Лехнер Эдён
Ле́хнер Э́дён (Лехнер Эдмунд; Lechner Ödön) (27.8.1845, Пешт, ныне Будапешт – 10.6.1914, там же), венгерский архитектор.
Учился в Школе прикладных искусств в Пеште (1865–1866) и в Королевской академии художеств в Берлине (1866–1868; ныне Академия искусств), провёл год в учебной поездке по Италии. В 1869 г. совместно с архитектором Д. Партошем основал в Пеште архитектурное бюро (до 1896). К середине 1870-х гг. построил в Будапеште несколько многоквартирных домов и здание катка (1875; не сохранились) в формах эклектизма. В 1874–1878 гг. работал во Франции, где занимался реставрацией замков в архитектурной мастерской К. Парана и познакомился с архитектурой французского Ренессанса. Вернувшись в Будапешт в 1879 г., использовал её элементы наряду с мотивами народного венгерского зодчества (в частности – облицовка фасадов полихромной керамической плиткой) в доме семейства Тонет (1888–1889, Будапешт).
В 1889–1890 гг. Лехнер вместе с В. Жольнаи (директором фабрики – поставщика плитки для зданий) путешествовал по Англии, изучал коллекцию восточноазиатской керамики в Южно-Кенсингтонском музее в Лондоне. В этот период Лехнер занят поисками национального венгерского стиля, корни которого, по его мнению, находились на Востоке. На Лехнера оказали влияние работы Й. Хуски, также занимавшегося проблемами национальной художественной традиции. Элементы индийской и венгерской архитектуры соединяются в зданиях Ратуши в Кечкемете (проект 1890; 1893–1896) и Музея прикладного искусства в Будапеште, выдержанного в стиле модерн (1891–1896). Поздние постройки Лехнера также относятся к этому стилю: здания Геологического института (1898–1899) и Почтово-сберегательного банка (1899–1901; ныне Государственное казначейство Венгрии), вилла Шипек-Балаж (1905) в Будапеште; церкви Святой Елизаветы в Братиславе (1906–1913; включая работу над проектом). Среди последователей Лехнера – архитекторы Е. Кишмарть-Лехнер (племянник Лехнера; 1878–1962), М. Комор.