Право вооружённых конфликтов
Пра́во вооружённых конфли́ктов (ПВК), совокупность норм, разработанных на основе норм международного гуманитарного (МГП) и международного обычного права, охватывающих широкий спектр ситуаций, регулирующих поведение сторон во время вооружённого конфликта, в том числе правила планирования и ведения боевых действий, которые в системе права России в совокупности составляют подотрасль российского военного права.
Право вооружённых конфликтов охватывает три группы отношений:
отношения по защите жертв вооружённых конфликтов (основаны на Женевском праве);
правила, регулирующие средства и методы ведения войны (основаны на Гаагском праве);
правила подготовки и ведения военных операций (изложены в наставлениях, боевых и общевоинских уставах ВС РФ).
Действие норм ПВК не распространяется на внутренние столкновения или беспорядки, отдельные акты насилия, интенсивность которых не позволяет признать их немеждународным вооружённым конфликтом.
В международной практике термин «право вооружённых конфликтов» применяется в двух сходных концепциях, в которых используется термин jus in bello (право, применяемое во время войны), и устаревшей концепции jus ad bellum (право на ведение войны), т. е. право государства на применение силы против другого государства как правомерного средства разрешения споров. После создания ООН концепция jus ad bellum была преобразована в jus contra bellum – закреплённую в Уставе ООН систему норм, направленных на запрещение применения силы, которая устанавливает исключения для двух случаев: самообороны при вооружённом нападении и ситуации, в которой применение вооружённой силы разрешено Советом Безопасности ООН.
В отношении международных правил, установленных договором или обычаем, которые специально предназначены для решения гуманитарных проблем, возникающих в результате международных (немеждународных) вооружённых конфликтов, Международный комитет Красного Креста, международные организации, высшие учебные заведения и государства используют термин «международное гуманитарное право», в то время как военные – «право вооружённых конфликтов» или «право войны», которые понимаются как синонимы МГП.
В то же время применительно к национальной системе права, не оспаривая МГП как совокупность принципов и норм, устанавливающих правила ведения военных действий, которые привели к формированию самостоятельной отрасли международного публичного права, нормы МГП, имплементированные в национальное право, регулируют не только отношения, охватываемые Женевским и Гаагским правом, но и отношения, складывающиеся в процессе подготовки и ведения военных операций, которые в США именуются «оперативным правом».
Предметом ПВК являются отношения, возникающие с началом вооружённых конфликтов, функционирование норм ПВК обеспечивается совокупностью принципов, способов, средств, характерных для реализации его норм. Метод правового регулирования ПВК совпадает с методом правового регулирования военного права – совокупность правовых приёмов и средств воздействия на отношения, сопровождающие военную деятельность государства, имеющие преимущественно императивный характер, направленные на достижение целей и поставленных задач в условиях боевого воздействия на противника (вооружённых конфликтов, ведения боевых действий), в том числе допускающие возможность правомерного лишения жизни, здоровья личного состава противника (комбатантов) и иных последствий (причинение ущерба инфраструктуре вооружённого противника), а также регулирование иных военных отношений по подготовке к вооружённой борьбе (боевому или военному противодействию).
Структурно ПВК можно условно разделить на две части: общую (материальное право), состоящую из кодифицированных конвенций, и особенную, состоящую из норм обычного права, включая практику признания и применения в национальной правовой системе.
Право вооружённых конфликтов основано на следующих основополагающих принципах:
различие между гражданскими лицами и комбатантами;
запрет нападения на вышедших из строя и причинения ненужных страданий;
необходимость и соразмерность.
Также ПВК присущи принципы гуманности и военной необходимости, а применительно к правовой системе России – принцип законности, в соответствии с которым осуществляется военная деятельность государства, органов военного управления и всех должностных лиц российских Вооружённых сил и иных государственных военных организаций и органов.
Источником ПВК являются более 30 международных договоров и конвенций. Так, к источникам МГП относятся четыре Женевские конвенции 1949 г. (I, II, III и IV), ратифицированные многими государствами, Дополнительные протоколы I и II по защите жертв международных и немеждународных вооружённых конфликтов 1977 г. (Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям применяется только в отношениях между сторонами военного конфликта, которые его ратифицировали, а Дополнительный протокол II – только в конфликтах, возникших на территориях государств, которые его ратифицировали).
В сфере ПВК заключено много различных соглашений по видам вооружённых конфликтов, которые применяются только в отношении государств – участников вооружённого конфликта, ратифицировавших конкретные виды соглашений.