Ad libitum (в музыке)
Ad libitum (c лат. – по желанию [исполнителя]), в музыкальном произведении указание на вариативность исполнительского состава или какое-либо отклонение от написанного.
1. В названии произведения обозначает вариативность исполнительского состава, когда инструменты (голоса), заявленные композитором, могут не участвовать в исполнении. Например: Missa brevis для хора, органа ad libitum и оркестра З. Кодая (1942–1950).
Указание ad libitum в названиях произведений известно с 17 в., у композиторов барокко противоположно по смыслу obligato. В более ранний период, когда в качестве нормы сохранялась практика исполнения одного и того же произведения едва ли не любым составом, автор или издатель иногда давали нужное пояснение прямо в названии или в комментарии. Например, сборник «Пятиголосные баллетто для пения, игры и танца» Дж. Дж. Гастольди (1594) предназначался для пения и игры на различных инструментах, а в «Девяти мелодиях для псалтири архиепископа М. Паркера» Т. Таллиса «партия тенора предназначена для пения без сопровождения, остальные голоса приведены для хорового [исполнения] или для тех случаев, когда их можно спеть или сыграть отдельно» (Parker M. The whole Psalter translated into English metre. London, 1560).
В названиях произведений указание ad libitum встречается на протяжении всего 18 в. и обозначает возможность отклонения от стабильного исполнительского состава; например симфонии И. Шоберта для клавесина в сопровождении скрипки и корно да качча ad libitum op. 10 (1765), сонаты для клавесина в сопровождении скрипки ad libitum op. 2 А.-Л. Куперена (1765), три сонаты для фортепиано или клавесина в сопровождении скрипки ad libitum op. 6 И. Д. Германа (1789), романсы Ф. Девьена на тексты из романа «Gonzalve de Cordove» («Гонсальве из Кордовы») Ж.-П. К. де Флориана для флейты или виолончели ad libitum с аккомпанементом на клавире (1795). Иногда вариативность состава отмечалась напрямую (без указания ad libitum): Трио-соната си минор QV 2:43 для скрипки или траверс-флейты и бассо континуо И. И. Кванца (в оригинале: per Violino ò Flauto Traversiero), Концерт для скрипки, органа и гобоя или для двух скрипок и гобоя до мажор RV 554 А. Вивальди (в оригинале: per Violino, Organo et Hautbois / ò pure 2 Violini et Hautbois).
В 19 в. композиторы его не использовали в названиях и вернулись к нему в 20 в.; в числе образцов последних лет – «Не будем тратить время» для трёх клавиров и кларнета ad libitum Э. Кнапика (1998), «Антропоценфония. Песни машин и механизмов» П. Э. Айду для ансамбля ударных, электроники и смешанного хора ad libitum (впервые исполнено в 2019).
2. В качестве исполнительской ремарки ad libitum традиционно используется в следующих случаях:
а) композитор адресуется к исполнителю с указанием импровизировать или использовать орнаментику. Множество подобных обозначений встречается в органных концертах Г. Ф. Генделя. Так, в концертах op. 7 (HWV 306–311, опубликованы в 1761) обозначением ad libitum отмечены: импровизируемые продолжения сольных пассажей (в 1-й части Концерта № 1, во 2-й части Концерта № 4, в заключении 1-й части Концерта № 5); мелодические украшения (2-я часть Концерта № 2, 1-я часть Концерта № 4); места разработки ферматы (2-я часть Концерта № 6); импровизации раздела на основе гармонической последовательности (в Концерте № 5, подобно каденции) и импровизации целой части полностью (Концерты № 2, 3, 4 и 6). На протяжении 18 в. существовала традиция импровизационного исполнения виртуозных каденций (как инструменталистами, так и певцами), которая сохранялась и в 19 в. (например, каденция ad libitum в Венгерской рапсодии № 2 до-диез минор Ф. Листа, 1847), несмотря на то что с течением времени их всё чаще фиксировали в нотах наряду с прочими разделами формы для усиления художественного единства произведения (начиная с творчества венских классиков, в особенности Л. ван Бетховена);
б) исполнитель может отклоняться от строгого темпа и ритма, а также не принимать во внимание некоторые нотные знаки, например динамические оттенки, как в начале романса П. И. Чайковского «Слеза дрожит» (op. 6 № 4, 1869): ремарка mezzo forte ad libitum;
в) исполнитель может играть или не играть по своему усмотрению некоторые разделы (или раздел) произведения, например заключительную часть «Фауст-симфонии» Ф. Листа (1854).
3. В современной музыке содержание понятия ad libitum близко алеаторике – технике композиции, допускающей свободу (или случайность) в исполнении. Свобода выбора может касаться инструментального состава произведения, см., например, авторское указание в квартете «Музыка гостиной» Дж. Кейджа (1940): «В качестве инструментов могут использоваться любые предметы быта или архитектурные элементы»; может относиться к последовательности его частей («Klavierstück XI» К. Штокхаузена) или продолжительности воспроизведения отдельных мелодических или ритмических фигур, как в «Венецианских играх» В. Лютославского (1961): композитор вводит элемент случайности в ритмическую организацию мелодических линий, чередуя «секции» со строгой ритмикой и «секции» с ремаркой «исполнять максимально свободно».