Тихомиров Лев Александрович
Тихоми́ров Лев Алекса́ндрович [19(31).1.1852, крепость Геленджик Черноморской береговой линии в Кавказском наместничестве, ныне г. Геленджик – 16.10.1923, Сергиев, ныне Сергиев Посад], российский революционный и общественный деятель, философ, публицист, мемуарист, статский советник (1908). Дворянин. Сын военного врача.
Революционная деятельность
Учился на юридическом (1870) и медицинском (1870–1873) факультетах Московского университета (не окончил). Член московского кружка «чайковцев» (с осени 1871). В 1873 г. в Санкт-Петербурге вёл революционную пропаганду среди рабочих, арестован. На процессе 193-х (1877–1878) Тихомирову в качестве наказания зачтено предварительное заключение. После освобождения отдан под надзор полиции; с начала 1878 г. на нелегальном положении. Сотрудничал в журналах «Слово», «Отечественные записки», «Дело» (до 1884 подписывался псевдонимами И. Каратаев, И. Кольцов, К. М. Григорьев и др.). Член «Земли и воли» 1870-х гг. После её раскола примкнул к партии «Народная воля» (с 1879); член её Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии, один из авторов программных документов, ведущий публицист. В 1882 г., в ходе массовых арестов народовольцев, уехал за границу, жил в Швейцарии и Франции. Совместно с П. Л. Лавровым участвовал в издании и редактировании «Вестника "Народной воли"» (Женева, 1883–1886).
Монархист
Зимой 1886/1887 г. пережил идейный и духовный кризис, после чего обратился к монархизму, славянофильству и православию. В 1888 г. заявил о разрыве с революционным движением (брошюра «Почему я перестал быть революционером»), был помилован императором Александром III и вернулся в Россию (1889). В 1890 г. по ходатайству директора Департамента полиции МВД П. Н. Дурново освобождён от надзора полиции, поселился в Москве. Сотрудник (с 1890) и редактор (1909–1913) газеты «Московские ведомости», сотрудничал также в журнале «Русское обозрение», газетах «Новое время», «Санкт-Петербургские ведомости», «Россия» и др. Член Предсоборного присутствия (1906). Член Совета Главного управления по делам печати МВД (1908–1909).
Член Общества любителей духовного просвещения (с 1895), Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III (с 1896).
Взгляды
Противопоставлял либеральным и революционным идеям монархизм и православие как коренные устои русской жизни.
Пытался синтезировать религиозное и правовое обоснование монархической власти (Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. Москва, 1905; 2010).
Один из идеологов «полицейского социализма», сотрудничал с С. В. Зубатовым. По поручению председателя Совета министров П. А. Столыпина подготовил ряд записок по церковному и рабочему вопросу, доказывая необходимость создания рабочих союзов, связанных с Русской Православной церковью и основанных на идее корпоративизма.
Деятельность после 1913 г.
В 1913 г. отошёл от активной деятельности, жил в посаде Сергиевский (ныне Сергиев Посад), входил в «Кружок ищущих христианского просвещения», одним из основателей которого был М. А. Новосёлов. Работал над книгой «Религиозно-философские основы истории» (первоначальное название – «Борьба за царство Божие»; опубликована в 1997). Этот труд представляет собой попытку интерпретации всемирной истории с точки зрения двух основных религиозных принципов: дуалистического, признающего онтологическое различие Бога-Творца и твари и находящего своё высшее выражение в христианстве, и монистического (различные формы пантеизма, политеизма, человекобожества).
После Октябрьской революции 1917 г. делопроизводитель школы имени М. Горького. Написал мистическую повесть «В последние дни» (1919–1920). В 1922 г. зарегистрировался в Комиссии по улучшению быта учёных и стал получать паёк и денежную сумму.
Автор воспоминаний (опубликованы частично; 1927, 2003) и дневника (опубликованы записи за 1905–1907, 1908–1910 и 1915–1917).