Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях
Жене́вская конве́нция об улучше́нии у́части ра́неных и больны́х в де́йствующих а́рмиях (франц. Convention de Genève pour l’amélioration du sort des blessés et des malades dans les forces armées en campagne, du 12 août 1949; англ. Geneva Convention for the Amelioration of the Condition of the Wounded and Sick in Armed Forces in the Field of 12 August 1949), многосторонний международный договор, определяющий требования гуманного обращения с ранеными и больными к участникам вооружённых конфликтов.
История принятия
Женевская конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (далее – ЖК I) принята 12 августа 1949 г. на Дипломатической конференции для составления международных конвенций о защите жертв войны, созванной Федеральным советом Швейцарии – депозитарием Женевских конвенций – и проходившей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 г. Из 63 правительств государств, принимавших участие в конференции, 59 направили полномочных представителей, 4 – только наблюдателей. Представители Международного комитета Красного Креста (МККК) участвовали в качестве экспертов. Дипломатическая конференция приняла 4 международных договора (Женевские конвенции 1949) и 3 дополнительных протокола, а также 11 резолюций, которые связаны с Женевскими конвенциями, но не являются их частью.
ЖК I составлена на французском и английском языках, но Федеральный совет Швейцарии обеспечил официальные переводы на русский и испанский языки.
В соответствии со ст. 59 ЖК I заменила собой Конвенции от 22 августа 1864 г., 23 июня (6 июля) 1906 г. и 27 июля 1929 г. в отношениях между договаривающимися сторонами. 22 августа 1864 г. на конференции 16 европейских стран была подписана первая Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (общее число участников – 32 государства). Проект конвенции был разработан в 1863 г. по инициативе основателя МККК швейцарца А. Дюнана. Россия присоединилась к конвенции в 1867 г. (Ивановский. 1891; Валеев. 2014). Декретом Совета народных комиссаров РСФСР «О признании всех международных конвенций о Красном Кресте» 1918 г. было объявлено, что «международные конвенции и соглашения, касающиеся Красного Креста, признанные Россией до октября 1915 года, признаются и будут соблюдаемы Российским Советским правительством, которое сохраняет все права и прерогативы, основанные на этих конвенциях и соглашениях». В 1925 г. действие Конвенции 1906 г. было распространено на весь СССР. К варианту Конвенции 1929 г. СССР присоединился 25 августа 1931 г. (Декларация о присоединении к Женевской конвенции... 1931).
ЖК I вступила в силу 21 октября 1950 г. Общее число государств-участников составляет 196 – все государства мира. СССР ратифицировал ЖК I Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1954 г. «О ратификации Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны», с оговоркой по ст. 10. Подписывая ЖК I, правительство СССР сделало следующую оговорку по ст. 10: «СССР не будет признавать законным обращение державы, во власти которой находятся раненые, больные или санитарный персонал, к нейтральному государству или гуманитарной организации с просьбой принять на себя функции, выполняемые державой-покровительницей, если на это не имеется согласия правительства страны, гражданами которой являются покровительствуемые лица».
Ратификационная грамота депонирована правительству Швейцарии 10 мая 1954 г. Конвенция вступила в силу для СССР 10 ноября 1954 г. РФ является правопреемницей СССР. В ноте, направленной Министерством иностранных дел РФ главам дипломатических представительств в Москве от 13 января 1992 г., и в письме МИД от 13 января 1992 г. № 11-Угп было сказано, что РФ продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключённых СССР. Исходя из этого, Правительство РФ будет выполнять функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам вместо правительства СССР. Министерство иностранных дел РФ также высказало просьбу рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо СССР.
Содержание
ЖК I состоит из 9 глав и заключительных положений, суммарно включающих 64 статьи, и 2 приложений [Приложение I – Проект соглашения о санитарных зонах и местностях (13 статей); Приложение II – Форма удостоверения личности для членов санитарного и духовного персонала, приданного вооружённым силам].
Общие положения ЖК I (статьи 1–11 гл. I) содержат обязательства государств-участников и по аналогии – нейтральных государств (ст. 4): соблюдать и заставлять соблюдать её при любых обстоятельствах; применять в случае международных вооружённых конфликтов (даже если одна из сторон не признаёт состояния войны), оккупации к покровительствуемым лицам, попавшим в руки противника, до окончательной репатриации (ст. 5); соблюдать запрет совершения противоправных действий (ст. 3), а также исполнять положения об осуществлении гуманитарных функций при содействии и под контролем держав-покровительниц (ст. 8) либо МККК (статьи 9, 10).
К больным и раненым относятся как военнослужащие, так и гражданские лица, оказавшиеся в ходе вооружённого конфликта во власти противника, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий (Буше-Сольнье. 2004. С. 42–43). При этом: а) под больным следует понимать лицо, поражённое какой-нибудь болезнью (Ожегов. 2006. С. 55); б) под раненым следует понимать лицо, имеющее рану, т. е. открытое повреждение в тканях тела от внешнего воздействия, поражения (Ожегов. 2006. С. 656). Раненые и больные воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника, будут считаться военнопленными и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных (ст. 14 ЖК I).
Определяя категории раненых и больных, ЖК I (статьи 12–18 гл. II) выделяет: личный состав как вооружённых сил стороны в конфликте, так и ополчения и добровольческих отрядов, движений сопротивления; следующих за вооружёнными силами военных корреспондентов, поставщиков и др.; членов экипажей торгового флота и гражданской авиации, которые более не пользуются льготным режимом; население неоккупированной территории, которое стихийно берётся за оружие [к указанным категориям лиц также относятся роженицы, новорождённые дети и другие лица, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе (беременные женщины или немощные)]. Данные о таких лицах подлежат регистрации и доведению до Национального справочного бюро [ст. 16; Национальное справочное бюро концентрирует сведения о раненых и больных, получает запросы на информацию относительно участи таких лиц и отвечает на них через державу-покровительницу или Центральное агентство по розыску (Мельцер. 2017. С. 195)] для последующей передачи государству, за которыми они числятся. Местные жители и благотворительные общества под контролем военных властей могут подбирать раненых и больных и ухаживать за ними.
Санитарные формирования и учреждения пользуются покровительством (статьи 19–23 гл. III).
Санитарный личный состав (в том числе обществ Красного Креста и помощи), вспомогательные санитары из состава вооружённых сил пользуются уважением и покровительством, однако такие лица могут быть задержаны и направлены для ухода за ранеными и больными, находящимися в плену (статьи 24–32 гл. IV).
Имущество и склады санитарных учреждений не могут подвергаться преднамеренному уничтожению; имущество санитарных формирований должно быть оставлено для ухода за ранеными и больными (статьи 33–34 гл. V).
Санитарный транспорт (в том числе летательные аппараты) пользуются охраной и покровительством и должны иметь отличительный/опознавательный знак (статьи 35–37 гл. VI).
Отличительная эмблема/знак санитарной службы армий представляет собой красный крест на белом поле и размещается на флагах, нарукавных повязках, всех предметах, относящихся к санитарной службе. Эмблема предназначена для защиты или обозначения санитарных формирований и учреждений, персонала и материальной части (статьи 38–44 гл. VII). Дополнительный протокол (III) к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся принятия дополнительной отличительной эмблемы, ввёл дополнительную отличительную эмблему («эмблему третьего Протокола»), представляющую собой красную рамку в форме стоящего на одной из своих вершин квадрата, на белом фоне.
Сторона в конфликте обязана выполнять положения ЖК I, ей запрещено применять репрессалии к раненым, больным, личному составу, зданиям и имуществу (статьи 45–48 гл. VIII).
Государства обязаны пресекать злоупотребления и правонарушения, ввести в действие необходимое законодательство (статьи 49–54 гл. IX). К серьёзным нарушениям ЖК I отнесены: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжёлых страданий или серьёзного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью (ст. 50). Сам факт нападения на комбатанта, вышедшего из строя, когда нападающий осознаёт его неспособность защищаться, составляет военное преступление (Давид. 2011. С. 801).
Заключительные положения содержат требования ратификации, присоединения и денонсации (статьи 55–64), а также оговорку Мартенса как свод основных правил гуманности (ст. 63). В случаях, не предусмотренных международным гуманитарным правом (МГП), воюющие остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и требований общественного сознания.
Отношение к больным и раненым в России
Наставление по международному гуманитарному праву для Вооружённых Сил РФ от 8 августа 2001 г. (п. 47), обязывает командиров принимать меры по розыску и сбору раненых и больных независимо от их принадлежности, ограждать их от мародёрства и обеспечивать им необходимый уход и защиту.