Архитекторы, градостроители

Лаурана Франческо

Лаура́на Франче́ско (Francesco Laurana) [около 1420–1430, Врана (Урана), близ г. Зара, Далмация, ныне Задар, Хорватия – до 12.3.1502, Марсель, Франция], итальянский скульптор.

Выходец из Далмации, Лаурана учился в Рагузе (ныне Дубровник) у скульптора Пьетро ди Мартино да Милано. Один из крупнейших представителей ренессансной пластики на Юге Италии. С 1453 г. жил в Неаполе, в 1458 г. принимал участие в создании скульптурного ансамбля в Кастель-Нуово. Лаурана, без сомнения, был знаком с произведениями и стилем флорентийских мастеров, которые работали и в Рагузе, и в Неаполе. Не менее важную роль в формировании стиля Лаураны сыграла традиция готической пластики, с которой он соприкасался в Неаполе и на юге Франции, где в 1461–1466 гг. Лаурана работал по заказам бывшего правителя Неаполя герцога . Для герцога им были созданы медали (с портретами герцога и его супруги Жанны де Лаваль, 1463, Кабинет медалей , Париж), близкие произведениям , и несохранившиеся монументальные работы (фонтан в Экс-ан-Провансе). Во всех зрелых произведениях Лаураны по-разному взаимодействуют традиции итальянской и североевропейской пластики.

В 1468–1471 гг. Лаурана работал на о. Сицилия. В Палермо по заказу Антонио ди Мастрантонио исполнил скульптурное убранство семейной капеллы в церкви Святого Франциска Ассизского (сохранились декоративные элементы и статуя «Мадонна с Младенцем»). На Сицилии (в соборе Палермо, 1469; в церкви Распятия в Ното, 1471; в церкви Санта-Мария-делла-Медалья, Палаццоло-Акрейде, Палермо) и в Неаполе (Кастель-Нуово; Музей ) выявлены и другие статуи «Мадонна с Младенцем» работы Лаураны (одни из них близки готическому типу статуй, другие – проторенессансным Мадоннам, созданным в подражание античной пластике); почти все они имели не дошедшую до наших дней полихромную раскраску, выполненную самим скульптором, и вызвали целую волну подражаний среди местных мастеров.Франческо Лаурана. Женский бюст. Ок. 1490. Художественно-исторический музей, Вена.Франческо Лаурана. Женский бюст. Ок. 1490. Художественно-исторический музей, Вена. Фото: Leemage / Corbis / Getty Images

Вероятно, во время второго пребывания в Неаполе (куда Лаурана вернулся в 1474) были созданы знаменитые женские бюсты: Баттисты Сфорца (Национальный музей , Флоренция), Беатрисы Арагонской (, Нью-Йорк), а также портреты неизвестных моделей (не документированы и не датированы; Региональная галерея в Палермо, в Вашингтоне, Собрание Фрик в Нью-Йорке, в Вене, Лувр и в Париже). В них наиболее органично слились традиции и : задача портретности ренессансного бюста, выявляющая индивидуальность модели, у Лаураны отступает перед абстрактным отношением к форме, проявляющемся в геометризации всех элементов, подчёркивании силуэтных линий и тонкой проработке поверхностей. Портреты имели выполненную окрашенным воском полихромную раскраску (сохранилась только на бюсте из Вены), придававшую им дополнительный натурализм и декоративность. С портретными бюстами связаны вырезанные в мраморе женские лицевые маски, посмертные или снятые с живой модели, оформленные как самостоятельные произведения (Лувр; , Нью-Йорк, и др.), назначение которых остаётся невыясненным. На основании сходства с женскими портретами Лауране приписываются также мужские бюсты (Фернандо Арагонского, Музей Боде, Берлин; молодого мужчины, Новый музей, Стокгольм, и др.).

В период между 1475 и 1483 гг. Лаурана находился на юге Франции – в Марселе (в Старом соборе работал над декором капеллы Сен-Лазар, совместно с Томмазо Мальвито) и Авиньоне, где по заказу Рене I Анжуйского создал «Несение креста» для капеллы целестинцев (ныне в церкви Сен-Дидье, 1478–1481). Этот алтарь построен как ренессансный рельеф-картина с перспективным фоном, выполненным в технике сплющенного рельефа и фигурами; полихромная раскраска алтаря, подчёркивающая экспрессивную мимику персонажей и придающая им нехарактерный для ренессансной пластики натурализм, обнаруживает влияние северной традиции раскрашенного коробового рельефа, а также нидерландской живописи того времени.

  • Раннее Возрождение в Италии
  • Скульпторы Италии