Айрес) исполнила партию Эболи в его же опере «Дон Карлос» (выступала в ансамбле с Н. Гюзелевым и Г. Димитровой). В 1987 г. приняла участие в первых гастролях труппы Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова на сцене театра «Ковент-Гарден». Выступила здесь в партии Графини («Пиковая дама» П. И. Чайковского), которую считала одной из лучших в своём оперном репертуаре. В той же партии выступила в 1990 г. в парижском «Опера Бастий» (постановка А. С. Кончаловского), в 1999 г. дебютировала на сцене «Метрополитен-оперы» (Нью-Йорк). В 2000 г. исполнила партию Домны Сабуровой в «Царской невесте» Римского-Корсакова на сцене Оперы Сан-Франциско (вместе с О. В. Бородиной, А. Ю. Нетребко и Д. А. Хворостовским). Наряду с достоинствами голоса западная критика отмечала драматический талант Богачёвой [например, в партии Марфы из «Хованщины» (Оперный театр Манчестера, 1973)].
Гастролировала как камерная певица в России и за рубежом (в Норвегии, Франции, Испании, Великобритании, Германии, Италии, Китае, Японии). Особое место в камерном репертуаре отводила музыке Д. Д. Шостаковича, впервые исполнила его вокальный цикл «Шесть стихотворений Марины Цветаевой» (1973), а также авторскую версию этого сочинения для голоса и струнного оркестра (1974, премьерой дирижировал Р. Б. Баршай). Значительную часть репертуара Богачёвой составляла музыка советских композиторов, в том числе В. А. Гаврилина, А. П. Петрова, С. М. Слонимского, А. И. Хачатуряна. Её сольные камерные программы из произведений Шостаковича и Мусоргского на Эдинбургском международном фестивале в 1987 г. были восторженно приняты публикой и отмечены в британской прессе (Larner G. Bogachova / Lott // The Guardian 1987. P. 9).
С 1980 г. преподавала оперное пение в Ленинградской консерватории (с 1982 профессор, в 2003–2019 заведующая кафедрой сольного пения); среди учеников – О. В. Бородина, О. А. Петрова, Б. А. Пинхасович.
Снялась в документальных фильмах «Поёт Ирина Богачёва» (1970), «Голос и орган» (1975), «Жизнь моя – опера» (1979; все – режиссёр В. Ф. Окунцов), а также «Кармен – страницы партитуры» (1983, режиссёр О. В. Рябоконь) и др., в телевизионных моноспектаклях режиссёра И. Е. Таймановой «Итальянские грезы» (1993), «Любовь и жизнь женщины» (1995), «Русский романс» (2005).
Среди аудиозаписей: «Шесть стихотворений Марины Цветаевой» и «Шесть песен на стихи английских поэтов» Д. Д. Шостаковича (1975), альбом старинных арий (1975), подборка оперных арий 19–20 вв. (1978).
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1973). Государственная премия СССР (1984). Почётный член Филармонического общества Санкт-Петербурга (1997). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2000). Награждена орденами Дружбы народов (1981), «За заслуги перед Отечеством» 3-й (2000) и 4-й (2009) степени. Лауреат Российской национальной премии «Золотая маска» («За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», 2017).
Муж – Станислав Леонович Гаудасинский (4.3.1937 – 20.3.2020), театральный деятель, народный артист РСФСР (1989). Заведовал кафедрой музыкальной режиссуры в Санкт-Петербургской консерватории.
Дочь – Елена Станиславовна Гаудасинская (3.9.1967 – 30.10.2019), пианистка, заслуженная артистка РФ (2006). Заведовала кафедрой концертмейстерского мастерства Санкт-Петербургской консерватории.