Дейр-эль-Бахри
Дейр-эль-Ба́хри [араб. الدير البحري – северный монастырь, егип. int nb-Hpt-ra (Инет Небхепетра) – долина Небхепетра; Dsrt (Джесерет) или Dsrw (Джесеру) – священная (долина)], территория с древними культовыми и погребальными памятниками в Египте, часть Фиванского некрополя.
Расположена на западном (левом) берегу реки Нил, напротив г. Луксор в одноимённой мухафазе. Включает храмы фараонов Ментухотепа Небхепетра (Ментухотепа II), Хатшепсут и Тутмоса III и ряд гробниц, созданные в период с XI династии (конец 3-го тыс. до н. э. и начало Среднего царства) до правления Птолемеев (конец 1-го тыс. до н. э.). Напоминающая амфитеатр форма Дейр-эль-Бахри, примыкающей к т. н. Фиванской горе, во многом определила композицию расположенных здесь сооружений. Все они принадлежат к типу вписанного в рельеф террасного храма с портиками на фасадах и соединяющими их пандусами. При этом сохранялась традиционная для заупокойных сооружений ориентация с востока на запад, от Нила к пустыне (часто приблизительная; в случае Дейр-эль-Бахри в реальности – с юго-востока на северо-запад).
История изучения памятников Дейр-эль-Бахри
Западные путешественники и исследователи посещали Дейр-эль-Бахри с начала 18 в. Побывавший там в 1737 г. английский священник Р. Поукок включил рассказ о храме Хатшепсут (оставшийся для него безымянным; два других храма тогда ещё не были обнаружены) в своё «Описание Востока и некоторых других стран» (Pocoke R. A description of the East, and some other countries. Vol. 1. London, 1743. P. 100). Французские инженеры Ж.-Б. П. Жоллуа и Э. де Вилье дю Терраж (Девилье) были здесь в 1799 г. в ходе Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта и упомянули храм Хатшепсут в главе о Фивах «Описания Египта» (Description générale de Thèbes // Description de l’Égypte. T. 1, Chap. 9. Paris, 1809. P. 10), а также нанесли его на карту (Description de l’Égypte. T. 2. Paris, 1812. Pl. 1). Ж.-Ф. Шампольон посетил Дейр-эль-Бахри в 1829 г., но не выяснил посвящение храма, неверно прочитав имя Хатшепсут в картуше (Champollion J.-F. Lettres écrites d'Égypte et de Nubie, en 1828 et 1829. Paris, 1833. P. 292–302). Британский египтолог Дж. Г. Уилкинсон первым ввёл в научный оборот топоним «Дейр-эль-Бахри» (под «северным монастырём» имелся в виду коптский монастырь Святого Фойбаммона, действовавший на развалинах храма в 1-м тыс. н. э.; Wilkinson J. G. Topography of Thebes, and general view of Egypt. London, 1835. P. 90). К. Р. Лепсиус, побывав здесь в 1844 г., смог почти правильно прочесть одно из имён Хатшепсут – «Нуметамон» вместо верного «Хнеметамон» (Lepsius K. R. Briefe aus Ägypten, Äthiopien und der Halbinsel des Sinai geschrieben, 1842–1845. Berlin, 1852. S. 295).
Первые регулярные раскопки провёл здесь директор Египетской службы древностей О. Мариет (в 1858, 1862 и 1866), который уже был уверен в том, что храм посвящён именно царице – дочери Тутмоса I и супруге Тутмоса II (однако не совсем правильно прочёл её имя) и предложил первую реконструкцию этого сооружения (совместно с Э. Брюном). В 1859 г. британский дипломат и политический деятель Ф. Темпл-Блэквуд (позже 1-й маркиз Дафферин и Ава) обнаружил храм Ментухотепа Небхепетра и провёл здесь раскопки. В 1881 г. сотрудники Службы древностей раскрыли «Тайник Дейр-эль-Бахри» с мумиями более 40 фараонов, цариц и членов их семей Нового царства, включая Тутмоса III, Сети I и Рамсеса II, который был создан в гробнице верховного жреца Амона Пинеджема II (TT320) в середине 10 в. до н. э. (тайник был найден и частично разграблен местными жителями ещё в 1871).
Под эгидой британского Фонда исследования Египта швейцарский археолог Э. Навиль первым провёл масштабные и систематические раскопки храмов Хатшепсут (1893–1899, 1903–1906; также начал его реставрацию) и Ментухотепа Небхепетра (1903–1907; предложил его первую реконструкцию) и подробно опубликовал свои находки (включая часовню Хатхор храма Тутмоса III, которую он не идентифицировал как относящуюся к этому, в тот момент ещё не обнаруженному святилищу). Многие иллюстрации в этой публикации (Naville E. H. The temple of Deir el-Bahari. 1894–1908) выполнены участником его экспедиции в 1894–1899 гг. Г. Картером, который в 1900 г. уже как инспектор Службы древностей провёл раскопки кенотафа Баб-эль-Хосан во дворе храма Ментухотепа.
С 1911 г. в Дейр-эль-Бахри работала экспедиция нью-йоркского Метрополитен-музея под руководством Х. Уинлока (до 1931), а затем А. Лансинга (до 1936). В 1925–1952 гг. шла реставрация храма Хатшепсут под руководством архитектора Э. Бареза, директора работ Египетской службы древностей.
С 1961 г. в храме Хатшепсут начала раскопки и консервационно-реставрационные работы экспедиция Польского центра в Каире (ныне Польско-египетская археологическая и консервационная экспедиция Польского центра средиземноморской археологии в Варшавском университете) под руководством египтолога К. Михаловского (до 1981; с 2020 директор П. Худзик). В феврале 1962 г. археолог Я. Липинская обнаружила третий храм ансамбля – святилище Амона фараона Тутмоса III (раскопки в основном велись до 1967; реконструкция его декора идёт с 1978, также работает эпиграфическое подразделение, в том числе исследующее граффити).
В 1966–1971 гг. возглавляемая исследователем Д. Арнольдом экспедиция Каирского отделения Немецкого археологического института своей работой подвела итог археологическим исследованиям храма Ментухотепа Небхепетра; Арнольд предложил новую его реконструкцию, актуальную и в начале 2020-х гг.
Храм Ментухотепа Небхепетра
Первый фараон Среднего царства Ментухотеп Небхепетра, представитель XI династии, вновь объединивший Верхний и Нижний Египет (конец 3-го тыс. до н. э.), выбрал для своего заупокойного храма местность, ныне известную как Дейр-эль-Бахри, а уже тогда – древний центр поклонения богине Хатхор в образе коровы, напротив Карнакского храма, возможно, уже тогда – важного места культа Амона. В своей постройке, самом раннем дошедшем до нас фиванском заупокойном храме, Ментухотеп первым соединил царский культ и святилища божеств, причём религиозная часть (включая помещение для отправления заупокойного ритуала) уже преобладает над захоронением, скрытым на глубине 45 м под скалами, в конце 150-метрового коридора (что предвосхитило последующее разделение храма фараона и его гробницы, особенно в Новом царстве). Храм Ах-сут Небхепетра [Ax-swt nb-Hpt-ra – благодатны (сияющи, блаженны) места Небхепетра] был посвящён, кроме самого Ментухотепа, ещё Монту-Ра (Менту-Ра), фиванскому богу-творцу, и начавшему своё возвышение Амону.
Храмовый комплекс Ах-сут, ориентированный с востока на запад, начинался с небольшого храма на границе плодородной земли и пустыни (снесён при строительстве храма Рамсеса VI в Асасифе при XX династии), откуда к собственно храму фараона вела священная (процессионная) дорога (длина около 1200 м, ширина – 46 м), ограждённая стенами высотой 3,5 м; её фланкировали статуи стоящего Ментухотепа Небхепетра в хебседном одеянии. Передний двор окружала стена из песчаника и известняка с двумя дублирующими её снаружи кирпичными стенами; главные восточные ворота шириной 4 м в этой ограде, вероятно, представляли собой род пилона. Также существовала названная по очертаниям охваченной ею территории «щитовидной» стена из песчаника: она ограждала значительную площадь к северу от храма (её в Новое царство занял храм Хатшепсут), а также известняковая стена вокруг его северных и южных боковых дворов.
В переднем дворе разбили сад, редкий пример священной рощи, следы которой неплохо сохранились: с обеих сторон священной дороги, основной оси ансамбля, росли по четыре больших дерева – сикоморы и тамариски. Справа и слева от них были посажены тамариски меньших размеров. К югу от дороги между бо́льшими деревьями находились две прямоугольные клумбы, где найдены остатки цветочных стеблей и корней. Яма для высадки огромной сикоморы в северной части двора близ Баб-эль-Хосана, снабжённая большим алтарём из ила, могла быть местом поклонения Хатхор, один из эпитетов которой – «владычица сикоморы» (nbt-nht, небет-нехт).
В восточной части переднего двора находился вход в дромос длиной около 150 м, ведущий в Баб-эль-Хосан (араб. باب الحصان - «ворота коня») – вероятно, кенотаф Ментухотепа Небхепетра (или символическая гробница Осириса). Там Г. Картер обнаружил статую сидящего царя в виде этого бога, лежавшую на левом боку и запелёнатую как мумия, пустой деревянный саркофаг, керамику и модели лодок, а также подношения пищи. Статуя (раскрашенный песчаник, высота 203 см) ныне хранится в Египетском музее в Каире. К северо-западу от Баб-эль-Хосана находилось кирпичное сооружение типа мастабы, видимо, тоже разновидность кенотафа, но без подземных помещений.
Храм Ментухотепа располагался в западной части двора, в юго-западном углу Дейр-эль-Бахри. Его фасад составляли два яруса портиков на столбах: за нижним скрывалась 5-метровая платформа, на которую подняты основные помещения храма (естественный выступ породы, досыпанный щебнем до нужной высоты и облицованный с боков известняковыми плитами, а сверху – песчаником). Плиты пола и потолка, столбы и архитрав выполнены из песчаника, боковые стены ведущего на второй ярус пандуса (ширина 7 м, длина около 25 м) облицованы известняком. Рельефы на фасаде платформы и в портиках изображают вереницы лодок (возможно, переправа через Нил во время религиозного празднества хеб-седа или при погребении фараона), охоту фараона на антилоп в пустыне и схватки с азиатами-ааму (aAmw).
На платформе, в окружении колоннады из прямоугольных опор высотой 3,3 м, размещался т. н. зал-деамбулаторий (назван по аналогии с одноимённой частью христианской базилики, т. к. представлял собой обход вокруг «ядра» Ах-сут). Снаружи на его стенах изображены приготовления приношений для царского Ка, сцены охоты царя в пустыне и на болотах. Внутри него находилось «ядро» храма, плохо сохранившийся объём (квадрат со стороной в 22,2 м в плане) со слегка наклонёнными назад гранями. Он состоял из оболочки (толщина у основания 3,7 м; каменная кладка из кремнистой горной породы и известняка, покрытая известняковой и песчаниковой облицовкой), наполненной перемежающимися слоями кремниевой гальки и почвы, сверху закреплёнными связующим веществом из растёртой извести и ила. По версии Э. Навиля, сохранившаяся часть «ядра» служила цоколем для кирпичной пирамиды общей высотой около 22 м (Naville E. H. The XIth dynasty temple at Deir el-Bahari. Vol. 2. 1910. Pl. 24), однако Д. Арнольд изучил сохранившиеся детали храма Ах-сут и произвёл расчёты, показавшие, что даже кирпичная пирамида раздавила бы такое рыхлое основание, как «ядро» храма Ментухотепа Небхепетра. Его вариант реконструкции, ныне принятый большинством исследователей, – это напоминающий мастабу 11-метровый алтарь солнечного бога, в роли которого здесь выступал Монту-Ра (Arnold D. Der Tempel des Königs Mentuhotep von Deir el-Bahar. Bd. 1. 1974).
«Ядро» внутри «деамбулатория» окружали 140 оштукатуренных протодорических 8-гранных колонн из песчаника, а в западной стене этого зала находились шесть заупокойных часовен женщин царской семьи. Далее к западу помещался вырубленный в скале открытый двор (20,01 × 18,11 м), окружённый с трёх сторон, кроме западной, колоннадой с такими же опорами, как и в зале. В его центре находился вход-дромос в царскую гробницу. Первый в истории древнеегипетской архитектуры гипостиль (восемь рядов по десять невысоких 8-гранных колонн), самое западное помещение комплекса, также вырублен в массиве скалы, но перекрыт каменными плитами. На его стенах, как и во дворе, изображены боги и царь, закладка храма Ментухотепом, процессия жрецов, знати и воинов, чужеземцы и придворные, подносящие дары сидящему на троне царю.
У западной стены гипостиля помещалось основное святилище храма – вырубленная в скале небольшая ниша – «спеос» (от греч. пещера, грот), где находились статуи самого Ментухотепа (для поклонения его Ка) и Амона-Ра. Перед нишей стоял алебастровый алтарь со ступенями. Задняя стена «спеоса» представляла собой, скорее всего, ложную дверь, ещё одна была устроена в северо-западном углу гипостиля: перед ней стоял гранитный алтарь для жертвоприношений, надписанный именами Ментухотепа Небхепетра. Третья ложная дверь и гранитный алтарь, найденные в гипостильном зале, относились, скорее всего, к культу царицы Тем, дромос гробницы которой находился в юго-западном углу помещения. В храме также поклонялись живому фараону и праздновали хеб-сед (в переднем дворе размещались статуи стоящего и сидящего Ментухотепа в одеянии, напоминающем хебседное, и имелся кенотаф Баб-эль-Хосан; двор, очевидно, был связан и с культом Осириса). Хатхор многократно изображена в храме, с её культом ассоциируются часовни женщин царской семьи (царские жёны Хенхенет, Кауит, Ашаит, Кемсит и Садх, а также царевна Майет), чьи гробницы устроены под храмом. Ещё одна супруга Ментухотепа, Нефру II, похоронена к северу от Ах-сут. Храм возводился в несколько этапов, согласно Д. Арнольду, их было пять (Arnold. 1979. P. 35–38).
Храм Хатшепсут
Расположение храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, очевидно, связано со значением святилища Ментухотепа Небхепетра – первого фиванского фараона, почитавшегося потомками и в её время – при XVIII династии, в середине 2-го тыс. до н. э.; так, его храм реставрировали, помещали туда свои статуи (Сенусерт III, Аменхотеп I). Также именно в Ах-сут завершался Прекрасный праздник долины, ежегодное путешествие барки со священным образом Амона-Ра из Карнака по Западным Фивам, и эта почётная функция перешла новому храму (предположительно, это и определило выбор его места). Необычное архитектурное решение храма Ах-сут, несомненно, повлияло на проект храма Хатшепсут, авторство которого приписывают государственному деятелю Сенмуту, устроившему также в Дейр-эль-Бахри свою гробницу с «астрономическим» потолком со схемой расположения небесных тел и календарём (TT353; осталась незаконченной).
Как и постройка Ментухотепа, храм Джесер-джесеру (Dsr-Dsrw – священный из священных) – террасный храм на трёх уровнях, вписанный в рельеф местности, в его облике главную роль играют три яруса портиков. Наружные части постройки выполнены из серовато-жёлтого известняка и облицованы белым кристаллическим известняком; фундамент, мощение пола, опоры, архитрав и карнизы сделаны из твёрдого песчаника.
Долинный храм комплекса Хатшепсут, игравший роль пристани у западного конца канала, ведущего от Нила, не сохранился (разрушен при строительстве храма Рамсеса VI). Священная дорога обнесена двойной известняковой стеной с закруглённым верхом (не выше 2 м), через каждые 10 м её фланкировала пара раскрашенных известняковых сфинксов с лицом Хатшепсут. Промежуточная часовня типа периптера для барки Амона-Ра располагалась в 520 м от восточной ограды Джесер-джесеру. Дорога подводила к переднему двору: его ограда состояла из трёх известняковых стен (высота около 4 м, толщина у основания – более 2 м) на песчаниковом основании, с закруглённым верхним краем, промежутки между ними засыпали щебнем. Перед воротами храма росли две сикоморы. Вход во двор, по-видимому, был разновидностью пилона, как и в храме Ментухотепа. За воротами начинался собственно храм (около 250 м в длину). В переднем дворе, устроенном на уровне земли, размещались два Т-образных пруда, где рос папирус; здесь найдены следы клумб для цветов и ям для мирровых деревьев, привезённых из страны Пунт. Аллея известняковых сфинксов продолжалась во дворе вплоть до водоёмов.
Южная стена переднего двора изнутри и южная стена второго двора, уровнем выше, снаружи оформлены лопатками с изображением наверху попеременно сокола в двойной короне (символизирующего царя) и обращённых к нему коршуна или кобры, дарующих ему знаки жизни, крепости и силы. Ниже выбито «имя Хора» Хатшепсут: Усереткау (wsrt-kAw – сильная душами), а под ним – серех. Такой декор покрывал и внешние грани столбов портика, завершавшего передний двор с запада: за ним скрывалась платформа высотой 8 м, на которой располагалась первая терраса храма, нёсшая его второй двор. Портик делил на две части пандус со ступенями по центру. Его закруглённые сверху перила были декорированы с боков рельефными изображениями львов, охраняющих картуш царицы.Северная и южная колоннады состояли каждая из двух рядов по 11 опор. Форма столбов переднего ряда была необычна: плоские снаружи (с упомянутым декором), внутрь они обращены 8 гранями, подобными половинам 16-гранных опор второго ряда. С концов портика стояли осирические статуи Хатшепсут из известняка (высота около 8 м). На стене южной половины портика находились известняковые барельефы с изображением перевозки обелисков из Асуана в Карнак, их воздвижения там и посвящения этих монументов Амону, а также – процессия воинов и главный нубийский бог Дедун, приводящий царице пленников. В северной части располагались ритуальные сцены охоты и ловли рыбы в болотах дельты Нила. Фараон представал на стенах обеих половин портика в виде сфинкса, терзающего врагов. Второй двор в целом подобен первому. По его центральной оси стояли лицом друг к другу три пары сфинксов из красного асуанского гранита. Северная стена частично оформлена протодорической колоннадой из 16-гранных опор. В северо-западном углу двора вырублена в скале часовня Анубиса, где также почиталась богиня Серкет – покровительница мёртвых. В юго-западном углу располагалась часовня Хатхор, лишь формально связанная с остальным храмом: туда вёл особый пандус, проходивший между территориями комплексов Ментухотепа и Хатшепсут. Её возвели, видимо, на месте древней святыни, существовавшей в Дейр-эль-Бахри ещё до XI династии. Полускальная часовня состоит из вестибюля с хаторическими и протодорическими колоннами, небольшого 16-колонного зала, также с протодорическими опорами, двухколонного тамбура и собственно святилища из двух камер с нишами. В изображениях на стенах богиня предстаёт в виде коровы, то кормящей фараона молоком, то лижущей ему руку. Здесь были найдены две статуи царицы в женском облике, которые редко встречаются среди памятников времени её правления. Портик второго двора состоит, подобно нижней колоннаде, из двух частей, по 22 прямоугольных столба в каждой. На стенах южной половины портика помещены наиболее знаменитые рельефы храма, повествующие об экспедиции, отправленной Хатшепсут по приказу оракула Амона в восточноафриканское государство Пунт за благовониями для храмов. Однако больше половины сцен рассказывают не о самом путешествии, а о посвящении привезённых ценностей Амону и торжественных церемониях в честь успешного завершения этого предприятия. Тема этой экспедиции вошла в символический подтекст архитектуры храма: это был образ «"горных рощ" земли бога», т. е. страны Пунт, места отдыха Амона и Хатхор, «сад отца его [то есть отца царя]» (Перепелкин Ю. А. Образование «мировой» египетской державы (18 династия до солнцепоклоннического переворота, сер. 16 – нач. 14 вв. до н. э.) // История Древнего Востока. Зарождение классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет. Москва, 1988. С. 433), что подчёркивали привезённые оттуда мирровые деревья в переднем дворе (их транспортировка показана на рельефах).
Рельефы в северной части портика не менее важны: это история рождения Хатшепсут от Амона-Ра, явившегося в облике её «официального» отца Тутмоса I к её матери, царице Яхмос: первый пример важного сюжета (в том числе для легитимизации власти женщины-фараона), который повторил в Луксорском храме Аменхотеп III, позднее развившегося в маммизи.
На вторую террасу вёл пандус, отличающийся от нижнего лишь оформлением перил: с обеих сторон изваяны кобра Уаджет в качестве богини Нижнего Египта и божественный сокол, которого можно идентифицировать как Гора Бехдетского, бога Эдфу.
На верхней террасе располагались главные культовые помещения храма. Её восточный фасад оформляли по восточному краю 24 осирические опоры (статуи царицы в виде Осириса высотой 5,5 м), за ними стояли столько же 16-гранных колонн. Центр террасы занимал перистильный «двор праздника» (wsxt Hbyt, усехет-хебит) с 90 шестнадцатигранными опорами двух размеров без базы (высота 5,67 и 4,34 м), между ними помещались статуи коленопреклонённой Хатшепсут из красного гранита (высота около 3 м). На остальных стенах изображены праздничные церемонии – хеб-сед Хатшепсут, Прекрасный праздник долины, праздник Опет. С севера к двору примыкал открытый двор-святилище Ра-Хорахти с алтарём, куда выходила вторая часовня Анубиса. В северо-западной и юго-западной частях перистильного двора помещались небольшие святилища Амона-Мина. С юга примыкали часовни царицы и её отца Тутмоса I (его культ играл большую роль в храме), в юго-восточном углу располагался т. н. культовый дворец с «окном явлений». В западной стене двора были устроены 18 чередующихся больших и малых ниш со статуями царицы в виде Осириса и коленопреклонённой соответственно. Гранитный портал в центре вёл в Святая святых храма – общее скальное святилище Амона и Хатшепсут. За небольшим тамбуром располагался т. н. зал барки – помещение для культовой ладьи Амона-Ра, куда она прибывала во время Прекрасного праздника долины. Далее находился зал культового образа с нишами-святилищами Эннеады и Монту с юга и севера. На его стенах изображены Тутмос III (пасынок царицы достаточно часто показан в храме рядом с ней) и Хатшепсут, подносящие благовония и шарики соды статуе Амона. В нише западной стены, вероятно, располагались ложная дверь и статуя Хатшепсут. Храм возводился по меньшей мере в три этапа, его проект менялся, удаляясь от образца – Ах-сут (Pawlicki. 1997. P. 48).
Храм Тутмоса III
Сравнительно небольшой храм Амона-Ра и Тутмоса III Джесер-ахет (Dsr-Axt – священный горизонт) возведён на высокой террасе между храмами Ах-сут и Джесер-джесеру. Строительство, очевидно, связано с кампанией по уничтожению имён и изображений Хатшепсут, начатой её пасынком Тутмосом III после 42-го года своего правления. Она коснулась и её храма в Дейр-эль-Бахри, который оставался конечной целью процессии Прекрасного праздника долины с баркой Амона-Ра, и требовалось заменить его в этой роли на другое сооружение. Строительство упрощённого и уменьшенного варианта террасного храма велось под руководством чати (визиря) Рехмира и ещё не завершилось в момент смерти Тутмоса III на 54-м году царствования, поэтому декор основных ритуальных помещений остался незаконченным.
Священная дорога (ширина 32,5–33 м), обсаженная в своей восточной половине деревьями и целиком ограждённая известняковыми стенами (высота 3,5 м), начиналась в 1 км к востоку от Дейр-эль-Бахри и вела от долинного храма (разрушен также при строительстве храма Рамсеса VI) до промежуточной часовни для барки, а затем к самому Джесер-ахет через двор храма Ментухотепа. Из-за последнего обстоятельства исследователи считали эту дорогу вторым путём к святилищу Среднего царства, пока не обнаружили храм Тутмоса III.
Джесер-ахет построен из песчаника, фиванского известняка (основной материал) и красного асуанского гранита. Чрезвычайно плохая сохранность Джесер-ахет позволяет лишь гипотетически рассуждать о его облике, но есть ряд проверенных археологическими раскопками данных. На высоту 20 м его поднимала платформа – природный выступ скалы, дополненный балластом из щебня, который сдерживала оболочка из грубо обработанных блоков песчаника. На платформу вёл пандус из песчаника (ширина 8,8 м). Найдены песчаниковые опоры: прямоугольные и 16-гранные, очевидно поддерживавшие портики. Рельефы на фасадах изображали в том числе сцены попирания пленников царём в облике сфинкса. Восточный конец пандуса отстоит на значительные 104 м от основания храмовой платформы, что позволило обнаружившей это святилище Я. Липинской реконструировать его как здание с двумя пандусами и тремя портиками (Lipinska. 1977). В 1992 г. польские археологи Р. Чернер и С. Медекша на основании новых исследований предложили свою версию: единственный огромный пандус вёл из переднего двора на основную платформу. Доступ на средний двор, вероятно, давали два его боковых «дублёра», а портиков было всего два (Czerner. 1991). Верхний 8-колонный портик (ширина 22,5 м) скрывал за собой гипостильный зал (40 × 26,4 м) из 99 колонн – 12 восьмиметровых 16-гранных в центре, остальные – 32-гранные (высота 5,6 м). В западной стене устроены ниши с осирическими статуями Тутмоса III из песчаника (высота 3 м), а по центральной оси – вход с лестницей из пяти ступеней, ведущей наверх, в святилище барки с четырьмя 32-гранными колоннами и статуями фараона. Западнее располагался «зал жертвенника» (2,7 × 5,1 м), к северу от которого находилось длинное и узкое помещение – возможно, главное святилище храма со статуей Амона. Отказ от продолжения оси восток – запад может объясняться желанием скрыть культовый образ от взглядов людей в гипостиле, что характерно для XVIII династии. В западной части храма существовало ещё несколько помещений: их назначение не ясно, за исключением святилища Амона-Ра-Камутефа, сочетавшего в себе черты лунного и солнечного бога.
На уровне террасы Ах-сут в платформу храма Тутмоса III встроено святилище Хатхор-коровы с вестибюлем (хаторические колонны и пилястры) и четырьмя основными помещениями, а также «спеосом», где была найдена песчаниковая статуя Хатхор в образе коровы, кормящей и защищающей фараона Аменхотепа II – сына и преемника Тутмоса III. Очевидно, что новое святилище Хатхор должно было заменить часовню этой богини в Джесер-джесеру для потока паломников, направлявшихся в Дейр-эль-Бахри как в древнее место её культа. Судя по очень значительному числу вотивных предметов вокруг часовни Тутмоса III, это сделать удалось.
Кроме храма с часовней, этот фараон также построил киоск Джесер-мену (Dsr-mnw – священный памятник) во дворе храма Ментухотепа Небхепетра, но его точное местоположение не установлено.
История Дейр-эль-Бахри после завершения строительства трёх основных храмов
В начале XX династии храм Тутмоса III, как и весь комплекс Дейр-эль-Бахри, перестал быть целью процессии Прекрасного праздника долины, потому что в ходе своей строительной деятельности Рамсес IV начал, а Рамсес VI завершил разрушение восточного конца ведущих туда священных дорог. При этом почитание Хатхор там продолжалось, что подтверждается находками периода XX–XXI династий.
Первым перестал функционировать храм Ментухотепа Небхепетра, который начали использовать как каменоломню при XX династии и почти полностью разрушили. Джесер-ахет сильно пострадал от вызванных землетрясениями скальных оползней в конце XX династии. Он использовался как каменоломня при XXI династии: тогда, помимо прочего, были похищены блоки облицовки его платформы, и её балласт и верхние части храма Тутмоса III обрушились на святилище Ментухотепа II. Джесер-ахет использовался как кладбище начиная с XXVI династии, а также во время существования на территории Джесер-джесеру христианского монастыря в 1-м тыс. н. э.
Храм Хатшепсут продолжал функционировать в 8 в. до н. э., когда его повредило землетрясение, и жрецы и знать начали устраивать гробницы под мощением его террас и часовен. Его рельефы служили популярным образцом для декора гробниц XXVI династии. С середины 3 в. до н. э. в храме возник культ богов врачевания: Аменхотепа, сына Хапу, и Асклепия (ему приписывают часовню из кирпича и камня на второй террасе, возведённую Птолемеем III Эвергетом). Во 2 в. до н. э. вырубленное в скале святилище храма перестроили, превратив в святилище Аменхотепа, сына Хапу, Имхотепа и древнегреческой богини Гигиеи. В качестве «лечебного» святилища храм функционировал до начала 3 в. н. э., а позже на второй и верхней террасах устроили коптский монастырь Святого Фойбаммона (действовал предположительно в 7–8 вв.).
Дейр-эль-Бахри в составе памятников Фив включён в список Всемирного наследия.