Ортега-и-Гассет Хосе
Орте́га-и-Гассе́т Хосе́ (José Ortega y Gasset) (9.5.1883, Мадрид – 18.10.1955, там же), испанский философ и публицист. Родился в семье потомственных испанских интеллигентов (отец был журналистом и депутатом кортесов). В 1904 г. окончил Мадридский университет, в 1905–1907 гг. учился в университетах Лейпцига, Берлина и Марбурга (у Г. Когена). В 1910–1936 гг. возглавлял кафедру метафизики Мадридского университета, вёл активную журналистскую и издательскую деятельность. В 1923 г. основал журнал Revista de Occidente, ставший одним из центров интеллектуальной жизни Испании, и ежегодник El Espectador («Наблюдатель»), где единственным автором был он сам. В 1930 г. вместе с Г. Мараньоном и Р. Пересом де Айалой основал Союз защиты республики, был депутатом кортесов. С началом Гражданской войны в 1936 г. эмигрировал; жил во Франции, Нидерландах, затем в Аргентине. Вернулся в Мадрид в 1945 г. и жил во «внутренней эмиграции», оставаясь противником франкистского режима. В 1948 г. совместно с Х. Мариасом основал Институт гуманитарных проблем.
Основные работы: «Размышления о Дон Кихоте» («Meditaciones del Quijote», 1914), «Бесхребетная Испания» («España invertebrada», 1921), «Дегуманизация искусства» («La deshumanización del arte», 1925), «Восстание масс» («La rebelión de las masas», 1930), «История как система» («Historia como sistema», 1935), «Идеи и верования» («Ideas y creencias», 1942), «Что такое философия?» («Qué es filosofía?», 1957), «Человек и люди» («El hombre y la gente», 1957) и др.
В своих философских исканиях Ортега-и-Гассет перешёл от неокантианства к кругу идей философии жизни, феноменологии и экзистенциализма, в русле которых сложилась его концепция «жизненного разума» (рациовитализм) в противостоянии восходящей к Р. Декарту новоевропейской рационалистической философии. Жизнь как изначальная «радикальная реальность» понимается у Ортеги-и-Гассета прежде всего как индивидуальная жизнь конкретного человека, непрерывно меняющаяся и незавершённая (человек – это не его природа, но его история, «это то, что с ним произошло»), как драматическое единство «я» и окружающих его обстоятельств, подлежащее самостоятельному осмыслению и свободному принятию ответственных решений (жизнь как творческая самореализация и как «кораблекрушение» и постоянные поиски спасения). Истолкованный таким образом «жизненный», или «исторический», разум Ортега-и-Гассет противопоставил «чистому разуму» («математическому», «физическому», «геометрическому») традиционного рационализма, достигшему громадных результатов в познании природы, но оказавшемуся неспособным понять человека в спонтанной целостности совершаемых им актов – не только познавательных, но также эмоциональных и волевых.
Ортега-и-Гассет разграничивает дорефлексивный и рефлексивный уровни жизни – верования и идеи. Человек живёт в системе коллективных верований, характерных для определённой эпохи, воспринимаемых им как нечто очевидное, как данность, не ставя вопрос об их истинности и не размышляя о них. Идеи же появляются тогда, когда относительно верований возникают сомнения, это «костыли», необходимые там, где исчезают верования. Идеи человек создаёт и обсуждает, с их помощью он истолковывает мир и проектирует своё поведение, строит мировоззрение и воображаемые миры (физический, религиозный, нравственный и т. д.), становящиеся миром культуры. Каждая эпоха характеризуется определённым соотношением идей культуры и верований.
Представлению об истине классического рационализма как единой и общезначимой Ортега-и-Гассет противопоставил намеченный уже Г. В. Лейбницем и развитый Ф. Ницше принцип перспективизма, согласно которому мир воспринимается каждым человеком всегда с той или иной точки зрения, в контексте вырабатываемых им личных убеждений, что стало у Ортеги-и-Гассета формой обоснования мировоззренческого плюрализма и историзма. Проблему философской истины Ортега-и-Гассет связывал с вопросом об «истинности» самого философа, способного пробиться сквозь наслоение смыслов, которые социум наложил на то или иное явление мира, и встретиться с миром в его изначальности.
Теоретик массового общества, Ортега-и-Гассет связывал кризис европейской культуры в 20 в. с господством потребительского отношения к жизни и появлению «нового варвара», не подчиняющего свою жизнь высоким этическим требованиям, – «человека массы», узкого специалиста и «самодовольного недоросля», пользующегося достижениями технического прогресса для обретения материального благополучия при безразличии к принципам, лежащим в основе европейской цивилизации (к их числу Ортега-и-Гассет относил уважение к закону и уходящую в историческое прошлое Европы либеральную демократию). При этом проводимое им типологическое разделение людей на «массу» и «избранное меньшинство», ориентирующееся на ответственную дисциплину духа, не совпадает с делением на социальные классы, присутствуя в каждом из них. Специфическая особенность современного, нового искусства (родоначальниками его Ортега-и-Гассет считал С. Малларме, К. Дебюсси, Л. Пиранделло, П. Пикассо) Ортега-и-Гассет видел в его прогрессирующей «дегуманизации», отказе от изображения человеческих судеб и какого-либо сопереживания людям. В своём устремлении к бесстрастному, чисто эстетическому созерцанию оно дистанцируется от реальности, деформируя её и изображая вместо самих предметов представления художника о них, «субъективные фантомы, живущие в сознании автора». Предназначенное для немногих, разделяющих эти установки, новое искусство вызывает раздражение у большинства («массы»), не способного его понять. Анализируемый им кризис культуры Ортега-и-Гассет, в отличие от О. Шпенглера, рассматривал не как «закат Европы», а как наступление переходного периода в её истории, который должен завершиться постепенным становлением новой культуры.