Подольский Владимир Иосифович
Подо́льский Влади́мир Ио́сифович (2.8.1931, г. Звенигородка Звенигородского района Киевской области УССР, ныне Черкасской области Украины – 16.4.2013, Москва), российский архитектор, градостроитель, педагог, заслуженный архитектор РСФСР (1989).
Автор широкого ряда индивидуальных проектов, по которым построены здания в разных городах России и других стран, а также типовых проектов школ и детских учреждений, различных по вместимости и конструктивному решению.
Родился в семье авиационного инженера и учительницы средней школы. В 1950–1955 гг. учился в Московском архитектурном институте у профессоров Н. С. Гераскина и М. В. Лисициана. Одновременно с учёбой в 1954 г. Подольский работал в институте «Гипрокинополиграф» в должности и. о. архитектора. В 1955 г., после окончания института, Подольский направлен по распределению в г. Сталинск (ныне Новокузнецк Кемеровской области), где занимал должность начальника сектора планировки и застройки городов в Управлении главного архитектора города (1955–1957), временно исполнял обязанности главного архитектора города (с марта по май 1957), был руководителем группы детальной планировки города в Сталинской городской конторе «Горпроект» (1957–1958). Работая под руководством главного архитектора Сталинска П. И. Отурина, одновременно являвшегося председателем горисполкома, Подольский занимался детализацией генерального плана, утверждённого в 1950 г. Учитывая стремительные темпы территориального и демографического роста города, а также постоянно меняющиеся в сторону увеличения планы промышленного строительства, которые принимались в Москве, в обязанности городских планировщиков входила также коррекция «по месту» генплана, не поспевавшего за жизнью. В Сталинске Подольский также выполнил проекты кирпичного жилого дома и памятника «Жертвам восстания в 1918 г.» в г. Ленинск-Кузнецкий (первая премия в открытом конкурсе, 1957, совместно со скульптором В. А. Дроновым; оба проекта реализованы).
В 1958 г., по возвращении в Москву, Подольский поступил на работу в Институт Генерального плана г. Москвы, в котором до осени 1960 г. работал старшим архитектором мастерской № 3, ответственной за планировку лесопаркового пояса Москвы (руководитель мастерской – архитектор П. В. Помазанов). В тот же период Подольский участвовал в разработке проекта генплана «зоны отдыха от Химкинского водохранилища до Икши», а также выполнил эскизную стадию генплана и проект планировки и застройки кварталов г. Химки (в составе авторского коллектива, руководитель – архитектор И. А. Таль).
В сентябре 1960 г. перешёл в Проектный институт № 5 (с 1963 Центральный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования лечебно-курортных зданий, ЦНИИЭП лечебно-курортных зданий), где до мая 1962 г. занимался разработкой типовых проектов жилых и общественных зданий. Параллельно с основной работой принял участие в конкурсах на проекты: комплекса Всемирной выставки в Москве 1967 г. и памятника М. Ю. Лермонтову в Москве (открытый конкурс, 2-я премия; совместно со скульптором В. А. Дроновым).
В 1965–1972 гг. работал в Научно-исследовательском институте общественных зданий и сооружений (НИИОЗ, с 1963 – ЦНИИЭП учебных зданий) руководителем группы архитекторов (в 1964–1966 – главный архитектор проектов, ГАП; в 1966–1975 – и. о. руководителя мастерской № 1). В эти годы Подольский занимался разработкой типовых проектов зданий школ на 10 классов и на 40 классов (серии 222-1-118, 222-1-322, совместно с Ю. А. Шароновым, В. И. Лоренцсоном и др., утверждены в 1971), детских садов на 140 детей (типовой проект 212-2-41/75) и 180 детей, станций юных техников (типовой проект 264-19-11).
Разработка новых типовых проектов детских образовательных учреждений была обусловлена реформой среднего образования (1958 – середина 1960-х гг.), которая увеличила общее число школьников. Другим важным фактором стало то, что в крупных городах население микрорайонов достигало в те годы 18–20 тыс. человек, что делало необходимым и целесообразным строительство зданий, рассчитанных на большее число учащихся и на их более длительное пребывание в учебном заведении. Укрупнение школ сделало экономически возможным усложнение их функциональной программы (например, добавление бассейнов, мастерских, специальных помещений для групп продлённого дня и т. д.) и пространственной конфигурации (покорпусное разделение учащихся 1–4-х и 5–10-х классов, выделение отдельного зального корпуса и т. д.).
Ещё одной, сопутствующей, задачей было создание проектов зданий не только удобных, но и художественно выразительных, учитывая роль школ (подчас главенствующую) в формировании архитектурного образа микрорайона. Задача представляла собой известную сложность, поскольку школы возводились преимущественно из конструкций заводского изготовления, тогда как ассортимент изделий, выпускаемых отечественной строительной индустрией, был весьма ограничен. Проекты, выполненные Подольским и его коллегами, основывались на теоретических и практических разработках архитектора В. И. Степанова, заведующего отделом школ и внешкольных учреждений ЦНИИЭП учебных зданий.
Типовые проекты, предназначенные для малых и средних городов, в которых строительство из готовых элементов было невозможно или экономически нецелесообразно, предполагали использование менее технологичных методов – таких как кирпичная кладка, что парадоксальным образом расширяло художественные возможности архитекторов, до некоторой степени освобождая их от диктата единого строительного каталога. Примером такого рода может служить типовой проект станций юных техников (серия 264-19-11), внешний облик которого, с характерными закруглёнными углами, перекликается со многими общественными и жилыми зданиями в стиле позднего модернизма, в частности со зданием Министерства оборонной промышленности на 1-й Брестской улице в Москве (1969, архитекторы А. Д. Меерсон, М. Н. Былинкин, А. В. Репетий) и Дворцом бракосочетаний в Вильнюсе (1974, архитектор Г. Баравикас).
Одной из первых площадок для апробации новых типовых проектов стал город Набережные Челны, активно строившийся в 1970-х – 1980-х гг., где по типовому проекту 222-1-118 / 222-1-322 было возведено несколько школ. Всего по типовым проектам, созданным Подольским в соавторстве с коллегами по ЦНИИЭП учебных зданий, на территории СССР было возведено около 3 тыс. учебно-воспитательных зданий.
Создание типовых проектов велось параллельно или предварялось разработкой уникальных проектов. Некоторые из них служили «полигоном» для проверки в реальных условиях новых идей в области архитектуры учебных зданий, например экспериментальная средняя школа Академии педагогических наук СССР в г. Пущино (1966–1973, при участии архитекторов Ю. А. Шаронова и О. А. Егоровой).
Композиция школы представляет собой комплекс из трёх отдельных корпусов, сгруппированных вокруг открытого к улице двора и соединённых между собой тёплыми переходами. Такая конфигурация позволила пространственно разделить учеников младших классов и более старших учащихся. В двух боковых корпусах расположены помещения для младше- и старшеклассников соответственно; третий, центральный, с актовым и спортивным залами и бассейном, предполагалось использовать также в качестве общественного центра микрорайона. Позднее подобная конфигурация легла в основу ряда типовых проектов (в частности, V-76). В общей композиции школы эффектно использован сильный перепад рельефа в сторону реки Оки.
Строгая модернистская эстетика, перекликающаяся с постройками нового брутализма, смягчена разнообразными элементами декора. Фасады учебных корпусов были украшены тематическими горельефами из бетона («Земля», «Вода», «Небо», «Космос», «Наука», «Искусство»; скульптор Л. М. Евзыкова). Башню центрального корпуса венчала скульптура из металла (скульптор А. А. Богословский-старший). Оформление интерьеров было выполнено группой художников ЦНИИЭП учебных зданий (Г. М. Лихтгейм, В. Варшавским, Г. Вороновой) под руководством Т. Е. Астровой. Это один из первых примеров совместной работы архитекторов и художников в создании школьных зданий в Советском Союзе.
Кроме того, по индивидуальным проектам были построены учебный корпус Смоленского государственного педагогического института (1965–1971), школы в городах Сане, Ходейде и Таизе (Йеменская Арабская республика, 1965–1967, совместно с архитектором Ю. А. Шароновым), Дом юных техников в Улан-Баторе (1971–1975, совместно с архитектором Р. Ф. Голышко), а также Дворец пионеров и школьников в Мурманске (1970-е гг. – 1985, совместно с архитекторами Р. Ф. Голышко, Ю. А. Шароновым и Т. А. Соколовой).
В проекте Дома юных техников в Улан-Баторе Подольский создал оригинальный «сплав» модернистской архитектуры с традиционным монгольским зодчеством: венчающий башню с обсерваторией карниз напоминает характерный для местных памятников абрис приподнятых по углам крыш.
В архитектуре Дворца пионеров в Мурманске, расположенного на полуострове, выдающемся в озеро Семёновское, «разыграна» другая тема: образ сооружения навеян обликом судов арктического флота. Тем самым оригинальное развитие получила тема корабля, введённая в архитектуру модернизма Ле Корбюзье. Здание, получившее компактный объём в соответствии с климатическими условиями Заполярья, напоминает ледокол не только своим объёмным решением, но и пластикой фасадов.
В 1975 г. Подольский перешёл на работу в Управление по строительству общественных зданий и сооружений Госгражданстроя (с 1987 Госкомархитектуры) при Госстрое СССР, где до 1992 г. занимался разработкой и редактурой строительных норм и правил (в 1975–1981 начальник отдела учебно-воспитательных зданий и сооружений, в 1981–1992 заместитель начальника Управления по строительству общественных зданий и сооружений Госкомархитектуры СССР).
Подольским разработан ряд общероссийских строительных норм и правил: «Общественные здания и сооружения» (СНиП 2.08.02-89*), «Высшие учебные заведения» (СНиП II-68-78), «Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения» (СНиП II-66-78), «Здания конструкторских и проектных организаций» (СНиП II-83-78), «Детские дошкольные учреждения» (СНиП II-64-80), а также московских городских строительных норм: «Многофункциональные здания и комплексы» (МГСН 1-91), «Стоянки легковых автомобилей» (МГСН 5.01-94), «Стоянки легковых автомобилей» (пособие к МГСН 5.01-94*).
В феврале 1992 г. Подольский создал персональную авторскую мастерскую (ПТАМ), где под его руководством были выполнены проекты «Школы перспективной модели для г. Москвы» (1-я премия на заказном конкурсе с правом последующей детальной разработки проекта), экспериментальной школы (гимназии) в микрорайоне 10-10а Северного Медведкова в Москве (совместно с архитекторами Ю. А. Дыховичным, Л. В. Шурмухиной) и нового здания учебного центра «Российская школа» в г. Королёв (совместно с архитектором Ф. С. Кудрявцевым, 2000–2002).
Одновременно с проектной деятельностью в своей мастерской Подольский занимался преподаванием в Московском архитектурном институте: в 1993 г. он возглавил кафедру «Экономика, технология и организация проектирования и строительства», которая в 1994 г. была реорганизована под его руководством в кафедру «Архитектурная практика» (заведовал кафедрой до 2010), с 1995 г. профессор. Им была разработана программа и учебное пособие новой дисциплины «Управление архитектурным проектом», включённой в учебный процесс с 1993 г. Под руководством Подольского были также созданы программы ряда новых дисциплин: «Основы экономической теории», «Экономика архитектурных решений», «Основы строительного производства», разработаны новые образовательные методики.
Премия Совета министров СССР (1976).
Жена – Елена Вениаминовна Подольская (род. 23.1.1933, в браке с 1959), российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1989).