Восторгов Иоанн Иоаннович
Восто́ргов Иоа́нн Иоа́ннович (Иван Иванович Восторгов) [30.1(11.2).1867, станица Кавказская Кубанской области, ныне Кавказского района Краснодарского края – 5.9.1918, Москва], церковный и политический деятель, миссионер, публицист, издатель, протоиерей (1901); русский святой.
Из семьи священника. Внук выпускника Московской духовной академии (1832), профессора математики Владимирской духовной семинарии (1832–1841) А. В. Восторгова (при рождении Селецкого) [1805 – 13(25).8.1841], происходившего из семьи потомственных священнослужителей Ярославской епархии. Отец – Иван Александрович Восторгов (1840 – между 1877 и 1882), выпускник Владимирской духовной семинарии (1862, по 1-му разряду), священник (1863), настоятель Александро-Невского молитвенного дома в станице Царская (ныне Новосвободная; 1863–1864), церкви Святителя Николая Чудотворца в станице Кавказская (1864–1868), затем служил в станице Новоалександровская (ныне г. Новоалександровск; 1868 – не ранее 1877). Мать – Татьяна Ксенофонтовна, урождённая Невская (1845 – не ранее 1882), дочь диакона Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Окончил Ставропольскую духовную семинарию (1887, 1-м по списку по 1-му разряду).
Деятельность на Кавказе
В 1881 г. выпущен из Ставропольского духовного училища. По окончании семинарии назначен надзирателем в Ставропольское духовное училище (1887–1889), затем там же одновременно учитель русского и церковнославянского языков (1888–1889). После смерти младшего брата из-за тяжёлого материального положения семьи принял решение о переходе на духовную службу. Посвящён в диаконы [1(13) августа 1889], иереи [6(18) августа 1889]. Священник церкви во имя Архангела Михаила посёлка Кирпильский Екатеринодарского отдела Кубанской области (ныне станица Кирпильская Усть-Лабинского района Краснодарского края; 1889–1890), выстроил храм и обеспечил его утварью, на собственные деньги открыл церковноприходскую школу; занимался миссионерской деятельностью среди старообрядцев. Наблюдатель церковных школ 12-го округа Кубанской области (май – сентябрь 1890). Законоучитель Ставропольской мужской гимназии (1890–1894), одновременно исполнял должности классного наставника, секретаря педагогического совета, преподавателя русского языка, в 1891–1894 гг. – настоятель гимназической церкви. В 1893–1894 гг. также член совета епархиального женского училища, член правления Ставропольской духовной семинарии.
В 1894–1897 гг. законоучитель гимназии в г. Елисаветполь (ныне Гянджа, Азербайджан), одновременно классный наставник, преподаватель русского языка и чистописания; с 1895 г. член Елисаветпольского отделения Грузинского епархиального училищного совета.
В 1897–1900 гг. законоучитель Тифлисской 1-й женской Великой княгини Ольги Фёдоровны гимназии, настоятель домовой гимназической церкви во имя святой княгини Ольги. Одновременно, в 1898–1900 гг., – законоучитель 1-й Тифлисской мужской классической гимназии. 25 мая (7 июня) 1900 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси) при участии Восторгова открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III, которого он считал самым выдающимся монархом. Епархиальный наблюдатель церковноприходских и школ грамоты Грузинской (Карталинской и Кахетинской) епархии (1900/1901–1903), окружной наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты во всех епархиях Грузинского экзархата (1901–1906), член Грузино-Имеретинской синодальной конторы (1902–1906). Редактор журнала «Духовный вестник Грузинского экзархата» (1901–1905). Гласный Тифлисской городской думы от духовного ведомства (1902–1905).
Овладел языком персидских сиро-халдеев несториан и в 1901 г. был направлен в г. Урмия (Северо-Западная Персия) для обозрения дел Урмийской духовной миссии и ревизии состоявших при ней школ. В результате деятельности Восторгова 3 сиро-халдейских епископа (Илия, Иоанн и Мариан) изъявили желание присоединиться к Синоду РПЦ. В 1904 г. командирован для выяснения нужд и положения Ардонской духовной семинарии, затем на Северный Кавказ в Ставропольскую и Владикавказскую епархии для проверки работы инородческих церковно-приходских школ и ознакомления с делами местных епархиальных училищных советов. В 1905 г. совершил поездку для знакомства с нуждами духовно-учебных заведений Иркутской, Забайкальской и Приамурской епархий.
Член Совета Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Пожизненный действительный член Православного Палестинского общества (ППО) (1902), секретарь его Тифлисского отдела (1903–1905). Пожизненный член Российского общества Красного Креста (1905) и член комитета Кавказского окружного управления Красного Креста (избран в 1905).
Деятельность в Москве в 1906–1917 гг.
В 1905 г. приглашён в Москву митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским), с которым познакомился в Тифлисе в 1897–1898 гг. Переведён в Московскую епархию указом Синода от 25 января (7 февраля) 1906 г. Проповедник-миссионер Московской епархии с правами противосектантского епархиального миссионера (1906–1907). Член Совета Братства святого Петра митрополита в Москве (1906–1918). Член Училищного совета при Синоде (1906–1917), член (1913–1918) и секретарь (1917–1918) Миссионерского совета при Синоде. Член Совета (с 1906) и правитель дел (1915–1917) Всероссийского миссионерского общества. Совершил множество миссионерских поездок в населённые пункты Урала, Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока.
Член Предсоборного присутствия 1906 г. при Синоде по 2-му отделу [назначен 1(14) июня]. Окружной наблюдатель церковных школ епархий Поволжья и проповедник-миссионер при Синоде (1907–1917), одновременно причислен к церкви Святых отцов семи Вселенских Соборов при Синоде (1907–1909, 1911–1913). Заведующий московскими пастырскими курсами (1909–1913), занимался подготовкой священников, призванных духовно обслуживать переселенческое движение в Сибирь.
Настоятель Князь-Владимирской церкви при Московском епархиальном доме (1909–1911), член Московского духовно-цензурного комитета (1909–1917). Принимал участие в деятельности Союза христианских матерей, сформированного в 1910 г. при Московском обществе содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей. Заведующий московскими Высшими богословскими курсами для женщин на базе частного кружка под руководством княгини С. А. Голицыной (1910); в 1913 г. выступил инициатором основания женского богословского института.
В январе 1911 г. командирован в Италию, где по его инициативе ППО приобрело участок земли в Бари (в этом городе находятся мощи святителя Николая Чудотворца). Там было основано подворье (сохранилось до нашего времени) с гостиницей для русских паломников-богомольцев. В апреле 1911 г. совершил инспекционную поездку в поволжские, уральские, сибирские и дальневосточные епархии.
Настоятель московского собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храма Василия Блаженного), благочинный (1913–1918), заместитель председателя и правитель дел Московского совета благочинных (декабрь 1913 – 1915), председатель Московского совета благочинных (1915 – не ранее марта 1917).
Гласный Московской городской думы от духовенства (1914–1917). Председатель военно-благотворительной комиссии московского духовенства (1914–1917), а также ряда других комиссий, связанных с попечением больных и раненых воинов и беженцев.
После кончины супруги Елены Евпловны (урождённой Маковкиной) в январе 1915 г. выражал желание принять монашеский постриг. В том же году избран в члены Государственного совета, но не утверждён Синодом. Специальным представлением от 22 апреля (5 мая) 1916 г. митрополит Макарий (Невский) предложил Синоду возвести Восторгова по принятии монашества в сан епископа, викария Московской епархии с целью объединения в митрополии всего миссионерского дела, но решение не было принято под влиянием новой критической кампании против Восторгова.
Почётный член Казанской духовной академии (1909).
Политические взгляды и публицистика
Один из виднейших деятелей монархического движения. Член (с 1905) и председатель (1907–1913) Русской монархической партии (с 1909 Русская монархическая партия – Русский монархический союз), член (1905–1908) и почётный председатель (1908–1909) московского отдела Союза русского народа. Участвовал во Втором и Третьем Всероссийских съездах русских людей (1906), выступил инициатором Московского съезда русских людей (1909). В 1908–1915 гг. член главной палаты Союза Михаила Архангела. Отойдя от политической деятельности из-за разногласий в среде монархистов, в августе 1916 г. Восторгов создал религиозную организацию «Церковность», целью которой было объявлено содействие православным верующим в устройстве общественной жизни при условии полного невмешательства Церкви в политическую жизнь страны.
Обширно публицистическое наследие Восторгова. В наиболее ранней из известных работ, «Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов» (1887), выступал с критикой позиции старообрядцев-раскольников о канонической законности Белокриницкой иерархии (Восторгов И. И. Полное собрание сочинений. Т. 4. Санкт-Петербург, 1995. С. 1–12). Расцвет публицистической деятельности Восторгова пришёлся на московский период жизни, начало которого совпало с революцией 1905–1907 гг. Он принимал активное участие в деятельности монархических организаций, часто выступал с воззваниями на патриотических съездах, обращался с речами к фабричным рабочим. Его печатные работы носили проповеднический характер, были обращены против богоборчества и революционных настроений, содержали в себе критику социализма и апологию монархии. В работах «Можно ли христианину быть социалистом», «О социализме», «Христианство и социализм» (все – 1906) и др. обвинял социалистов в желании подменить царство Божие человеческим. В 1911 г. Восторгов подготовил краткое общедоступное изложение основных идей работы Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность» в форме вопросов и ответов («Что такое монархия? Опыт монархического катехизиса»). С 1913 г. началось издание Полного собрания сочинений Восторгова (в 1913–1916 вышло 5 томов; 6-й и 7-й, подготовленные к 1917, не были изданы).
С 1913 г. основным местом произнесения поучений и речей стал храм Василия Блаженного. Начало Первой мировой войны 1914–1918 гг. также нашло свое отражение в проповедях пастыря, где в этот период поднимались темы покаяния, жертвенности и патриотизма. Он произносил свои проповеди на Красной и Лубянской площадях, в Успенском соборе и во многих других монастырях и храмах Москвы; часто обращался со словом утешения к раненым воинам. В 1917 г. его речи снова приняли ярко антиреволюционный характер и открыто обличали гонения на Церковь.
Издатель и редактор церковно-монархических изданий: журнала «Московские церковные ведомости» (в 1906 и 1916 редактор неофициального отдела), военно-народного патриотического журнала «Верность» (1909–1917), детского журнала «Потешный» (1910–1911), ежедневной монархической газеты Русского монархического союза (РМС) и Русского монархического собрания в Москве «Патриот» (издатель в 1911–1912), газеты-журнала «Церковность» (1911–1918), еженедельной газеты «Православный благовестник» (1913–1918).
Имя Восторгова до Октябрьской революции 1917 г. носили населённые пункты: деревня Восторговка Хабаровского уезда Приморской области (ныне село Новокуровка Хабаровского района Хабаровского края), селение Восторговское Джаркентского уезда Семиреченской области, посёлок Восторговский Темирского уезда Уральской области.
После крушения монархии
Воспринял крушение самодержавия как личную трагедию. 7(20) марта 1917 г. председательствовал на совещании московских церковных деятелей, где обсуждался вопрос об отношении духовенства к текущим событиям. 12(25) марта в проповеди «Два слова по поводу текущих событии» отмечал по поводу власти Временного правительства, что «этой власти, ныне Единой, Верховной и Всероссийской, мы должны повиноваться по долгу религиозной совести, обязаны за нее молиться, обязаны повиноваться и властям местным от нее поставленным» (Восторгов И. И. Два слова по поводу текущих событий // Церковность. 1917. 12 марта. С. 27). 22 марта (4 апреля) 1917 г. «Новое время» сообщило о попытке ареста Восторгова, который дал подписку, что в течение 5 лет не будет участвовать в политической жизни и активно с новым правительством не борется, а ждёт распоряжений от церкви, и будет заниматься миссионерской деятельностью. Критиковал деятельность обер-прокурора Синода В. Н. Львова. Выступал на Поместном соборе Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., поддержав восстановление патриаршества.
После Октябрьской революции 1917 г. не скрывая монархических убеждений, продолжал служить и выступать с проповедями, привлекавшими большое количество слушателей. В феврале 1918 г. полагал, что только «одна церковь остается у нас вне партий. Наше правительство, если оно есть, представляет собой не народ, не страну, а только власть класса, да и то не целого, а только одной части его: наши газеты представляют каждая только свою партию; только одна церковь представляет весь верующий русский народ и способна сказать здравое и смелое слово» (Цит. по: Голостенов М. Е. Восторгов Иоанн Иоаннович // Политические деятели России, 1917. Москва, 1993. С. 73).
Арестован ВЧК 31 мая 1918 г. по обвинению в спекуляции недвижимостью, помещён во Внутреннюю тюрьму ВЧК на Лубянке, в июне переведён в Бутырскую тюрьму. 22 июля Следственная комиссия Верховного революционного трибунала при ВЦИК рассмотрела полученное от ВЧК дело и постановила принять его к производству, 31 августа дело было закончено, а 4 сентября было принято постановление о его закрытии (ликвидации дела «во внесудебном порядке»). Расстрелян в связи с принятием СНК РСФСР 5 сентября 1918 г. постановления «О красном терроре» в Петровском парке. Реабилитирован Генеральной прокуратурой РФ 20 октября 1992 г.
Награждён набедренником (1891), камилавкой (1897), палицей и золотым наперсным крестом (1904), митрой (1906), орденами Святой Анны 1-й степени (1912), Святого Владимира 2-й степени (1916) и др.
Был похоронен в общей могиле на Братском кладбище у бывшего села Всехсвятское, могила уничтожена при ликвидации кладбища в конце 1920-х гг.
Канонизация и память
В 1993 г. на территории церкви Всех Святых во Всехсвятском в память о расстрелянных священнослужителях установлен памятный крест.
Канонизирован юбилейным Освященным Архиерейским Собором РПЦ 13–16 августа 2000 г. как священномученик (память 5 сентября; в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе всех святых, в земле Русской просиявших).
С 2018 г. в Москве проводится Восторговская благотворительная ярмарка православных трезвенных организаций.