Каяпо
Кая́по (kayapó; кайапо, каиапо; на языках тупи – подобные обезьянам), 1) индейский народ (южные каяпо), вероятно, группы же на юго-западе Бразилии; 2) индейский народ группы северных же (северные каяпо) в центральной Бразилии.
Южные каяпо жили в верхнем и среднем течении реки Парана и по её правым притокам (юго-восток штата Мату-Гросу, северо-запад штата Сан-Паулу, запад штата Минас-Жерайс и юг штата Гояс). Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов Южной Америки. Враждовали с бороро. В 17–19 вв. вымерли или были ассимилированы бразильцами.
Северные каяпо (caiapós, kayapó, mebêngôkre; самоназвание – ме бе нгокре, буквально – люди, живущие там, где стекаются реки) живут в бассейне реки Шингу – на индейских территориях (AI; португ. aldeias indígenas) в штатах Пара, Токантинс и на севере штата Мату-Гросу в Бразилии. Численность около 10 тыс. человек (2014, оценка SESAI). Язык каяпо относится к северной ветви языков же. Около 50 % владеют также португальским языком. Сохраняют традиционные верования, около трети – католики.
До 18 в. жили в месте слияния рек Токантинс и Арагуая (вероятно, отсюда самоназвание). Каяпо делятся на группы гороти, шикрин и вымерших иран-амрань-ре. Гороти (самоназвание кумреньч) подразделяются на мекрагноти (северные – в AI Бау, центральные – в AI Кубенкокре и Пукану, южные – в AI Метуктире и Капото в штате Мату-Гросу; тшукаррамае – с 1963 живут на севере Национального парка Шингу) и горотире (собственно горотире – в AI Горотире и Кикретум; кокраймор – в AI Кокрайморо; карарао – в AI Карарао; кубенкранкень – в AI Кубенкранкень и Аукре). В состав шикрин, кроме собственно шикрин (самоназвание – пурукарвит) в AI Катете и Триншейра/Бакажа, входили вымершие кокорекре и джо-ре. Иран-амрань-ре подразделялись на крен-ре, ньянгагакрин, кубен-кен-кам-ме-мрань и межотир.
Отдельные группы каяпо враждовали друг с другом. Контакты с пришлым населением существовали с начала 19 в., постоянные контакты – с 1950-х гг. Христианство распространялось с конца 19 в. Долго сопротивлялись бразильскому правительству. Первыми (1936) были умиротворены горотире, некоторые племена (шикрин) продолжали вооружённые конфликты до 1980-х гг. Не менее 6 общин каяпо сохраняют изолированный образ жизни, полностью избегая контактов с внешним миром. С 1980-х гг. каяпо активно участвуют в движении в защиту своих политических и экономических прав, выступая против лесо- и золотодобытчиков. Ныне золотые прииски находятся под контролем каяпо. Они являлись организаторами съезда аборигенных народов Амазонии в г. Алтамира (штат Пара) в 1989 г. Лидеры политического движения каяпо – вожди Раони и Бепкороти. Многие каяпо занимаются предпринимательством (в частности, экспортируют ореховое масло для американских косметических фирм).
Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов Южной Америки. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (батат, сахарный тростник, бананы, маниок, табак и др.), охотой с копьями и луком, собирательством. Развито плетение. До конца 20 в. пищу готовили на открытом огне и в золе. Практиковалась геофагия.
Сохраняются круглые поселения с одним или двумя мужскими домами (нгобе) в центре. Жилище каркасное, обмазанное глиной, крытое пальмовыми листьями; внешний торец слегка закруглён и шире, чем внутренний. Деревенская община делится на восточную и западную экзогамные половины, каждая со своим мужским домом, вождём и советом во главе с шаманом (ваянга). Каждый женатый мужчина волен выбирать, к какому мужскому дому и к какой половине деревни он будет относиться.
Счёт родства матрилинейный, брак уксорилокальный. Система терминов родства бифуркативная с элементами генерационного скоса типов «кроу» и «омаха». Слияние альтернативных поколений проявляется в общности терминов для невестки и матери мужа. Сиблинги делятся по полу. Особые отношения связывают детей с сестрой их отца. Родственники объединяются в билатеральные группы (омбиква, буквально – мои люди). Братьям и ортокузенам запрещено брать жён из одного домохозяйства. Имеются 8 общеплеменных наследственных имён; мальчики наследуют имена от деда или брата матери, девочки – от бабки или сестры отца. Вместе с именами передаются ритуальные предметы (некреч). Большое значение имеют институты приёмных и ритуальных родителей (крабджуо), которые выбираются из неродственников. Членство в половинах наследуется от приёмных родителей (и таким образом, не имеет отношения к реальным родственным связям) и вступает в силу после приёма юноши в мужской дом. Распространён обычай кувады. Во время церемонии присвоения младенцу имени (праздник Коко) мужчины танцуют в масках, изображающих обезьян. Мальчики (дйокре) с 10 до 17 лет воспитываются в мужском доме, затем проходят инициацию (во время испытаний юноши выдерживают укусы ос, поедают мясо анаконды и ягуара) и становятся воинами (мероронуре).
Характерное оружие – дубинка (копкамюр) в форме меча из твёрдого дерева; атрибутами ваянга были каменные двойные топоры. Одежда отсутствовала. Мужчины носили фаллокрипт (мюдйик), сплетённый из листьев пальмы. И мужчины, и женщины носят характерную причёску (йокар): отращивают длинные волосы, надо лбом выбривают треугольник до макушки. У мужчин в нижней губе – лабретки (ака како), выкрашенные в красный цвет, различающиеся в зависимости от ранга и авторитета; у тшукаррамае они достигают диаметра 10 см. Дети носят ушные вставки, которые затем заменяются спускающимися на грудь бисерными украшениями. Шейные украшения состоят из перламутровых пластинок, зубов хищных зверей и бисера. Верхние части рук обвязывают шнурком, украшенным перьями и бисером. Во время праздников надевают головные уборы из птичьих перьев и колпаки (кутоп) из пчелиного воска. Практикуется ритуальная раскраска лица и тела. Характерны конические курительные трубки (варикоко), заимствованные во 2-й половине 19 в. у каража.
В представлениях каяпо Вселенная состоит из многих, расположенных друг над другом миров. Каяпо верят, что их предки первоначально жили на небе; бог дождя и грозы Бебгоророти даровал им огонь и выточил первую мечеподобную дубинку. Характерен миф о двух братьях-великанах, убивших орла-людоеда, чтобы освободить человечество. Умерших хоронят в сидячем положении лицом на восток.