#Советские драматургиСоветские драматургиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСоветские драматургиСоветские драматургиНайденo 20 статейЛитераторыЛитераторы Арбузов Алексей НиколаевичАрбу́зов Алексе́й Никола́евич (1908–1986), русский драматург, сценарист, педагог. С 1920-х гг. работал актёром, режиссёром и драматургом в театрах Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) и Москвы. Признание принесла пьеса «Таня» (1938) – история взросления романтически настроенной героини и обретения ею себя в профессии и социуме. Среди наиболее значимых пьес: «Иркутская история» (1959) о духовном возрождении героини в любви и труде; «Мой бедный Марат» (1964), в которой развивается любовный треугольник в обстоятельствах блокады Ленинграда и послевоенных лет; «Старомодная комедия» (1975) о поздней любви. В центре внимания творчества – человеческие взаимоотношения и познание героями самих себя. Пьесам свойственны светлая тональность и лиризм, в некоторых случаях камерность; Арбузов экспериментировал с жанром (пьеса-хроника, мелодрама, водевиль) и системой персонажей (Хор). В 1938–1941 гг. один из руководителей Московской театральной студии («Арбузовская студия»), в 1970-х гг. вёл студию-мастерскую молодых драматургов. Государственная премия СССР (1980).Литераторы Овечкин Валентин ВладимировичОве́чкин Валенти́н Влади́мирович (1904–1968), русский писатель. Широкую известность принёс цикл очерков «Районные будни» (1952–1956), направленный против партфункционеров и вскрывавший существенные недочёты в политике партии в области сельского хозяйства. Очерки стали программным произведением литературы «оттепели», положив начало деревенской прозе.Литераторы Вампилов Александр ВалентиновичВампи́лов Алекса́ндр Валенти́нович (1937–1972), русский драматург, прозаик. В пьесах отобразил эпоху рубежа 1960–1970-х гг. с её противоречиями и кризисом веры; герой Вампилова – рефлексирующая личность в состоянии внутреннего разлада. В основе сюжетов, как правило, анекдотическая ситуация, розыгрыш или случайное стечение обстоятельств, которые оказываются для персонажей моментом истины, духовного прозрения. Наиболее значительны пьесы «Старший сын» (1-я редакция опубликована в 1965, 2-я редакция – в 1968), «Утиная охота» (1967) и «Прошлым летом в Чулимске» (1971), образующие т. н. трагическую трилогию. Её герои переживают внутренний перелом, по-новому осмысляя ценность человеческих отношений, приближаются к обретению веры. Среди других сочинений – книга рассказов «Стечение обстоятельств» (1961), очерки, фельетоны.Литераторы Розов Виктор СергеевичРо́зов Ви́ктор Серге́евич (1913–2004), русский драматург. Первая пьеса – «Семья Серебрийских» (создана в 1943, переработана и поставлена под названием «Вечно живые» в 1956; экранизирована под названием «Летят журавли» в 1957). Широкую известность принесла пьеса «В добрый час!» (создана в 1953, поставлена в 1954; экранизирована в 1956). В центре драматургии Розова – проблема нравственного выбора: «В поисках радости» (создана в 1957, поставлена в 1957; экранизирована под названием «Шумный день» в 1960), «Перед ужином» (создана в 1961, поставлена в 1962; телеспектакль 1980), «Затейник» (создана в 1964, поставлена в 1966), «Традиционный сбор» (создана в 1966, поставлена в 1967; экранизирована под названием «За всё в ответе» в 1972), «Гнездо глухаря» (создана в 1978, поставлена в 1980; телеспектакль 1987), «Кабанчик» (создана в 1983, поставлена и опубликована в 1987) и др. Для пьес характерны живой и сжатый диалог, тонкая психологическая прорисовка характеров и отношений.Литераторы Вишневский Всеволод ВитальевичВишне́вский Все́волод Вита́льевич (1900–1951), русский драматург, прозаик, журналист. В пьесах Вишневского эпическая широта и хроникальность сочетаются с героико-революционным романтическим пафосом; их отличает использование художественного монтажа, музыки и пантомимы. Наиболее известны драматическая хроника «Первая Конная» (опубликована в 1930), драма «Последний решительный» (1930), «Оптимистическая трагедия» (1932), публицистическая трагедия «Германия» (1933). Среди других сочинений: книги прозы «За власть Советов» (1924), «Между смертями» (1925); литературные портреты «Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин» (1938), «Эйзенштейн» (1939); «роман-фильм» «Мы, русский народ» (1937); киносценарий «Мы из Кронштадта» (1933); документально-художественная эпопея «Война» (не окончена); переводы драм Ф. Вольфа.Литераторы Липатов Виль ВладимировичЛипа́тов Виль Влади́мирович (1927–1979), русcкий писатель, драматург. Широкую известность ему принесла повесть «Деревенский детектив» (1967), открывающая цикл историй из жизни сельского милиционера Анискина. Среди других известных произведений: повести «Серая мышь» (1970), «Ещё до войны» (1971), «Житие Ванюшки Мурзина, или Любовь в Старо-Короткине» (1978), романы «И это всё о нём» (1974), «Игорь Саввович» (1977), «Лев на лужайке» (1989).Литераторы Шварц Евгений ЛьвовичШварц Евге́ний Льво́вич (1896–1958), русский писатель, сценарист. Публиковался с 1923 г. как фельетонист и автор стихотворных сатирических обозрений. Испытал влияние ОБЭРИУ. Используя сюжеты Ш. Перро и Х. К. Андерсена, создал оригинальный жанр театральной сказки для детей и взрослых, сочетающей реальность и фантастику, нередко – с элементами аллегории и политической сатиры: пьесы «Голый король» (1934, опубликована в 1960), «Красная Шапочка» (1937), «Снежная королева» (1938, экранизирована в 1966), «Тень» (поставлена в 1940, экранизирована в 1971 и в 1991) и др. Протест против тоталитаризма и унижения человеческого достоинства – в центре наиболее острой сатирической пьесы-памфлета «Дракон» (1944, поставлена в 1944 и в 1962, опубликована в 1962, экранизирована в 1988). Усилением лирического начала, интересом к психологии и быту современного человека, а также сочетанием философской сатиры и эксцентрики отмечена пьеса-притча «Обыкновенное чудо» (1956, экранизирована в 1964 и в 1978).Литераторы Рощин Михаил МихайловичРо́щин Михаи́л Миха́йлович (1933–2010), русский писатель. Прославился пьесой о любви и нравственном долге «Валентин и Валентина» (1971). Пьесы «Старый новый год» (1967), «Эшелон» (1975) и др. отличаются вниманием к повседневности, живым, насыщенным бытовой лексикой языком и тяготеют к условно-игровому началу, эксперименту с жанровыми формами и сценическим пространством. Совместно с А. Н. Казанцевым издавал журнал «Драматург» (1993–1998) и в 1998 г. основал «Центр драматургии и режиссуры» в Москве.Литераторы Софронов Анатолий ВладимировичСофро́нов Анато́лий Влади́мирович (1911–1990), русский писатель. Представитель социалистического реализма. В основе пьес преимущественно комедийные и водевильные ситуации («В одном городе», 1946, «Миллион за улыбку», «Стряпуха», обе – 1959, и др.). Многие стихотворения положены на музыку (среди композиторов – М. И. Блантер, С. С. Туликов, О. Б. Фельцман).Литераторы Павлов Фёдор ПавловичПа́влов Фёдор Па́влович (1892–1931), чувашский драматург, композитор, хоровой дирижёр, фольклорист. Основоположник чувашской реалистической драматургии (комедия «В суде», 1919; драма «В деревне», 1922). Один из первых чувашских профессиональных композиторов. Хоровые обработки чувашских народных песен опубликованы в сборнике «Сăрнай» (1924). 12