#Ансамблевое исполнительствоАнсамблевое исполнительствоИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегАнсамблевое исполнительствоАнсамблевое исполнительствоНайденo 16 статейМузыкальные коллективыМузыкальные коллективы Фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской консерваторииФолькло́рный анса́мбль Санкт-Петербу́ргской консервато́рии, российский музыкальный исполнительский коллектив. Основан в 1976 г. А. М. Мехнецовым, который оставался его руководителем до конца жизни (2008). С 2008 г. ансамбль возглавляет заведующая кафедрой этномузыкологии Санкт-Петербургской консерватории Г. В. Лобкова, руководители групп – К. А. Мехнецова, Е. С. Редькова, К. А. Крылов, М. Д. Крылова. Ансамбль исполняет русские народные песни, инструментальные наигрыши, фрагменты народных обрядов; бо́льшая часть репертуара записана в экспедициях участниками ансамбля. За годы его существования подготовлено более 300 концертных программ, в том числе проведено 10 абонементных сезонов на сцене Малого зала имени А. К. Глазунова в Санкт-Петербургской консерватории. В концертах также принимали участие Фольклорный ансамбль Московской консерватории, ансамбли из Вологды, Воронежа, Новосибирска, народные исполнители. Коллектив выступал на фестивалях Невские хоровые ассамблеи (на сцене Государственной академической капеллы имени М. И. Глинки, 1980-е гг.), Кижские колокола (музей-заповедник Кижи, 1992), на Днях славянской письменности и культуры в Великом Новгороде (1988, 1990), многочисленных фестивалях народной музыки в Москве, Вологде, Воронеже, Новосибирске, Сургуте, Перми и других городах России. С начала 1980-х гг. постоянный участник ежегодного фестиваля Псковские жемчужины (Пушкинские Горы). В 1987 г. участвовал в Международном смотре фольклора в Загребе (Югославия, ныне Хорватия), в 1990 г. выступал во Франкфурте-на-Майне (Германия), в 1994 г. совершил турне по городам Австрии. В 1980–2000-х гг. постоянный участник фестивалей в Латвии и Литве (в их числе – Покровские колокола в Вильнюсе). С участием ансамбля сняты музыкальные фильмы: «Снега» (1981, о святочных обрядах), «Поклонилась весна кузнецу» (1982, о песнях и обрядах Масленицы), «И хлеб, и песня» (1983, о свадебном фольклоре и жатвенных трудовых традициях), «Живые струны» (1986, об искусстве русских гусляров; все – режиссёр М. М. Михеев), «Тот уголок земли…» (1987, народные песни в записи А. С. Пушкина; режиссёр Н. Тихонов).Музыкальные коллективы MicrologusMicrologus, итальянский ансамбль старинной музыки. Основан в 1984 г. Штаб-квартира – в г. Ассизи. В основе репертуара — итальянская церковная, паралитургическая и светская музыка Средневековья и Возрождения. Масштабный творческий проект ансамбля – полная запись лаудария (сборника лауд) из Кортоны (13 в.), вышедшая на 3 дисках (2000).Музыкальные коллективы Concentus Musicus WienConcentus Musicus Wien (от лат. concentus musicus – музыкальное согласие, музыкальная гармония), австрийский инструментальный ансамбль (оркестр) старинной музыки, старейший коллектив подобного рода. Основан в 1953 г. в Вене Н. Арнонкуром (возглавлял оркестр до 2015; после его смерти в качестве приглашённых дирижёров с Concentus Musicus Wien выступают известные аутентисты, среди них Д. Фазолис). В основе репертуара – музыка западноевропейского барокко и венской классической школы. Имеет обширную дискографию; крупнейший проект в истории коллектива – запись всех церковных кантат И. С. Баха, осуществлённая Н. Арнонкуром совместно с Г. Леонхардтом в 1970–1990-х гг.Музыкальные коллективы Musica Antiqua KölnMusica Antiqua Köln, германский инструментальный ансамбль (барочный оркестр; Кёльн). Работал в 1973–2007 гг. Один из наиболее значительных коллективов в движении аутентичного исполнительства 1980-х – 1-й половины 1990-х гг. Основан скрипачом Р. Гёбелем, который играл в ансамбле до 1990 г. и возглавлял его до роспуска в 2007 г. Специализировался исключительно на барочном репертуаре.Термины Биг-бэндБиг-бэнд, тип большого ансамбля джазовой или эстрадной музыки. Биг-бэнды появились в США в 1920-х гг. для сопровождения танцев, на концертной эстраде особенно популярными стали в 1930–1940-х гг. (т. н. эра биг-бэндов). Обычно состояли из 10–15 музыкантов, объединявшихся в группы: мелодическую, образованную противопоставляемыми друг другу подгруппами амбушюрных (трубы, тромбоны) и язычковых (саксофоны, кларнеты) инструментов, и ритмическую (фортепиано, ударные инструменты, контрабас, гитара). Солисты соревновались в изобретательности и виртуозности, причём сольные выступления прослаивались короткими повторяющимися фразами (риффами) всего ансамбля.Термины Ad libitum (в музыке)Ad libitum, в музыкальном произведении указание на вариативность исполнительского состава или какое-либо отклонение от написанного. Как часть названия произведения обозначает вариативность исполнительского состава, когда инструменты (голоса), заявленные композитором, могут не участвовать в исполнении. В качестве исполнительской ремарки ad libitum традиционно используется в случаях, когда композитор адресуется к исполнителю с указанием импровизировать или использовать орнаментику; исполнитель может отклоняться от строгого темпа и ритма, а также не принимать во внимание некоторые нотные знаки, например динамические оттенки; исполнитель может играть или не играть по своему усмотрению некоторые разделы (или раздел) произведения. В современной музыке содержание понятия ad libitum близко алеаторике – технике композиции, допускающей свободу (или случайность) в исполнении.Термины Контратенор (регистр голоса)Контрате́нор, контртенор, самый высокий мужской певческий голос. Формируется в результате развития природного потенциала верхнего (головного или фальцетного) певческого регистра. Вокальный диапазон контратеноров варьирует в зависимости от конкретного певца, в среднем охватывая расстояние от g малой до e второй октавы, при этом основной певческий голос вокалиста может соответствовать тенору или баритону. Современные контратеноры исполняют партии в операх эпохи барокко, предназначавшиеся для кастратов, мужские оперные партии, написанные для женских голосов, а также партии в операх 20 в., специально написанные для данного голоса.Музыкальные коллективы Hortus MusicusHortus Musicus, эстонский ансамбль старинной музыки. Одним из первых в СССР начал работать в русле аутентичного исполнительства. Основан в 1972 г. в Таллине, организатор и руководитель – А. Мустонен. В 1970-х гг. ансамбль ориентировался главным образом на музыку Средневековья, позднее – также Возрождения и барокко. С 1990-х гг. включает в свои концертные программы произведения современных композиторов (в особенности эстонских).Музыкальные коллективы Le Concert des NationsLe Concert des Nations, оркестр (ансамбль) старинной музыки, работает в русле аутентичного исполнительства. Основан в 1989 г., организатор и глава – Ж. Саваль. Оркестр специализируется на инструментальной музыке композиторов барокко и венской классической школы, с использованием исторических инструментов. Среди многочисленных видео- и аудиозаписей: духовная музыка М.-А. Шарпантье, театральная музыка Ж.-Б. Люлли и Г. Пёрселла, опера «Редкая вещь» В. Мартин-и-Солера.Музыкальные коллективы «Бонварнон»«Бонварно́н» (осет. бонвæрнон – утренняя звезда), юго-осетинский вокально-инструментальный ансамбль. Основан в 1971 г. в г. Цхинвал, с 1974 г. государственный. В 1978 г. занял 2-е место на Всесоюзном рок-фестивале в Тбилиси. Руководитель ансамбля (до 1976) – композитор, певец и инструменталист Т. В. Харебов. Исполняя собственные аранжировки народных мелодий и песни на слова национальных поэтов, ансамбль стал создателем осетинской эстрадной музыки. Гастролировал по СССР (Осетия, Грузия, Россия, Украина). После 1978 г. состав ансамбля менялся, в начале 1990-х гг. все участники переехали в Северную Осетию. Ныне ансамбль периодически собирается и даёт концерты в Цхинвале и Владикавказе. 12