Тест понятийного мышления Выготского – Сахарова
Тест поняти́йного мышле́ния Выго́тского – Са́харова, методика сравнения понятий Выготского – Сахарова, эксперимент Л. С. Выготского – Л. С. Сахарова, метод двойной стимуляции (англ. method of double stimulation), исследовательский тест, предназначенный для оценки уровня развития мышления детей и взрослых, умения создавать обобщения и систематизацию признаков разнообразных объектов. Тест представляет собой выбор объектов на основе скрытого признака, постепенно раскрываемого экспериментатором через номинальные названия представленных объектов. Также в ходе тестирования оценивается склонность к аффективным реакциям обследуемого и дезорганизация суждений на основе эмоциональных реакций.
Разработкой тестовой методики формирования искусственных понятий мышления Л. С. Выготский (1896–1934) и Л. С. Сахаров (1900–1928) занялись в конце 1920-х гг. Результаты этих исследований впервые описаны в работе Выготского о концепции синкретов и комплексов, позднее вошли в собрание сочинений (Выготский. 1982). Также результаты исследования были отражены в статье Сахарова в журнале «Психология» в 1930 г. Тестовая методика приобрела огромное значение, став не столько тестом, сколько направлением исследований в мышления, основой для теории.
Как указывает Л. С. Сахаров, прообразом теста Выготского – Сахарова была методика английского психолога Ф. Эвелинга, который впервые применил не слова естественной речи, а созданные в эксперименте «искусственные» слова. Он также занимался исследованием мышления, но путём интроспекции (Сахаров. 1930).
В качестве основы Выготским и Сахаровым была взята методика формирования искусственного понятия немецкого психолога Н. Аха. Методика была направлена на демонстрацию механизма развития понятия и приобретения словом значения. Ах постепенно предлагал испытуемому от 6 до 48 абстрактных объектов с открытым номинальным наименованием: «гацун», «рас», «таро», «фал». После чего бумажки с наименованиями убирались, а тестируемый пробовал отобрать фигуры заданного типа (Сахаров. 1930). Методика Аха была высоко оценена Выготским и Сахаровым. Однако, по мнению этих исследователей, механизм формирования понятий не был в ней полностью показан. В целях выявления внутренних принципов объединения испытуемым объектов был разработан тест понятийного мышления.
Тест проводится следующим образом. Сидя за столом, испытуемый имеет свободное пространство для манипуляций с фигурами, также на столе присутствует набор деревянных фигур, разных по цвету, высоте, форме и размеру. Каждая из фигур подписана таким образом, чтобы испытуемый не видел её названия (обычно на нижней стороне). Названия фигур делят этот набор на 4 группы: «бик», «цев», «гур» и «лаг» (Ануфриев. 1997). Названия специально подобраны так, чтобы не вызывать словесных ассоциаций, это позволяет наблюдать механизм формирования понятий. Экспериментатор предлагает испытуемому выбрать фигуры одного типа, перевернув и показав одну из фигур с названием «цев». В этом наименовании зашифровано сочетание двух признаков, например размера и высоты. Задача тестируемого – расшифровать значение нового понятия и выбрать группу соответствующих объектов, назвав при этом признаки, по которым он осуществляет обобщение. Поэтому экспериментатор поясняет задание и предлагает выдвинуть предположение по группированию остальных фигур. После того как испытуемый выкладывает группу из 5–6 объектов, экспериментатор переворачивает ещё одну фигуру, указывая на ошибочность сделанного выбора. Как правило, испытуемые для двух первых попыток формируют связь названия фигур и их формы либо цвета (т. е. используют для обобщения не два, а один признак). Далее следует фаза разочарования, или эмоциональной реакции. Испытуемый может обратиться к примитивизации, снизить уровень обобщения. В случае если через несколько попыток он находит правильный ответ и может назвать признаки, по которым было проведено обобщение, тест можно считать успешно пройденным. Положительный результат теста позволяет говорить о сформированности понятийного мышления. Или по крайней мере о высокой (несинкретической) ступени развития мышления. Синкретическим же принципом объединения объектов Л. С. Выготский называл «неоформленное, неупорядоченное множество, выделение кучи каких-либо предметов» (Выготский. 1982. С. 136).
Выготский в ходе анализа результатов теста выделял три ступени, подразделяя их на этапы и типы. Так, 1-ю ступень он назвал ступенью синкретов и разделил на три этапа. Первый этап – проб и ошибок, второй – субъективного объединения и третий – этап перехода к постепенной объективности объединения. 2-я ступень была названа ступенью комплексов и подразделена по способу группировки предметов. Первый тип назван ассоциативным комплексом с одним предметом-образцом для объединения. Второй – комплекс-коллекция с разнородным объединением, но избеганием повторов в группе. Третий – цепной комплекс с последовательно меняющимся предметом-образцом. Четвертый – диффузный комплекс, повторяющий принцип цепного и ассоциативного. Пятый тип – псевдопонятийный: испытуемый верно выделяет набор фигур, но не может назвать (или неверно называет) признаки обобщения. 3-я ступень названа понятийным мышлением и основана на задуманных экспериментаторами признаках. В то время как в основе понятия лежат связи единого типа, логически тождественные между собой, в основе комплекса – самые разнообразные фактические связи, часто не имеющие друг с другом ничего общего. В понятии предметы обобщены по одному признаку, в комплексе – по различным. Поэтому в понятии отражается существенная, единообразная связь и отношение предметов, а в комплексе – фактическая, случайная, конкретная. (Выготский. 1982. С. 141).
Теоретической базой исследования стали труды швейцарского психолога Ж. Пиаже. Рабочее понятие синкретизма взято Л. С. Выготским из текстов этого автора. По Пиаже, синкретизм – это интуитивное мышление, свойственное детям до 5 лет, – неясный, субъективный способ объединения фигур по недифференцированному признаку. Также Пиаже обрисовывает идею номинальных имён деревянных фигур, разделяя знаки и символы как различные понятия. Так, знак всегда имеет определённую культурную нагрузку. Символ же служит субъективным описанием опыта человека и подчас имеет сходство с описываемым (Piaget. 1945). Немаловажным как для понимания мышления, так и для теста Выготского – Сахарова был тезис Пиаже об удвоении материального мира в сознании человека через называние имён предметов, их обозначения (Пиаже. 1969).