Розенфельд Зиновий Моисеевич
Розенфе́льд Зино́вий Моисе́евич [11(24).9.1904, Чашники, Лепельский уезд, Витебская губерния, ныне Витебская область, Белоруссия – 17.2.1990, Москва], российский архитектор, градостроитель, заслуженный строитель РСФСР (1978).
С 1923 г. в Москве, куда переехал по окончании школы. В 1929 г. окончил архитектурное отделение Московского высшего технического училища (МВТУ), где занимался у И. А. Голосова, Г. Б. Бархина и М. Я. Гинзбурга. Жил и работал в Москве, где находятся почти все постройки его авторства.
Ещё студентом выступил соавтором П. А. Голосова в конкурсном проекте здания Наркомзема, по стилистике близком к зарубежным образцам «стримлайна» (1928). Вместе с Ф. Я. Белостоцкой участвовал в конкурсах на здание Клуба железнодорожников (1927), здание Центросоюза (1928), Дом Общества пролетарского туризма (1931) в Москве, дворец культуры в Архангельске (1929), дома-коммуны в Твери (1930), на планировку и застройку Магнитогорска (1930). Все эти неосуществлённые проекты исполнены в духе конструктивизма.
Единственная работа этого периода, которая дошла до реализации – детский сад завода «Серп и молот» (предположительно, Товарищеский переулок, 19). Трёхэтажное здание, достроенное к 1934 г., должно было стать частью комплекса дома-коммуны Пролетарского района.
Проект Дворца Советов, выполненный З. М. Розенфельдом совместно с Г. Я. Вольфензоном, Д. С. Меерсоном и Р. И. Вальденбергом, прошёл во второй тур в открытом конкурсе 1931 г. Вытянутый вдоль Москвы-реки комплекс с акцентами на монументальном куполе зала заседаний и похожем на штык обелиске отсылал не только к авангардной волне интернационального стиля, но и напоминал утопические проекты общественных зданий Э.-Л. Булле и современника авторов Э. Мендельсона, который также участвовал в конкурсе. В том же году вместе с братом Борисом Моисеевичем Розенфельдом (1908–1941) З. М. Розенфельд создал архитектурное оформление эллинга для дирижаблей, проект которого разработали инженеры Госпроектстроя.
По окончании МВТУ З. М. Розенфельд поступил на работу в проектную организацию Мосгоржилсоюза. В 1934 г. ему передали работу над восьмиэтажным Домом ударников-железнодорожников (Краснопрудная улица, дома 22–24), которым до этого занимался И. А. Фомин. Значительно переработав первоначальный проект, Розенфельд объединил в нём мотивы ар деко и Ренессанса. По центру фасада помещён ризалит с проездной аркой и многоярусным портиком над ней. Цокольный этаж занят торговыми помещениями с витринами, а основная часть стены расчерчена напоминающими кессоны прямоугольными нишами с утопленными в них оконными проёмами.
Фасад жилого дома на проспекте Будённого, 23 (1934) с многочисленными пилястрами и имитацией крупных каменных блоков в цоколе вдохновлён римским Палаццо Канчеллерия Д. Браманте, но, в отличие от оригинала, на него выведены лоджии. В оформлении жилого дома для сотрудников Главного управления рабоче-крестьянской милиции (1935–1936, улица Пречистенка, дом 31) Розенфельд также обратился к ренессансной традиции, использовав лоджии, балконы на консолях-модульонах и мощный карниз с выносом 1,8 м. Схожие приёмы, но с упрощениями, он применил для ещё одного дома этого ведомства – в Замоскворечье (Новокузнецкая улица, дом 4/12 cтроение 2; 1938).
Построенный в 1938 г. трёхэтажный жилой дом (ныне Ленинградский проспект, дом 56) напоминал итальянские виллы за счёт лоджий с колоннами коринфского ордера и арками, а также значительного свеса кровли с фигурными стропилами-«кобылками» (в 1950-е гг. надстроен тремя этажами, что значительно исказило его облик).
В 1937 г. Розенфельд окончил Факультет архитектурного усовершенствования Академии архитектуры СССР, а в 1939 г. возглавил архитектурно-проектную мастерскую Управления жилищного строительства Мосгорисполкома.
Под его руководством разрабатывалась планировка жилых секций. Розенфельд предложил тип секции с одной лестничной площадкой сразу для четырёх квартир, что давало экономию на количестве подъездов и лифтов.Предложение Розенфельда в 1938 г. заняло первое место на конкурсе на застройку Можайского шоссе между Дорогомиловской заставой и Окружной железной дорогой (ныне участок Кутузовского проспекта), организованном Управлением жилищного строительства Моссовета. Каждое из протяжённых зданий северной стороны оформляет периметр вытянутого квартала, между ними сделаны разрывы, обеспечившие визуальную связь с левым берегом Москвы-реки. Монотонность длинных фасадов должны были минимизировать отступы от красной линии их средних частей и высотные акценты угловых секций. Первыми были построены дома №№ 22 и 24 (совместно с В. В. Извековым и Г. Я. Вольфензоном), но реализация ансамбля из-за Великой Отечественной войны затянулась до середины 1950-х гг. На южной стороне выделяются две 12-этажных жилых башни (№№ 21 и 25) с венчающими их ротондами, которые фланкируют вытянутый девятиэтажный дом № 23, корпус 1 (средний объём – Ю. Н. Емельянов, крылья – З. М. Розенфельд) и связаны с ним сдвоенными арками. Дом № 30 с украшенным колоннадой башенным объёмом и срезанным углом (совместно с А. Б. Гурковым, Н. Г. Минаевой, 1953) образует «пропилеи» с домом № 35 (архитекторы А. М. Алхазов и А. В. Мезьер, 1941).
В 1940 г. З. М. Розенфельд и А. Д. Сурис совместно с С. Е. Чернышёвым, А. М. Заславским, С. Н. Кожиным приступили к работе над проектами комплексной застройки вдоль другого отрезка той же трассы – будущего проспекта Конституции (ныне Новый Арбат), реализацию которого прервала и оставила неосуществлённым война. В 1941 г. Розенфельд вошёл в число архитекторов, которые занимались маскировкой зданий и всей планировочной структуры центра Москвы.
Когда в 1944 г. в результате реорганизации мастерских и проектных контор был образован трест «Мосгорпроект», Розенфельд возглавил в нём архитектурно-проектную мастерскую № 2, а в 1949 г. – мастерскую типового проектирования.
Одним из показательных образцов торжественной эклектики первого послевоенного десятилетия (стиль «Триумф») стал семиэтажный жилой дом на Садовой-Триумфальной улице, 4–10 (проект утверждён в начале 1946, осуществлён в 1949). Розенфельд и Сурис разбили вытянутый фасад парными трёхгранными выступами-«эркерами», которые поднимаются от рустованного цоколя. Карниз декорирован пышным фризом, а кровля украшена балюстрадой, фронтонами и вазонами. В доме использован разработанный Розенфельдом тип секции, где на одну лестничную площадку выходят четыре квартиры, а не две – три, как в схожих зданиях того времени (Розенфельд и Сурис удостоены за этот проект Сталинской премии 3-й степени, 1950).
Совместно с архитектором Р. И. Вальденбергом при участии инженера А. И. Гохбаума в 1947 г. Розенфельд разработал и осуществил в посёлке Сокол проекты экспериментальных двухэтажных домов (улица Сурикова, дома 21а и 23а). Их основу составляет деревянный каркас, который обшит плитами сухой штукатурки и облицован красным кирпичом.
Одной из самых значительных для З. М. Розенфельда стала работа над расположенным по соседству с этим посёлком жилым массивом Песчаных улиц между Ленинградским проспектом и Хорошёвским шоссе. Дома здесь возводились из силикатного кирпича с применением конструкций из сборного железобетона. Стандартизация и индустриальное изготовление некоторых элементов позволяли сократить сроки строительства до 20–30 дней. Первоначальный генеральный план, разработанный П. В. Помазановым, предполагал застройку 4–5-этажными домами, по нему была осуществлена первая очередь строительства.
Когда Розенфельд в 1949 г. возглавил авторский коллектив, велась работа над второй очередью, высотность для которой изменили до 7–9 этажей за счёт использования железобетонных каркасов (инженер А. Н. Дорохов). Для оформления фасадов этих зданий архитектор использовал бетонные наличники, балконные консоли, карнизы и угловой руст заводского изготовления, аналогичные тем, что применялись для домов первой очереди. Такое решение позволило сохранить ощущение единого ансамбля, но было раскритиковано Г. Б. Борисовским из-за несоответствия декоративных деталей новым объёмам (Борисовский. 1952. С. 45–54).
Дома третьей очереди получили облицовку из полых керамических плит, разработанных инженером А. А. Мелия. Часть зданий с первого по четвёртый этаж покрыты плиткой, имитирующей бриллиантовый руст. Группы домов образуют замкнутые дворы; углы некоторых домов срезаны и акцентированы мезонинами с лучковыми фронтонами. Планировка основана на ранее разработанных Розенфельдом жилых секциях.
Последним построен квартал с курдонёром между современными улицами Куусинена и Зорге (совместно с А. Б. Гурковым). Первые этажи этих домов с большими арочными окнами отведены под торговые учреждения, а у выходящих на красную линию улицы Куусинена корпусов повторён приём с парными эркерами. План не был полностью завершён: остался незаконченным ансамбль Песчаной площади. Отдельные кварталы по образцу застройки Песчаных улиц появились и в других районах Москвы, например, на Каширском шоссе, улицах Барклая и Новозаводской. За разработку и осуществление индустриальных методов строительства многоэтажных жилых домов в Москве в составе коллектива во главе с В. П. Лагутенко З. М. Розенфельд удостоен Сталинской премии 3-й степени (1951).
Розенфельд выступил автором архитектурной части памятника Максиму Горькому у Белорусского вокзала (скульпторы И. Д. Шадр, В. И. Мухина, З. Г. Иванова и Н. Г. Зеленская; установлен в 1951), а в 1954–1955 гг. по его проекту реконструирована электростанция Трёхгорной мануфактуры (ТЭЦ-7).
В 1955 г. в составе группы советских архитекторов Розенфельд побывал в Дании, Финляндии, Швеции и Австрии, где изучал опыт массового жилищного строительства. После резкого поворота советской архитектуры к модернизму, вызванного постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955), архитектор использовал в том числе и наработки западных коллег.
В 1955–1960 гг. руководил мастерской № 5 Главного архитектурно-планировочного управления Москвы, одновременно служил главным архитектором Бауманского и Москворецкого районов. Тогда он разрабатывал планировку и застройку Бакунинской улицы и жилмассива Волхонка-ЗИЛ на юге Москвы.
Совместно с архитекторами А. Б. Бергельсоном и К. П. Алексеевой разработал и осуществил проект гостиницы ЦК КПСС в русле рационализма в Плотниковом переулке близ Арбата (1960). К неосуществлённым работам этого времени относится Главный павильон постоянной Всесоюзной строительной выставки в Останкине: два варианта проекта мастерская Розенфельда предоставила на конкурс в 1956 г. Оба имели сплошное остекление фасадов и обширное безопорное пространство в интерьере.
В 1960–1961 гг. Розенфельд – заместитель председателя Госстроя СССР, в 1961–1964 гг. – директор Московского научно-исследовательского и проектного института типологии экспериментального проектирования (МНИИТЭП). В это время вместе с инженером Н. Я. Козловым он осуществил проект девятиэтажного многоквартирного бескаркасного дома из вибропрокатных панелей (1964; ныне Звёздный бульвар, дом 5), ставшего прототипом для нескольких серий типового жилья, в том числе II-57. По той же технологии на Садовом кольце в 1965 г. сооружён 12-этажный дом со спаренными лоджиями на стыках семи секций и с большим магазином на первом этаже (совместно с архитекторами А. Б. Бергельсоном, И. Л. Лютомской, ныне улица Земляной Вал, дом 41, строение 1); это здание, однако, диссонирует с окружающей застройкой.
В 1964–1970 гг. архитектор возглавлял мастерскую № 6 «Моспроект-1». Под его руководством созданы планировка Южного Измайлова, здания общественных организаций Первомайского и Бауманского районов. Внешний вид универмага «Первомайский» (1969, совместно с архитектором М. Н. Мошинским) в целом типичен для зданий советского модернизма, но отсылает к наследию авангарда 1920-х гг. за счёт галерей с круглыми в сечении железобетонными опорами на первом этаже и сплошной горизонтальной лентой окон на втором. Розенфельд и Мошинский совместно с Н. В. Щербаковой в 1977 г. осуществили проект киноконцертного зала «София» (снесён в 2017), составлявшего с универмагом ансамбль.
Здание Бауманского районного комитета КПСС (1980, ныне управа Басманного района) на Новой Басманной улице (соавтор А. Яшкин) напоминает некоторые образцы постконструктивизма 1930-х гг.: его строгий симметричный фасад с профилированными полупилонами и массивным фризом был рассчитан на обзор с расширенной площади Разгуляй, но оказался в глубине квартала после постройки здания банка в 1997 г.
В конце 1970-х гг. при проектировании жилых домов в центре Москвы З. М. Розенфельд вернулся к приёмам советского неоклассицизма, хотя и без обилия декоративных деталей. Девятиэтажный дом с шестиэтажными крыльями для работников ЦК КПСС на улице Горького (1977, совместно с архитекторами В. Орловым и Д. Алексеевым; ныне 1-я Тверская-Ямская улица, 7) заполнил просвет между зданиями в семь и шесть этажей, к которым он присоединён через шестиэтажные переходные элементы, при этом немного отодвинут от красной линии. На улицу выходят лестницы, кухни и только по одной комнате в трёхкомнатных квартирах. Первые два этажа облицованы красным гранитом, выше использованы блоки белого камня, этажи с третьего по седьмой украшены мягко выступающими эркерами, с которыми чередуются завершённые арками лоджии. Схоже оформлен и шестиэтажный жилой дом у Никитских ворот (1986; ныне Тверской бульвар, 3).
Одна из последних работ архитектора – образец позднего советского модернизма санаторий «Русь» в Рузском районе Московской области (ныне административная территория г. Руза Московской области; 1984, совместно с архитектором Н. И. Гулевичем и инженером Э. Болдыревым). Главный корпус обращён к Рузскому водохранилищу сеткой лоджий с крупным полукруглым выступом в середине: композиция комплекса напоминает о советских постройках 1930-х гг. Розовый кирпич, которым облицованы фасады, сгруппирован в небольшие блоки со сдвигом в полкирпича, составляя своеобразный ячеистый узор. Общественные интерьеры щедро облицованы мрамором и украшены хрустальными люстрами-«водопадами».
З. М. Розенфельд преподавал в Московском архитектурном институте (1931–1935 и 1949–1950).
Орден Трудового Красного Знамени (1940; за успешное осуществление генерального плана реконструкции Москвы). Сталинская премия 3-й степени (1950, 1951).
В сотрудничестве с инженерами-конструкторами З. М. Розенфельд успешно внедрял новаторские методы жилищного строительства, используя всё более эффективные планировки квартир. Отработав приёмы массовой застройки типовым жильём ещё в первое послевоенное десятилетие, он развивал их в 1960-е – 1970-е гг.