Нэш Джон
Нэш Джон (John Nash) (1752, Лондон – 13.5.1835, Ист-Каус, о. Уайт), английский архитектор.
Родился в семье слесаря. Около 1770 г. поступил в ученики к архитектору Р. Тейлору, представителю позднего палладианства. С 1777 г. работал в Лондоне как архитектор, проектируя в стиле классицизма. Построил террасу домов на Грейт-Расселл-стрит (1777–1778) и перестроил дом на Блумсбери-сквер (около 1782), в которых использовал необычный для Англии того времени, но характерный для творчества Нэша фасадный материал – штукатурку. В 1783 г. Нэш объявлен банкротом и уехал в Уэльс, где строил тюрьмы в Кармартене (1789–1792, не сохранилась) и в других городах, а также классицистические виллы для местной знати.
В 1795 г. вернулся в Лондон, где началось его сотрудничество (до 1800) с известным мастером садово-паркового искусства Х. Рептоном. В последующие годы построил свыше 20 усадебных домов, в том числе собственное имение Ист-Каус-касл на о. Уайт (с 1798, не сохранилось), Ласком-касл в Долише, Девоншир (1800–1804), Кархейс-касл в Корнуолле (около 1808), Киллимун в Кукстауне (1803), Лох-Кутра (1811, перестроен; оба – в Ирландии). Эти дома решены как «замки» – живописные группы башен и павильонов «готизирующего» стиля. Нэш работал в усадьбе филантропа Дж. Хартфорда Блейз-касл в Бристоле, где построил теплицу и посёлок Блейз-Хамлет (1810–1811) из 9 асимметрично расположенных крытых соломой коттеджей для пенсионеров на попечении владельца усадьбы в духе английской традиционной архитектуры. Как и парки Рептона, «замки» и коттеджи Нэша – образцы «живописного» направления в английской ландшафтной и усадебной архитектуре. В духе средневековой английской архитектуры Нэш обновил усадьбы Хелмингем в Суффолке (1800) и Парнем-хаус в Дорсете (1807–1811). Вилла Кронкхилл в Шрусбери (около 1802) – пример сельского дома в русле традиционной архитектуры Италии; там Нэш впервые применил свой излюбленный приём, не встречающийся у других архитекторов: вдоль фасада идёт одноэтажная галерея, на которую выходят двери всех помещений первого этажа, а на устроенную на плоской крыше галереи лоджию – двери из комнат второго этажа.
C 1806 г. Нэш работал в Кабинете Главного смотрителя лесов, парков и охотничьих угодий (в 1810 объединён с Кабинетом Главного смотрителя земельных доходов короны под руководством архитектора Т. Левертона), в 1815 г. стал (наряду с Дж. Соуном и Р. Смёрком) одним из «приписанных архитекторов» Кабинета королевских работ. Около 1810 г. начата разработка плана застройки обширной пустоши Марилебон на северо-восточной окраине Лондона; Левертон отдал предпочтение проекту Нэша (1811), по которому участок должно было окружать двойное кольцо плотной застройки, внутри него – пейзажный парк, где планировалось построить 50 вилл (что предвосхищало идею «города-сада», где дома располагаются живописными группами среди деревьев), также провести к парку широкую улицу из центра города. В 1819 г. и улица, и парк названы в честь принца-регента – Риджент-стрит (строительство завершено в 1825) и Риджентс-парк. Риджент-стрит идёт от парка на юг и заканчивается площадью Ватерлоо перед Карлтон-хаус, дворцом принца-регента. Фасады домов на наиболее значимых участках этой улицы (Ватерлоо, Квадрант, круглые площади Оксфорд-Сёркус и Пиккадилли-Сёркус) проектировал сам Нэш (не сохранились). По обе стороны Квадранта, где требовались сложные расчёты, чтобы соблюсти кривизну намеченной дуги, он спроектировал дома полностью (не сохранились). Джон Нэш. Жилой комплекс Камберленд-террас, Лондон. 1826.Кроме того, Нэш разработал проект церкви Всех Душ на Риджент-стрит (1822). Вместо первоначального плана застройки Риджентс-парка там было возведено 12 «террас» – блоков из 12–30 домов, объединённых общим фасадом, и 9 вилл. «Террасы» окружают парк с 3 сторон, в их числе – самая масштабная и пышно оформленная Камберленд-террас (1825).
С севера парк огибает прорытый по проекту Нэша канал Риджентс-канал, который используется для пополнения водоёмов парка. Нэш приобрёл в 1824 г. землю на его берегах и построил две «деревни» из живописно расположенных вилл в духе неоготики и традиционной итальянской архитектуры (Park Villages; сохранились частично). Творчество Нэша в этом районе повлияло на типологию и стилистику городской и пригородной английской жилой архитектуры 19 – начала 20 вв.
Джон Нэш. Королевский павильон, Брайтон. 1815–1823.С начала 19 в. и до 1830 г. Нэш выполнял заказы Георга, принца Уэльского (затем принца-регента, с 1820 короля Георга IV), в том числе по работам в Карлтон-хаус и Виндзоре; в 1815–1823 гг. перестроил принадлежавшую принцу резиденцию Морской павильон (ныне Королевский павильон) в Брайтоне, подражая индо-исламской архитектуре и используя новые строительные материалы (сталь, чугун).
С 1825 г. реконструировал и расширил Букингемский дворец [от его замысла сохранился только парковый фасад, сооружённый с небольшими отклонениями от проекта Нэша архитектором Э. Блором (1832–1837); возведённая Нэшем в качестве ворот во двор триумфальная Мраморная арка (1828) перенесена в Гайд-парк в 1851] и занимался планировкой окружающих улиц: улица Мэлл (Молл), ведущая к центру Лондона, была расширена и превращена в прямую парадную аллею, дворец Карлтон-хаус снесён, на его месте построен жилой комплекс Карлтон-хаус-террас (1827–1829), центральная часть которого – «пропилеи» с лестницей, соединяющие Риджент-стрит и Мэлл. В 1826 г. Нэш разобрал старые Королевские конюшни и на их месте спроектировал одну из главных площадей столицы – Трафальгарскую, которая соединила ключевые улицы города (в частности, Странд и Мэлл). Таким образом, центр Лондона превратился в огромный парадный ансамбль новых площадей и улиц, обрамлённых торжественными классицистическими фасадами. Благодаря работам Нэша он стал одной из первых европейских столиц, получивших в 19 в. единообразный архитектурный облик. После смерти Георга IV (1830) Нэш не получал официальных заказов из-за превышения бюджета перестройки Букингемского дворца (на тот момент ещё не была завершена) и подозрений в растрате. Нэш покинул Лондон и последние годы жизни провёл в своей усадьбе Ист-Каус-касл.
В 19 в. профессиональный авторитет Нэша не был бесспорным: ему часто ставили в упрёк скудость деталировки в проектах. Это можно объяснить невиданным масштабом деятельности его мастерской: у её руководителя не хватало времени на прорисовку деталей. Нэш много работы поручал своим помощникам, двое из которых, Д. Бёртон и Дж. Пеннеторн, успешно вели дела мастерской после его отъезда из Лондона, достраивая Букингемский дворец, террасы и виллы Риджентс-парка.
В начале 21 в. Нэша рассматривают как одного из ведущих архитекторов Великобритании эпохи Регентства, представителя позднего английского классицизма и «живописного» направления в архитектуре.