Запрещение рабства
Запреще́ние ра́бства, совокупность обязательств государственного и международного характера, направленных на ликвидацию различных форм эксплуатации, принудительного или обязательного труда и соответствующих услуг, подневольного состояния и насильственного ограничения прав и свобод человека, осуществления полномочий, связанных с правом собственности в отношении личности, в том числе торговли людьми, сексуального насилия, долговой кабалы и других деяний, которым присущи признаки преступлений против человечности.
Несмотря на тот факт, что проблема рабства и работорговли имеет очень давние и глубокие корни, этот вопрос стал объектом критического осмысления необходимости запрета лишь в конце 18 в. с зарождением аболиционизма, а объектом международной правовой регламентации – только в начале 19 в. Наиболее значимым документом была Декларация держав о прекращении торговли неграми от 27 января 1815 г., положения которой были направлены на упразднение практики работорговли в регионе Атлантического океана, которую наиболее активно вели Англия и Португалия, на территории колоний некоторых европейских государств, например Соединённого Королевства, Голландии, Бельгии, и в США.
Во многом благодаря именно рабству и работорговле в указанных странах был активизирован процесс первоначального накопления капитала и создания предпосылок для бурного роста отдельных отраслей буржуазной экономики. Первыми, кого в середине 17 в. лорд-протектор Англии Оливер Кромвель отправил на плантации хлопка и тростника в Северную Америку и на острова Карибского бассейна в качестве рабов, были белые мужчины и женщины – ирландские ортодоксальные католики, и лишь позднее на смену им пришли чернокожие рабы с Африканского континента. В силу ряда обстоятельств рабство и работорговля достигли своего расцвета в США, где не только т. н. отцы-основатели, в том числе автор Декларации независимости 1776 г. Томас Джефферсон, но и первые президенты имели в собственности десятки или сотни рабов. При этом накануне Гражданской войны 1861–1865 гг., в результате которой рабство, согласно 13-й поправке к федеральной Конституции (1787), юридически было отменено (на 30 лет позднее, чем в бывшей метрополии, где соответствующий законодательный акт был принят парламентом в 1833), из 4 млн рабов более 1 млн принадлежало тем, чьей традиционной рабочей одеждой считалась сутана, а настольной книгой являлась Библия (Черчиль. 2012. С. 174–179).
Положения, запрещавшие рабство и работорговлю (как в мирное время, так и в период ведения военных действий), содержались во многих двусторонних и многосторонних соглашениях, подписанных государствами в течение 19 в., тем не менее ни одно из них так и не стало эффективным правовым инструментом, способным искоренить дискриминационную практику подобного рода.
В первые десятилетия 20 в. Лига Наций ещё более актуализировала вопросы, связанные с соблюдением прав и свобод человека, занимаясь на наднациональном уровне проблемами ликвидации рабства и сопоставимых с ним обычаев. Образование по итогам Второй мировой войны Организации Объединённых Наций, а затем и Международного суда ООН стало важнейшим этапом на пути признания мировым сообществом того факта, что запрещение рабства и обычаев, сходных с рабством, «достигло уровня международного обычного права и приобрело статус нормы права императивного характера» (Bassiouni Cherif. 1991. P. 445).
В одном из решений Международный суд ООН квалифицировал защиту от рабства как один из двух примеров универсальных обязательств государства, вытекающих из норм в области прав человека, или обязательств, которые государство несёт перед международным сообществом в целом (Case concerning the Barcelona Traction. 1970. P. 32). Таким образом, практика рабства в любых её институциональных, социальных и экономических проявлениях и рецидивах признана преступлением против человечности, а право на свободу от порабощения имеет столь фундаментальный характер, что любое государство (в случае нарушений со стороны другого государства) имеет право обжаловать действия последнего в Международном суде.
Рабство, обычаи, связанные с практикой подобного рода, и принудительный труд составляют: а) военные преступления, когда они непосредственно осуществляются одной стороной конфликта в отношении граждан или подданных другой, б) преступления против человечности в том случае, если они практикуются государственными должностными лицами в отношении любого человека вне зависимости от обстоятельств и юридической дифференциации (гражданство, подданство, двойной гражданский статус или безгражданство) в его государственной принадлежности, в) общеуголовные международные преступления, если они имеют место в действиях должностных либо частных лиц в отношении какого-либо человека.
Определение того, что с правовой и институциональной точки зрения представляют собой рабство и работорговля, имеющие важнейшее значение как для мирового сообщества, так и для отдельных национальных государств в их усилиях по эффективному искоренению данного явления, было во многом сопряжено с рядом проблем объективного и субъективного характера. С одной стороны, с тем обстоятельством, что предлагались самые разные концепции того, что (какие формы дискриминации, нарушения прав и свобод человека) следует рассматривать в качестве рабства и определять как институт, подлежащий ликвидации, с другой – с взятием конкретными странами на себя обязательств осуществить те или иные меры, направленные на создание условий, способствующих ликвидации рабства.
В 1924 г. в докладе Временной комиссии Лиги Наций по вопросу о рабстве был обнародован перечень отдельных видов рабства, позднее одобренный постановлением Совета Лиги Наций, в котором помимо порабощения, угона в рабство, работорговли и перепродажи рабов, содержались такие формы рабства, как: рабство либо крепостное состояние (домашнее или земельное); обычаи, ограничивающие свободу личности или ведущие к установлению контроля над личностью в условиях, практически аналогичных рабству (приобретение девушек посредством их покупки под видом выплаты приданого, при том понимании, что речь не идёт об обычных брачных обрядах; усыновление или удочерение детей в целях их фактического порабощения либо для того, чтобы распоряжаться их судьбой); система обязательного труда в государственном или частном секторе, как за плату, так и на безвозмездной основе (докладу Временной комиссии предшествовали Генеральный акт Брюссельской конференции 1889–1890 и Сен-Жерменская конвенция 1919).
Первым международным соглашением, в котором было дано юридическое определение того, что является рабством, стала Конвенция о рабстве, заключённая 25 сентября 1926 г. под эгидой Лиги Наций и вступившая в силу 9 марта 1927 г. Определив рабство (п. 1 ст. 1 Конвенции о рабстве) как «положение или состояние лица, в отношении которого непосредственно осуществляются некоторые или все полномочия, юридически присущие праву собственности», и продекларировав в качестве своей официальной цели «отмену рабства во всех его формах», Конвенция охватила не только домашнее рабство, но и все прочие формы рабства, перечисленные в докладе Временной комиссии по вопросу о рабстве. Кроме того, документ определял работорговлю (п. 2 ст. 1) как действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; действия, по продаже или обмену лица, приобретённого с данной целью, и вообще всякое действие по торговле рабами или перевозке рабов. В акте также была затронута проблема принудительного труда (ст. 5) с указанием на то, что принудительный труд может применяться только для общественных целей, в связи с чем государство, ратифицировавшее Конвенцию, должно принять все необходимые меры для того, чтобы обязательный или принудительный труд не привёл к условиям, аналогичным рабству.
В качестве соглашения, во многом расширившего и дополнившего положения Конвенции о рабстве (1926), следует квалифицировать Дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством от 30 апреля 1956 г., обязавшую государства, участвовавшие в её подписании, ликвидировать помимо рабства следующие институты и обычаи, определённые как «подневольное состояние» (servile status). К ним были отнесены: а) долговая кабала (т. е. положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга, либо если продолжительность этой работы не ограничена и характер её не определён); б) крепостное состояние [т. е. такое пользование землёй, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определённую работу для такого другого лица (за вознаграждение или без такового), и не может изменить это своё состояние]; в) любой институт или обычай, в силу которых женщину обещают выдать или выдают замуж (без права отказа с её стороны) её родители, опекун, семья, или любое другое лицо, или группа лиц за вознаграждение деньгами либо натурой; или в случае, если муж жены, его семья или его клан имеют право передать женщину другому лицу за вознаграждение либо иным образом; или в случае, если женщина после смерти мужа передаётся по наследству другому лицу; г) любой институт или обычай, в силу которого ребёнок или подросток моложе 18 лет передаётся одним или обоими родителями либо опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка либо его труда.
Несмотря на то что за время, прошедшее с принятия указанных актов, неоднократно предпринимались попытки дать новые (с учётом современных условий) определения рабства и работорговли, вошедшие ранее в научный и практический оборот дефиниции до сих пор остаются неизменными. Нормы, сформулированные в Конвенции о рабстве и Дополнительной конвенции, получили юридическое развитие в Билле о правах, включающем в себя Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах и второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.