Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны
Жене́вская конве́нция о защи́те гражда́нского населе́ния во вре́мя войны́ (франц. Convention de Genève relative à la protection des personnes civiles en temps de guerre, du 12 août 1949, англ. Geneva Convention Relative to the Protection of Civilian Persons in Time of War of 12 August 1949), многосторонний международный договор, регламентирующий вопросы гуманитарной защиты гражданского населения в зоне боевых действий.
История принятия
Женевская конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны (далее – ЖК IV) была принята 12 августа 1949 г. на Дипломатической конференции для составления международных конвенций о защите жертв войны, созванной Федеральным советом Швейцарии – депозитарием Женевских конвенций, и проходившей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 г.
Из 63 правительств государств, принимавших участие в конференции, 59 направили полномочных представителей, 4 – только наблюдателей. Представители Международного комитета Красного Креста (МККК) участвовали в качестве экспертов. Дипломатическая конференция приняла 4 международных договора (Женевские конвенции 1949) и 3 дополнительных протокола, а также 11 резолюций, которые связаны с Женевскими конвенциями, но не являются их частью.
ЖК IV составлена на французском и английском языках, но Федеральный совет Швейцарии обеспечил официальные переводы на русский и испанский языки.
Вступила в силу 21 октября 1950 г. В соответствии со ст. 154 ЖК IV, в отношениях между державами, связанными Гаагскими конвенциями о законах и обычаях войны на суше, будь то Конвенция от 29 июля 1899 г. или от 18 октября 1907 г., и являющимися участницами ЖК IV, последняя дополнила части II и III Регламента, приложенного к Гаагским конвенциям. Общее число государств-участников составляет 194.
СССР ратифицировал ЖК IV Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1954 г. «О ратификации Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны» с заявлением и оговорками. Подписывая ЖК IV, правительство СССР заявило следующее: «Несмотря на то что настоящая Конвенция не распространяется на гражданское население, находящееся вне оккупированной противником территории, в силу чего она не вполне отвечает требованиям гуманности, Советская делегация, признавая, что Конвенция идёт навстречу интересам защиты гражданского населения на оккупированной территории и в некоторых других случаях, заявляет, что она уполномочена правительством СССР подписать настоящую Конвенцию со следующими оговорками»:
по ст. 11 – «СССР не будет признавать законным обращение державы, во власти которой находятся покровительствуемые лица, к нейтральному государству или гуманитарной организации с просьбой принять на себя функции, выполняемые державой-покровительницей, если на это не имеется согласия правительства страны, гражданами которой являются покровительствуемые лица»;
по ст. 45 – «СССР не будет считать законным освобождение державы, передавшей находившихся в её власти покровительствуемых лиц другой державе, от ответственности за соблюдение Конвенции в отношении переданных лиц на время, пока они находятся на попечении державы, которая согласилась их принять».
Ратификационная грамота депонирована правительству Швейцарии 10 мая 1954 г. Конвенция вступила в силу для СССР 10 ноября 1954 г. РФ является правопреемницей СССР. В ноте, направленной Министерством иностранных дел РФ главам дипломатических представительств в Москве от 13 января 1992 г., и в письме МИД от 13 января 1992 г. № 11-Угп было сказано, что РФ продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключённых СССР. Исходя из этого, Правительство РФ будет выполнять функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам вместо правительства СССР. Министерство иностранных дел РФ также высказало просьбу рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо СССР.
Структура и содержание
ЖК IV состоит из 4 разделов, содержащих части и главы (включают 159 статей), и 3 приложений (Приложение I – Проект соглашения о санитарных и безопасных зонах и местностях; Приложение II – Проект правил, касающихся коллективной помощи гражданским интернированным; Приложение III – образец/бланк Карточки извещения об интернировании).
Общие положения ЖК IV (статьи 1–12 раздела I) содержат обязательства государств-участников: соблюдать и заставлять соблюдать её при любых обстоятельствах; применять в случае международных вооружённых конфликтов (даже если одна из сторон не признаёт состояния войны), оккупации; соблюдать запрет совершения противоправных действий (ст. 3), а также положения об осуществлении гуманитарных функций при содействии и под контролем держав-покровительниц (статьи 9, 12) либо МККК (статьи 10, 11).
Под защитой ЖК IV состоят гражданские [невоенные, штатские (Ожегов. 2006. С. 143)] лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются (ст. 4).
Раздел II (статьи 13–26) касается общей защиты населения от некоторых последствий войны. Эта защита выходит за рамки ст. 4 и распространяется на всё население в целом, т. е. не только на покровительствуемых лиц, но также и на тех, кто не пользуется защитой ЖК IV, в частности на граждан стороны в конфликте или граждан оккупирующей державы, которая их удерживает.
Раздел содержит положения о создании санитарных и безопасных зон и местностей (ст. 14), нейтрализованных зон (ст. 15), о защите гражданских больниц (ст. 18), о принятии мер в интересах детей до 15 лет (ст. 24) и возможности обмениваться новостями с членами семьи (ст. 25). Указанные меры носят общий характер в том, что касается сферы их применения, что не даёт оснований и практической возможности для дискриминации.
Раздел III (Статус покровительствуемых лиц и обращение с ними, статьи 27–141) состоит из 5 частей: положения, общие для территорий сторон, находящихся в конфликте, и для оккупированных территорий (ч. I); иностранцы на территории находящейся в конфликте стороны (ч. II); оккупированные территории (ч. III); правила, касающиеся обращения с интернированными (ч. IV); Справочное бюро и Центральное справочное агентство (ч. V).
Покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. С ними будут всегда обращаться гуманно, и, в частности, они будут охраняться от любых актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы (ст. 27). Запрещены телесные наказания (ст. 32), коллективные наказания, террор, грабежи и репрессалии (ст. 33), а также взятие заложников (ст. 34).
Иностранцы, находящиеся на территории стороны в конфликте, имеют право покинуть территорию (ст. 35), требовать пересмотра решения об интернировании или принудительном поселении в определённом месте (статьи 42–43).
Предписания для оккупированных территорий касаются таких вопросов, как недопустимость лишения покровительствуемых лиц преимуществ (ст. 47), вопросов депортации, перемещения и эвакуации (ст. 49), жестокого обращения с детьми (ст. 50), принуждения к службе в вооружённых силах и работе (ст. 51), снабжения продовольствием (ст. 55), здравоохранения и общественной гигиены (ст. 56), духовной помощи (ст. 58), гуманитарной помощи (ст. 59–63), действия уголовного законодательства (статьи 64–75), а также обращения с лицами, содержащимися под стражей (ст. 76), обвиняемыми и осуждёнными (ст. 77).
Часть IV указанного раздела касается обращения с интернированными и состоит из 12 глав: Общие положения (гл. I); Места интернирования (гл. II); Питание и одежда (гл. III); Гигиена и медицинская помощь (гл. IV); Религия, интеллектуальная и физическая деятельность (гл. V); Личное имущество и денежные средства (гл. VI); Руководство и дисциплина (гл. VII); Сношения с внешним миром (гл. VIII); Уголовные и дисциплинарные наказания (гл. IX), Перемещение интернированных (гл. X); Смерть интернированных (гл. XI); Освобождение, репатриация и госпитализация в нейтральной стране (гл. XII).
В ч. V речь идёт о Справочном бюро и Центральном справочном агентстве. Их работа организована по аналогии с Центральным агентством по делам военнопленных.
Раздел IV (статьи 142–159) касается выполнения Конвенции. В ч. I (Общие положения) содержится, помимо прочего, положение о пресечении серьёзных нарушений Конвенции (ст. 147). Заключительные положения (ч. II) содержат требования ратификации, присоединения и денонсации (статьи 150–159), а также оговорку Мартенса как свод основных правил гуманности (ст. 158). В случаях, не предусмотренных международным гуманитарным правом, воюющие остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и требований общественного сознания.
Принципы обращения с гражданским населением во время войны в России
Наставление по международному гуманитарному праву для Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённое Министром обороны РФ 8 августа 2001 г. (пункты 54–57), обязывает командиров гуманно относиться к гражданскому населению.