Каинганг
Каинга́нг (португ. caingangues, kanhgág, исп. káingang; самоназвания – kaingang, kangag; ранее назывались гуайана, гойана, короадо, коронадо, гуанана, гуалачос, чикуи, кабеллудо, таин, тайен, тавен, гуалачи, ингаин и др.), индейский народ группы южных же на юге Бразилии (штаты Сан-Паулу, Парана, Санта-Катарина и Риу-Гранди-ду-Сул) и крайнем северо-востоке Аргентины (провинция Мисьонес). До конца 19 в. объединялись с шокленг.
Численность в Бразилии 45,7 тыс. человек (2014, оценка SESAI), в Аргентине – 2 тыс. человек (2006, оценка). Образуют свыше 30 официально признанных и находящихся в процессе признания общин (индейских территорий – TI). Живут также в городах (Порту-Алегри, Шапеко и др.). Язык каинганг относится к южной ветви языков же.
С точки зрения диалектного разнообразия выделяются 5 групп каинганг:
1) каинганг штата Сан-Паулу – между реками Тиете и Паранапанема;
2) каинганг штата Парана – между реками Паранапанема и Игуасу;
3) центральные каинганг – в штате Санта-Катарина (между реками Игуасу и Уругвай);
4) юго-западные каинганг – в штате Риу-Гранди-ду-Сул (между рекой Уругвай на западе и рекой Пасу-Фунду);
5) юго-восточные каинганг – к востоку от реки Пасу-Фунду.
Письменность на основе латинской графики. Большинство каинганг говорят также на португальском языке. Около 60 % – христиане (лютеране и католики), остальные сохраняют традиционные верования.
Первые контакты с европейцами (португальцами) существовали с 16 в. Постоянные контакты с пришлым населением поддерживаются с 18 в. Некоторые общины каинганг оказывали вооружённое сопротивление проникающим на их территорию колонистам до 1912 г. (Сан-Паулу) и 1930 г. (Парана).
Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов Южной Америки. Занимаются подсечно-огневым земледелием, охотой, рыболовством и собирательством. Традиционное оружие – лук (длина 210–240 см, иногда до 270 см) со стрелами с наконечниками из костей и бамбука, копьё. Изготавливают ожерелья из семян деревьев, зубов обезьян, когтей ягуара и др., занимаются плетением (решёта, корзины, рыболовные ловушки), ранее делали глиняную посуду.
Каинганг Сан-Паулу делятся на экзогамные патрилинейные половины Каме и Каньеру и на 4 ранговые группы: Воторо (наиболее престижная), Каньеру, Анику и Каме. Половины отличались друг от друга татуировками (круги у Каме и полосы у Каньеру). В бою мужчины Каньеру стояли в авангарде, Каме – в арьергарде. Брак уксорилокальный (муж переселяется к жене). Счёт родства ведётся по отцу. Система терминов родства у каинганг Сан-Паулу бифуркативного типа (отличается отсутствием линейности и противопоставления родства свойству). Сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Выборный вождь («капитан») и его главный помощник должны принадлежать к разным половинам. Другие помощники вождя отвечают за урегулирование проблем, связанных с правонарушениями (мелким воровством, пьянством, непочтительным отношением к власти и т. д.); наказания (привязывание к дереву, общественные работы внутри общины, за тяжкие проступки – отлучение от общины) определяются вождём и могут осуществляться только членами половины провинившегося.
Основные мифологические персонажи – культурные герои братья-близнецы – демиурги Каме и Каньеру (Солнце соотносится с Каме, Луна – с Каньеру; Каме всегда первый, свои творения доводит до совершенства, Каньеру – неуклюжий в своих попытках подражания Каме). До 1940-х гг. был распространён поминальный праздник Кикикои (ныне в полной форме исполняется только в TI Шапеко в Санта-Катарине), длившийся несколько месяцев (в ритуале используется хмельной напиток кики, приготовляемый из мёда). Развит шаманизм (в основном мужской).
Современные каинганг заняты земледелием и традиционными ремёслами на продажу, работают по найму в сельском хозяйстве и в городах (в том числе в региональных представительствах FUNAI – Национального фонда индейцев). В 1990-е гг. созданы Советы касиков (вождей), координирующие отношения с правительствами штатов, и общественные организации каинганг, отстаивающие их права на потерянные ранее традиционные земли.