Бомбардировка (аспекты правового регулирования)
Бомбардиро́вка, поражение бомбами (артиллерийскими снарядами и авиационными бомбами) военных целей, к которым относятся наземные или морские военные и промышленные объекты, войска, техника. Бомбардировка как огневое поражение противника, в общем случае, является допустимым методом ведения вооружённой борьбы, при соблюдении установленных ограничений и запретов в отношении применяемых средств поражения (средств ведения вооружённой борьбы) (Давид. 2011).
Под «бомбой» в широком смысле понимается разрывной снаряд, сбрасываемый с самолёта, а также вообще разрывной снаряд (осколочный, зажигательный, глубинный), ручной или орудийный; взрывное устройство. Термин «бомбардировать» означает обстреливать из орудий или, атакуя с воздуха, сбрасывать бомбы на кого-нибудь/что-нибудь (Ожегов. 2006. С. 56).
С точки зрения военного искусства бомбардировка по площадной или точечной цели может выполняться с больших, средних, малых или предельно малых высот, в горизонтальном полёте, а также в пикировании или кабрировании (Тактика ВВС. 2018).
Ранее в международном праве осуществление бомбардировок регламентировалось рядом международных соглашений – прежде всего Гаагскими конвенциями 1899 г. [на 1-й Гаагской мирной конференции в 1899 приняты 3 конвенции («О мирном решении международных столкновений»; «О законах и обычаях сухопутной войны»; «О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 года»), а также 3 декларации («О воспрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов»; «О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы»; «О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле»)] и 1907 г. [на 2-й Гаагской мирной конференции пересмотрены 3 конвенции 1899 и приняты 10 новых по законам и обычаям войны, среди которых, в частности: Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 (IV ГК); Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 (IX ГК); Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 (VIII ГК), а также Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров 1907 (XIV ГД)]; в частности, ст. 25–27 Положения о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г. Гаагская конвенция 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта» полностью запретила бомбардировки культурных ценностей. Составной частью конвенции является Исполнительный регламент, а также дополнительные протоколы к ней: Факультативный протокол, призванный в первую очередь предотвратить вывоз культурных ценностей с оккупированных территорий и обеспечить их возврат после окончания военных действий (конвенция и Факультативный протокол ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета СССР 12 декабря 1956); Второй протокол к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта 1954 г. (Гаага, 26 марта 1999).
Нормы современного международного гуманитарного права (МГП) устанавливают ограничения и запреты использования бомбардировок (Буше-Сольнье. 2004. С. 44). Рассматриваются как серьёзные нарушения Женевских конвенций 1949 г. «незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение... не вызываемое военной необходимостью», установленные ст. 50 Женевской конвенции (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (ЖК I); ст. 51 Женевской конвенции (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (ЖК II); ст. 147 Женевской конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войны (ЖК IV).
Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г. (ДП I) прямо запрещает бомбардировку определённых объектов.
В соответствии с подпунктом «а» п. 5 ст. 51 ДП I считается, что нападение путём бомбардировки является неизбирательным (любыми методами или средствами), если «в качестве единого военного объекта рассматривается ряд явно отстоящих друг от друга и различимых военных объектов, расположенных в городе, в деревне или другом районе, где сосредоточены гражданские лица или гражданские объекты». Подпункт «b» п. 5 ст. 51 ДП I уточняет, что нападение будет считаться неизбирательным, если попутно повлечёт за собой потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и ущерб гражданским объектам или то и другое вместе, которые были бы чрезмерны по отношению к конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить.
При всех обстоятельствах запрещены неизбирательные нападения путём бомбардировки, имеющие основной целью терроризировать гражданское население (п. 2 ст. 51 ДП I).
При бомбардировке в ходе проведения военных операций должны приниматься меры предосторожности (ст. 57 ДП I).
В п. 34 Наставления по международному гуманитарному праву для Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Министром обороны РФ 8 августа 2001 г. указано, что «в ходе наступления при огневом поражении противника… необходимо постоянно вести разведку объектов (целей) поражения и уточнять их характер (статус), чтобы не допустить разрушений, не оказывающих влияния на результаты выполнения поставленной боевой задачи, соблюсти меры предосторожности в отношении гражданского населения, гражданских объектов и других объектов (зон), находящихся под защитой международного гуманитарного права».
Нормами МГП запрещены нападения, в том числе путём бомбардировки, на следующие объекты:
медицинские подразделения / формирования / санитарно-транспортные средства [ст. 19 ЖК I; ст. 23 ЖК II (береговые учреждения); ст. 18 ЖК IV; ст. 12 ДП I; ст. 11 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям 1949 г. (ДП II)];
культурные ценности и места отправления культа (ст. 53 ДП I);
объекты, необходимые для выживания гражданского населения (ст. 54 ДП I);
установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, атомные электростанции – ст. 56 ДП I);
нейтрализованные зоны (ст. 15 ЖК IV);
необороняемые местности (ст. 59 ДП I);
демилитаризованные зоны (ст. 60 ДП I);
гражданское население (ст. 51 ДП I; ст. 13 ДП II).
Помимо этого, лагеря для военнопленных и места интернирования не должны подвергаться воздушным налётам и другим связанным с войной опасностям (ст. 23 ЖК III; ст. 88 ЖК IV).
Римский статут Международного уголовного суда (МУС) 1998 г. относит к военным преступлениям (когда они совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений) серьёзные нарушения законов и обычаев, применяемых в международных вооружённых конфликтах в установленных рамках международного права (подпункт «b» п. 2 ст. 8). Другие серьёзные нарушения законов и обычаев, применяемых в вооружённых конфликтах немеждународного характера в установленных рамках международного права, определены подпунктом «e» п. 2 ст. 8 Римского статута МУС.