Нэш Джон
Нэш Джон (John Nash) (1752, Лондон – 13.5.1835, Ист-Каус, о. Уайт), английский архитектор.
Родился в семье слесаря. Около 1770 г. поступил в ученики к архитектору Р. Тейлору, представителю позднего палладианства. С 1777 г. работал в Лондоне как архитектор, проектируя в стиле классицизма. Построил террасу домов на Грейт-Расселл-стрит (1777–1778) и перестроил дом на Блумсбери-сквер (около 1782), в которых использовал необычный для Англии того времени, но характерный для творчества Нэша фасадный материал – штукатурку. В 1783 г. Нэш объявлен банкротом и уехал в Уэльс, где строил тюрьмы в Кармартене (1789–1792, не сохранилась) и в других городах, а также классицистические виллы для местной знати.
В 1795 г. вернулся в Лондон, где началось его сотрудничество (до 1800) с известным мастером садово-паркового искусства Х. Рептоном. В последующие годы построил свыше 20 усадебных домов, в том числе собственное имение Ист-Каус-касл на о. Уайт (с 1798, не сохранилось), Ласком-касл в Долише, Девоншир (1800–1804), Кархейс-касл в Корнуолле (около 1808), Киллимун в Кукстауне (1803), Лох-Кутра (1811, перестроен; оба – в Ирландии). Эти дома решены как «замки» – живописные группы башен и павильонов «готизирующего» стиля. Нэш работал в усадьбе филантропа Дж. Хартфорда Блейз-касл в Бристоле, где построил теплицу и посёлок Блейз-Хамлет (1810–1811) из 9 асимметрично расположенных крытых соломой коттеджей для пенсионеров на попечении владельца усадьбы в духе английской традиционной архитектуры. Как и парки Рептона, «замки» и коттеджи Нэша – образцы «живописного» направления в английской ландшафтной и усадебной архитектуре. В духе средневековой английской архитектуры Нэш обновил усадьбы Хелмингем в Суффолке (1800) и Парнем-хаус в Дорсете (1807–1811). Вилла Кронкхилл в Шрусбери (около 1802) – пример сельского дома в русле традиционной архитектуры Италии; там Нэш впервые применил свой излюбленный приём, не встречающийся у других архитекторов: вдоль фасада идёт одноэтажная галерея, на которую выходят двери всех помещений первого этажа, а на устроенную на плоской крыше галереи лоджию – двери из комнат второго этажа.
C 1806 г. Нэш работал в Кабинете Главного смотрителя лесов, парков и охотничьих угодий (в 1810 объединён с Кабинетом Главного смотрителя земельных доходов короны под руководством архитектора Т. Левертона), в 1815 г. стал (наряду с Дж. Соуном и Р. Смёрком) одним из «приписанных архитекторов» Кабинета королевских работ. Около 1810 г. начата разработка плана застройки обширной пустоши Марилебон на северо-восточной окраине Лондона; Левертон отдал предпочтение проекту Нэша (1811), по которому участок должно было окружать двойное кольцо плотной застройки, внутри него – пейзажный парк, где планировалось построить 50 вилл (что предвосхищало идею «города-сада», где дома располагаются живописными группами среди деревьев), также провести к парку широкую улицу из центра города. В 1819 г. и улица, и парк названы в честь принца-регента – Риджент-стрит (строительство завершено в 1825) и Риджентс-парк. Риджент-стрит идёт от парка на юг и заканчивается площадью Ватерлоо перед Карлтон-хаус, дворцом принца-регента. Фасады домов на наиболее значимых участках этой улицы (Ватерлоо, Квадрант, круглые площади Оксфорд-Сёркус и Пиккадилли-Сёркус) проектировал сам Нэш (не сохранились). По обе стороны Квадранта, где требовались сложные расчёты, чтобы соблюсти кривизну намеченной дуги, он спроектировал дома полностью (не сохранились). Кроме того, Нэш разработал проект церкви Всех Душ на Риджент-стрит (1822). Вместо первоначального плана застройки Риджентс-парка там было возведено 12 «террас» – блоков из 12–30 домов, объединённых общим фасадом, и 9 вилл. «Террасы» окружают парк с 3 сторон, в их числе – самая масштабная и пышно оформленная Камберленд-террас (1825).
С севера парк огибает прорытый по проекту Нэша канал Риджентс-канал, который используется для пополнения водоёмов парка. Нэш приобрёл в 1824 г. землю на его берегах и построил две «деревни» из живописно расположенных вилл в духе неоготики и традиционной итальянской архитектуры (Park Villages; сохранились частично). Творчество Нэша в этом районе повлияло на типологию и стилистику городской и пригородной английской жилой архитектуры 19 – начала 20 вв.
С начала 19 в. и до 1830 г. Нэш выполнял заказы Георга, принца Уэльского (затем принца-регента, с 1820 короля Георга IV), в том числе по работам в Карлтон-хаус и Виндзоре; в 1815–1823 гг. перестроил принадлежавшую принцу резиденцию Морской павильон (ныне Королевский павильон) в Брайтоне, подражая индо-исламской архитектуре и используя новые строительные материалы (сталь, чугун).
С 1825 г. реконструировал и расширил Букингемский дворец [от его замысла сохранился только парковый фасад, сооружённый с небольшими отклонениями от проекта Нэша архитектором Э. Блором (1832–1837); возведённая Нэшем в качестве ворот во двор триумфальная Мраморная арка (1828) перенесена в Гайд-парк в 1851] и занимался планировкой окружающих улиц: улица Мэлл (Молл), ведущая к центру Лондона, была расширена и превращена в прямую парадную аллею, дворец Карлтон-хаус снесён, на его месте построен жилой комплекс Карлтон-хаус-террас (1827–1829), центральная часть которого – «пропилеи» с лестницей, соединяющие Риджент-стрит и Мэлл. В 1826 г. Нэш разобрал старые Королевские конюшни и на их месте спроектировал одну из главных площадей столицы – Трафальгарскую, которая соединила ключевые улицы города (в частности, Странд и Мэлл). Таким образом, центр Лондона превратился в огромный парадный ансамбль новых площадей и улиц, обрамлённых торжественными классицистическими фасадами. Благодаря работам Нэша он стал одной из первых европейских столиц, получивших в 19 в. единообразный архитектурный облик. После смерти Георга IV (1830) Нэш не получал официальных заказов из-за превышения бюджета перестройки Букингемского дворца (на тот момент ещё не была завершена) и подозрений в растрате. Нэш покинул Лондон и последние годы жизни провёл в своей усадьбе Ист-Каус-касл.
В 19 в. профессиональный авторитет Нэша не был бесспорным: ему часто ставили в упрёк скудость деталировки в проектах. Это можно объяснить невиданным масштабом деятельности его мастерской: у её руководителя не хватало времени на прорисовку деталей. Нэш много работы поручал своим помощникам, двое из которых, Д. Бёртон и Дж. Пеннеторн, успешно вели дела мастерской после его отъезда из Лондона, достраивая Букингемский дворец, террасы и виллы Риджентс-парка.
В начале 21 в. Нэша рассматривают как одного из ведущих архитекторов Великобритании эпохи Регентства, представителя позднего английского классицизма и «живописного» направления в архитектуре.