Блейбтрой Карл
Бле́йбтрой Карл, Карл Август Блайбтрой [Karl (Carl) August Bleibtreu; псевдоним Джон Макреди, John Macready] (13.1.1859, Берлин – 30.1.1928, Локарно, Швейцария), немецкий писатель, литературный критик.
Сын художника-баталиста и военного корреспондента Георга Блейбтроя (1828–1892). С юности интересовался героическими преданиями и военной историей. Первые произведения – переложение на немецкий язык исландской саги о Гуннлауге Змеином языке («Gunnlaug Schlangenzunge. Eine Inselmär», 1879) и книга воспоминаний вымышленного французского офицера «Dies Irae» (1882, опубликована анонимно) о сражении при Седане 1870 г. В начале 1880-х гг. изучал философию в Берлинском университете, но прервал учёбу в 1884 г. и отправился в путешествие по Бельгии, Венгрии, Италии и Великобритании. По возвращении жил в Берлине и Шарлоттенбурге (ныне в черте Берлина).
В 1884 г. Блейбтрой возглавил берлинскую газету Kleines Tagblatt («Маленькая ежедневная газета»). С 1885 г. опубликовал множество литературно-критических статей в журнале Berliner Monatshefte («Берлинский ежемесячник») и других изданиях. В 1886–1888 гг. издавал Magazin für die Litteratur des In- und Auslandes («Журнал отечественной и зарубежной литературы»). В 1888–1890 гг. редактор главного журнала немецкого натурализма Die Gesellschaft («Общество»), основанного писателем М. Г. Конрадом (1846–1927).
В 1890 г. Блейбтрой вместе с Конрадом и писателем К. Альберти (1862–1918) создал в Берлине театральное объединение «Немецкая сцена» («Deutsche Bühne») в качестве конкурента берлинскому театральному сообществу «Свободная сцена» («Die Freie Bühne»), однако проект просуществовал менее года. С 1890-х гг. Блейбтрой обратился к литературному творчеству. С 1908 г. жил в Локарно (Швейцария). Постоянный кинорецензент в швейцарском журнале Die Ähre («Колос»).
Как критик, Блейбтрой стремился укрепить реализм в немецкой литературе, который, по его мнению, должен был стать следующим великим этапом после эпохи «Бури и натиска». В статье «Революция литературы» («Revolution der Literatur», 1886), программной для молодого поколения немецких писателей, выдвинул требования конкретности при освещении актуальных общественных проблем, а также «мужественности» (бесстрашия) и «страстности»: считал, что только субъективность повествования позволяет передать художественную правду и преодолеть традиции. Призывал отказаться как от подражания классическим образцам, так и от мелодраматизма и поверхностности современной ему литературы. Ориентировался на французский натурализм и творчество Э. Золя, в особенности роман «Жерминаль» («Germinal», 1885), но выступал против присущего ему натуралистического объективизма. Блейбтрой придавал мало значения эстетическому совершенству; полагал, что изысканность формы способна повредить оригинальности и глубине мысли (такова, по мнению писателя, поэзия А. фон Платена). Нередко приводил в качестве образца собственные произведения.
Лучшим поэтом мировой литературы Блейбтрой называл Р. Бёрнса за оригинальность и естественность (статья «Другие времена, другие песни!», «Andere Zeiten, andere Lieder!», 1885); высоко ценил немецкого писателя М. Кретцера (1854–1941), считая его равновеликим Золя. Категорически отвергал творчество Т. Шторма, Г. Келлера, Г. Ибсена и многих других. Не принял к печати в журнале Die Gesellschaft пьесу «Перед восходом солнца» («Vor Sonnenaufgang», 1889) Г. Гауптмана. В статье «Война и мир» («Krieg und Frieden», 1889) резко критиковал роман «Война и мир» Л. Н. Толстого за историко-политическую составляющую.
Придерживался националистических, антисемитских взглядов, пренебрежительно отзывался о русских, французах, англичанах. Своих литературных оппонентов критик обвинял в невежестве, продажности, глупости; постоянным предметом его нападок была газета Berliner Tageblatt.
Роман «Мания величия» («Grössenwahn», в 3 томах, 1888) о богеме и военных кругах Берлина сочетает черты натурализма и югендстиля (эротизм, рефлексия). Произведение носит подзаголовок «патологический роман» (Pathologischer Roman), почти каждый его персонаж глубоко порочен. В основе их изображения лежит идея зависимости психологии человека от расы, а также автобиографические наблюдения Блейбтроя (например, путешествие в Англию в 1877). Заметно влияние романа «Творчество» («L’œuvre», 1886) Золя.
В художественных биографиях Дж. Г. Байрона («Байрон, сверхчеловек. Его жизнь и творчество», «Byron der Übermensch. Sein Leben und sein Dichten», 1890), О. фон Бисмарка («Бисмарк», «Bismarck», в 4 томах, 1915), Наполеона I, Фридриха II Великого Блейбтрой развивал концепцию сверхчеловека Ф. Ницше. Написал литературные портреты и биографии маркиза де Сада, Е. П. Блаватской (книга «Е. П. Блаватская и тайное учение», «H. P. Blavatsky und die Geheimlehre», 1904) и многих других.
Автор нескольких десятков военно-исторических произведений, среди которых «Битва при Марс-ла-Тур» («Der Kampf bei Mars la Tour», 1897) о франко-германской войне 1870–1871 гг., при подготовке которого писатель обращался к записям отца, и «Сражение под Кёниггретцем 3 июля 1866 г.» («Schlacht bei Königgrätz am 3. Jili 1866», 1903) об австро-прусской войне 1866 г.
Автор работ «История английской литературы» («Geschichte der englischen Literatur», 1888) и «История немецкой национальной литературы от смерти Гёте до современности» («Geschichte der deutschen Nationalliteratur von Goethes Tod bis zur Gegenwart», 1912). В книге историко-культурных размышлений «Восход Европы» («Der Aufgang des Abendlandes», 1925; под псевдонимом Джон Макреди, John Macready) полемизировал с трудом «Закат Европы» О. Шпенглера.
Резкость, категоричный тон и порой непопулярные суждения сделали Блейбтроя одной из самых провокационных фигур в немецкой литературной публицистике рубежа 19–20 вв.