Шаванте
Шава́нте (португ. xavante; акуэн, аквен, криска, пуссити, тапакуа; самоназвания A’wẽ – люди, A’uwẽ Uptabi – настоящие люди), индейский народ группы центральных же в Южной Бразилии. Живут на 9 индейских территориях в верховьях реки Шингу на востоке штата Мату-Гросу и северо-западе штата Гояс. Численность 18,4 тыс. человек (2014, оценка SESAI). Говорят на языке шаванте центральной группы языков же; письменность на основе латинской графики. Свыше половины говорит также по-португальски. Около 60% христиане (в основном католики, свыше 7% – протестанты), остальные сохраняют традиционные верования.
Контакты с бразильцами существовали с конца 18 в., постоянные – с начала 20 в. В 1830–1860-х гг. переселялись из штата Гояс на запад в Мату-Гросу. С 1930-х гг. среди шаванте действовали христианские миссионеры. До середины 1950-х гг. оказывали вооружённое сопротивление бразильским колонистам. С началом регулярных контактов в 1950-х гг. значительная часть шаванте погибла от болезней. С середины 20 в. началась интеграция шаванте в бразильское общество. В 1982 г. племенной вождь шаванте Мариу Журуна первым из индейцев Бразилии был избран в Национальный конгресс. Участвуют в движении по защите прав коренного населения Бразилии.
Традиционная культура типична для индейцев засушливых саванн Южной Америки (серрадо). Занимаются сезонным собирательством (плоды пальм), охотой (в том числе загонной с помощью огня), рыболовством и подсечно-огневым земледелием (батат, маниок, кукуруза, тыква, фасоль, папайя). Оружие – лук со стрелами. Традиционное жилище – полусферическая хижина из ветвей, поселение – полукруглой формы с мужским домом на одном из концов за границами деревни.
Одежда отсутствовала, мужчины носили фаллокрипт. По-прежнему практикуют раскраску лица и тела, мужчины носят ушные вставки, длинные волосы, выстриженные на висках и лбу, макушку выбривают, на шею повязывают церемониальный хлопковый шнур.
Сохраняются плетение (корзины, циновки), деление на три патрилинейных рода и две экзогамные фратрии (Пориза’оно и Оваве), ритуальные танцы и песни (да-ньоре), инициации мальчиков, с периодом длительной (до 5 лет) изоляции, и девочек, ритуальный бег с бревном пальмы бурити (ваие уиведе). Существует богатая мифология (сюжеты о похождениях культурных героев, обретении культурных ценностей и др.). В системе верований важную роль играют сновидения (получение нового возрастного имени, общение с предками).
Шаванте (южные шаванте, офайе-шаванте, опайе) называют также народ с изолированным языком (см. в статье Языки макро-же), живущий по рекам Ивиньейма (Ивиньема), Вакария и Верди в штате Мату-Гросу-ду-Сул (60 человек – 2006, оценка), и вымершую группу на западе штата Сан-Паулу (оти-шаванте, эушаванте; язык оти, также в составе макро-же).