Алёшина Нина Александровна
Алёшина Ни́на Алекса́ндровна (урождённая Успенская) (17.7.1924, Москва – 17.11.2012, там же), российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1985). Автор проектов 19 станций Московского метрополитена (как главный архитектор проекта и в составе творческих коллективов).
Родилась в семье художников. Прослушав два курса в Химико-технологическом институте имени Д. И. Менделеева, в 1944 г. поступила в Московский архитектурный институт, где училась у Б. С. Мезенцева и Л. М. Полякова. Темой дипломного проекта стал «Вокзал в Сталинграде». После окончания института в 1950 г. Алёшина попала по распределению в формировавшийся «Моспроект», но через несколько месяцев перешла в институт «Метрогипротранс», где стала членом рабочего коллектива по проектированию станции «Новослободская» (1952, архитекторы А. Н. Душкин, А. Ф. Стрелков). Её однокурсник и муж – художник Николай Иванович Алёшин – помогал П. Д. Корину делать картоны для витражей на этой станции.
Последовательно отстаивала отношение к станциям метро не как к сугубо функциональным транспортным сооружениям, а как к важным для города общественным пространствам, каждому из которых необходим неповторимый архитектурный образ. Была убеждена в том, что станции метрополитена как наиболее посещаемые объекты требуют создания идейно и эстетически выразительной пространственной среды. Как ученица и последовательница Душкина, Алёшина продолжила его подход к проектированию, предполагавший целостность архитектурного и строительного начал, а также лаконизм в оформлении, но не в ущерб образности. Декор в её проектах подчинён тектонике архитектурной формы.
Начало профессиональной деятельности Алёшиной совпало с резким переходом к функциональной типовой архитектуре, который произошёл после постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В составе творческого коллектива она спроектировала три станции на открытом в 1962 г. Калужском радиусе: «Октябрьскую» (радиальную), «Ленинский проспект» и «Профсоюзную». В условиях строгой экономии на первых двух удалось воплотить наземные вестибюли в духе архитектуры модернизма, где важным элементом фасадов стали вентиляционные решётки, сложенные из пустотелых блоков.
Как только появилась возможность, Алёшина постаралась придавать индивидуальные черты станциям, строившимся по типовым проектам. Уже на Ждановском (Таганском) радиусе (1966) заметен отход от жёсткого аскетизма. На «Таганской» (радиальной) (спроектирована вместе с Ю. В. Вдовиным, Ю. А. Колесниковой), конструктивно повторяющей «Октябрьскую», технологические кабельные шкафы на путевых стенах декорированы металлическими панно на тему освоения космоса, а на «Рязанском проспекте» (соавторы Ю. В. Вдовин, Н. К. Самойлова) красная глазурованная плитка изображает T-образные стежки народной вышивки (замысел удалось воплотить лишь частично). На станции «Варшавская» (1969, вместе с Н. К. Самойловой) архитектор использовала для облицовки путевых стен рельефную плитку голубоватого оттенка с раскладкой в определённом ритме.
С начала 1970-х гг. Алёшина стала первым проектировщиком, широко применявшим металл как декоративный материал для облицовки сооружений метро. На станции «Октябрьское Поле» (1972, вместе с Л. Н. Зайцевой) алюминиевыми рейками-«каннелюрами» оформлены круглые опоры.
Путевые стены «Щукинской» (1975, вместе с Н. К. Самойловой, художник М. Н. Алексеев) покрыты гофрированными панелями из алюминия, анодированного под тёмную бронзу, а четырёхгранные колонны с вертикальными металлическими вставками облицованы узбекским мрамором «Газган». На станции «Медведково» (1978, вместе с Н. К. Самойловой, В. С. Воловичем), где темой оформления было выбрано освоение Севера, путевые стены украшены рельефными панно из анодированного алюминия (автор – М. Н. Алексеев) и отделаны металлическими трёхгранными пирамидками, которые символизируют ледяные глыбы.
Расположенная в центре Москвы станция «Кузнецкий Мост» (1975, вместе с Н. К. Самойловой) оказалась символом перехода пусть и к торжественной, но уже не помпезной, как на первых линиях, архитектуре метро. Колонны станционного зала решены в виде стилизованных устоев моста. Они образуют арки, облицованные мрамором «Газган», который переходит от холодных к тёплым оттенкам от одного конца зала к другому (впервые этот приём использован на «Варшавской»). Светильники на сводах представляют собой сложные ребристые ромбовидные конструкции. Наземный вестибюль с антаблементом-козырьком и сплошным остеклением под ним спрятан во дворе домов на улице Рождественка. Его полукруглый зал с единственной колонной по центру, состоящей из полукруглых жгутов, украшен огромным подковообразным светильником.
Образующая с «Кузнецким Мостом» пересадочный узел «Дзержинская» (1935, ныне «Лубянка») реконструирована по проекту Алёшиной и А. Ф. Стрелкова в 1973–1975 гг. Был сооружён центральный зал, не раскрытый при строительстве в 1930-х гг. из-за сложных гидрогеологических условий. Станция получила массивные трапециевидные пилоны, облицованные белым коелгинским мрамором. При этом сохранён лишь небольшой фрагмент оригинального оформления Н. А. Ладовского.
Тщательный подбор облицовочных материалов всегда сопровождался у Алёшиной контролем над ходом работ непосредственно на стройплощадках. Алёшина была убеждена, что архитектор должен знать все нюансы не только проектирования, но и технологических процессов при строительстве. Непосредственное сотрудничество со строителями и отделочниками стало одним из её принципов.
Дотошный авторский надзор сопровождал и строительство станции «Марксистская» (1979, вместе с В. С. Воловичем, Н. К. Самойловой, Р. П. Ткачёвой), розовато-красный мрамор «Буровщина» для которой архитектор самостоятельно отбирала на карьере в Слюдянке (Иркутская область), а непосредственно перед открытием участвовала в полировке облицовочного камня.
Важнейшее значение для Алёшиной имели системы освещения станций. Если на «Марксистской» (1979) спиралевидные люстры со светорассеивателями из пластин толстого оптического стекла символизируют развитую К. Марксом идею Г. В. Ф. Гегеля о спиральном развитии истории, то название станции «Перово» (1979, вместе с В. С. Воловичем, Н. К. Самойловой, Р. П. Ткачёвой) обыгрывают дуги покрытых белой эмалью металлических светильников поперёк свода, напоминающие перья.
В 1981 г. Алёшина назначена главным архитектором строившейся Серпуховско-Тимирязевской линии, в то же время она фактически возглавила архитектурный отдел «Метрогипротранса», поскольку занимавший эту должность Ю. В. Вдовин тяжело болел.
Для освещения среднего зала «Серпуховской» (1983, вместе с Л. Н. Павловым, Л. Ю. Гончар) был применён световод, разработанный совместно со светотехниками Ю. Б. Айзенбергом и В. М. Пятигорским (утрачен): четыре металлогалогенные лампы находились внутри трубки из пластика, равномерно рассеивавшей свет.
Открытая в 1983 г. «Чертановская» стала посвящением А. Н. Душкину: перронный зал, близкий к стилистике ар деко, одновременно отсылает к спроектированным им «Кропоткинской» и «Автозаводской».
Свод станции образуют пластичные ряды арок, поднимающихся из расширяющихся вверху колонн. Осевая часть центрального свода оформлена лентой многоугольных кессонов, в которых подвешены пирамидальные люстры. Наземный вестибюль решён в духе модернизма, пирамидки на его антаблементе аналогичны тем, что использованы в облицовке станции «Медведково».
Занимая пост главного архитектора «Метрогипротранса» (1985–1991), Алёшина продолжила проектировать объекты метрополитена.
За советами для оформления «Менделеевской» (1988) архитектор обратилась к исследователям из Химико-технологического института имени Д. И. Менделеева, по которому получила название станция. Свод среднего и боковых залов украсили светильники, конструкция которых повторяет строение кристаллической решётки. Тему квантовой химии поддерживают вставки на путевых стенах со стилизованными изображениями деформационной электронной плотности различных бинарных молекул.
На станции «Улица Подбельского» (ныне «Бульвар Рокоссовского», 1990, вместе с Н. К. Самойловой) Алёшина декорировала металлическим профилем не только путевые стены, как на «Щукинской», но и потолок.
Последним воплощённым объектом Алёшиной стала станция «Чкаловская» (1995, соавторы Л. Л. Борзенков, А. Л. Вигдоров), в которой снова просматриваются мотивы стиля ар деко. Световые арки поперёк среднего зала отсылают к образу фюзеляжа самолёта, а голубовато-серый облицовочный мрамор с месторождения в периферийной единице Драма (периферия Восточная Македония и Фракия) на севере Греции ассоциируется с пасмурным небом.
Продолжая работать в «Метрогипротрансе», в последние годы жизни Алёшина составляла документацию для присвоения выдающимся с архитектурной точки зрения станциям статуса объектов культурного наследия, а также готовила книгу о Московском метрополитене, которую, однако, не успела завершить.
Орден «Знак Почёта» (1977). Премии Совета Министров СССР за станции «Кузнецкий Мост» (1977) и «Чертановская» (1983).