Вашингтон. Архитектура
Архитекту́ра Вашингто́на. Планировка Вашингтона основана на плане архитектора П. Ш. Ланфана (1791) в русле градостроительства барокко и классицизма. Треугольный участок в месте впадения в реку Потомак реки Анакостия расчерчен прямоугольной сеткой улиц-стрит, идущих в направлении север – юг (пронумерованы) и восток – запад (названы по буквам латинского алфавита). Их пересекают диагональные проспекты-авеню, названные в честь разных штатов; места их пересечения с сеткой улиц часто отмечены круглыми площадями. Эта планировочная структура позже была распространена и на прилегающие территории. Два главных сооружения, стоящий на Капитолийском холме Капитолий (здание Конгресса США) и резиденция президента США – Белый дом, соединены парадным участком Пенсильвания-авеню. Ключевым общественным пространством служит засаженный американскими вязами парк Национальный Молл, идущий от Капитолия на запад, к реке Потомак. Это полоса шириной около 0,5 км и длиной 3 км между параллельными авеню – Конституции (засыпанный канал) и Независимости (бывшая Саут-стрит B, т. е. Южная улица B).
Молл в 21 в. представляет собой ансамбль из важнейших музеев и мемориалов США, а также административных зданий. От Белого дома с севера на юг туда ведёт перпендикулярная Моллу полоса Президентского парка, соединяясь с ним примерно в его середине – у обелиска мемориала Дж. Вашингтона. Национальный Молл и г. Вашингтон в целом развивались в 20 в. согласно т. н. плану Макмиллана (1901–1902). Его создала комиссия Сената США под руководством сенатора Дж. Макмиллана, куда входили архитекторы Д. Бёрнем, Ф. Л. Олмстед, Ч. Макким из бюро McKim, Mead & White и др. Они уточнили и доработали воплощавшийся на протяжении около 100 лет план Ланфана в русле идей движения «За красивый город». В центре города доминируют представительные административные, общественные и мемориальные сооружения 19–21 вв. в русле классицизма, неогреческого стиля, бозар, неоклассицизма. Они окрашены в белый цвет или облицованы натуральным камнем светлого тона. С конца 19 в. в городе действуют жёсткие ограничения по высоте для большинства зданий (акты Конгресса США, принятые в 1899 и 1910, и т. д.), поэтому застройка в целом сохраняет среднюю этажность. С последней трети 19 в. складывалась система парков в центре города, охватывающая также берега рек Потомак, Анакостия, Рок-Крик.
Среди наиболее важных сооружений Национального Молла и прилегающих территорий – мемориалы (с востока на запад): У. С. Гранту (1924, скульптор Г. Шрейди, архитектор Э. П. Кейси), Д. Д. Эйзенхауэру (2020, архитектор Ф. Гери, скульптор С. Эйланбеков), Дж. Вашингтону (высота 169 м; 1848–1858, архитектор Р. Миллс, новый вариант проекта, 1876–1884, архитектор Т. Л. Кейси при участии Дж. П. Марша; приблизительно на месте задуманной Ланфаном конной статуи Вашингтона), М. Л. Кингу (2011, архитектурное бюро ROMA Design Group, скульптор Лэй Исинь), Второй мировой войны 1939–1945 гг. (2004, архитектор Ф. Сент-Флориан), ветеранам Корейской войны 1950–1953 гг. (1995, скульптор Ф. Гейлорд, архитектурное бюро Cooper-Lecky Architects), ветеранам Вьетнамской войны 1960–1975 гг. (1982, архитектор М. Лин). Молл завершается вытянутым Зеркальным водоёмом (1922–1923) и расположенным за ним мемориалом А. Линкольну в виде дорического периптера (1922, архитектор Г. Бэкон, автор статуи Линкольна – скульптор Д. Френч). К югу от этого конца Молла, на берегу т. н. Приливного бассейна, возведены мемориальный комплекс Ф. Д. Рузвельта (1997, ландшафтный архитектор Л. Халприн и др.) и стоящая на оси Белого дома в направлении север – юг ротонда – памятник Т. Джефферсону (1943, архитектор Дж. Р. Поуп; проект вдохновлён архитектурными проектами Джефферсона).
Среди расположенных на территории Молла музеев – Национальная галерея искусства (неоклассицистическое Западное крыло, 1937–1941, архитектор Дж. Р. Поуп; Восточное крыло, 1971–1978, архитектор И. М. Пэй; сад скульптур, 1999) и учреждения Смитсоновского института: т. н. Замок в неонорманнском стиле с информационным центром и административными помещениями этого института (1847–1855, архитектор Дж. Ренуик), выставочное Здание искусств и промышленности в русле историзма (1879–1881, архитекторы А. Клусс и П. Шульце), Музей и сад скульптур Хиршхорна (1969–1974, архитектор Г. Баншафт и бюро Skidmore, Owings and Merrill), Национальные музеи: естественной истории (1904–1911, архитектурные бюро Hornblower and Marshall, McKim, Mead & White), американской истории (1958–1964, бюро McKim, Mead & White), воздухоплавания и астронавтики (1972–1976, архитектурное бюро Hellmuth, Obata and Kassabaum), американских индейцев (1999–2004, архитектор Дж. Джонс и его бюро Jones & Jones, и др.), афроамериканской истории и культуры (2012–2016, архитектор Д. Аджайе).
Также в ансамбле Молла находится здание Департамента сельского хозяйства (1904–1908, 1928–1930, архитектурное бюро Rankin, Kellogg & Crane): его проект в русле стилей бозар и неоклассицизма повлиял на последующие административные постройки в Вашингтоне, в частности на комплекс «Федерального треугольника» к северу от Национального Молла. «Треугольник» состоит из неоклассицистических зданий преимущественно 1930-х гг. (например, корпус Национальных архивов, 1933–1937, архитектор Дж. Р. Поуп), но также в этот квартал входят Старый почтамт в неороманском стиле (ныне гостиница; 1892–1899, архитектор У. Дж. Эдбрук; часовая башня, высота 96 м) и Здание имени Рональда Рейгана и Международный торговый центр в русле ордерной архитектуры (1998, архитектурное бюро Pei Cobb Freed & Partners). К востоку от «Федерального треугольника» расположено масштабное Здание имени Гарри Трумэна, вмещающее Государственный департамент США (образец безордерного классицизма с элементами стиля «стримлайн модерн»; 1941, архитекторы Г. С. Андервуд, У. Д. Фостер; новое крыло в стиле модернизма, 1957–1960, архитектурные бюро Harley, Ellington & Day и Graham, Anderson, Probst & White).
Среди сооружений 19 в. в русле классицизма и неогреческого стиля: епископальная церковь Сент-Джон рядом с Белым домом (т. н. Церковь президентов, т. к. каждый из действующих президентов США посещал её хотя бы раз с момента её возведения в 1816, архитектор Б. Г. Латроб), Старая ратуша (1820–1849, архитектор Дж. Хадфилд; перестраивалась; c 1860-х гг. использовалась для заседаний федерального суда, вокруг сложился ансамбль судебных зданий; ныне апелляционный суд Федерального округа Колумбия) с памятником А. Линкольну (1868, скульптор Л. Фланнери), Казначейство (фланкирует Белый дом с востока; 1836–1842, архитектор Р. Миллс; южное крыло, 1855–1861, по другим данным, завершено в 1860, архитекторы А. Янг, А. Боуман; западное крыло, 1862–1864, архитектор И. Роджерс; северное крыло, 1867–1869, архитектор А. Маллетт), Старое патентное управление (ныне Национальная портретная галерея и Музей американского искусства Смитсоновского института; 1836–1868, архитекторы У. П. Эллиот, И. Таун, А. Дж. Дейвис, Р. Миллс и др.; реконструкция внутреннего двора, 2000–2007, архитектор Н. Фостер, ландшафтный архитектор К. Густафсон).
Образец французского неоренессанса – здание Государственного, Военного и Морского департаментов (ныне здание администрации президента США имени Д. Д. Эйзенхауэра; фланкирует Белый дом с запада; 1871–1888, архитектор А. Маллетт). На холме Сент-Олбан возведён Национальный собор в стиле неоготики (соборная церковь Святых Петра и Павла; 1907–1990, архитектор Дж. Ф. Бодли и др.). К северу от Капитолия расположен ансамбль в стиле бозар по проекту Д. Бёрнема – площадь Коламбус-серкл с вокзалом Юнион-стейшен (1908), городским почтамтом (ныне Почтовый музей Смитсоновского института; 1911–1914) и мемориальным фонтаном Х. Колумба (1912, скульптор Л. Тафт).
Рядом с Капитолием находятся корпус имени Т. Джефферсона Библиотеки Конгресса США в стиле итальянского неоренессанса (1897, архитектурное бюро Smithmeyer & Pelz, архитектор Э. П. Кейси) и неоклассицистическое здание Верховного суда (1932–1935, архитектор К. Гилберт).
Сохранились исторические районы жилой застройки с блокированными домами (таунхаусами) в русле классицизма и эклектики: Капитол-хилл, Фогги-Боттом, Логан-серкл, Скотт-серкл, Дюпон-серкл (последние три – вокруг одноимённых круглых площадей), а также Джорджтаун (официально основан в 1751–1752 как портовое поселение на реке Потомак, вошёл в состав Федерального округа Колумбия в последней трети 19 в.), который включает наиболее раннее сохранившееся здание г. Вашингтон – «Старый каменный дом» (1765), имение Дамбартон-Окс (около 1801, перестроено в середине 19 в., в 1920-е гг. и в 1940; ныне исследовательский центр Гарвардского университета, для которого возведены галерея доколумбова искусства, 1963, архитектор Ф. Джонсон, и научная библиотека, 2005, архитекторы Р. Вентури и Д. Скотт-Браун), корпус Джорджтаунского университета Хили-холл в неороманском стиле (1877–1879, архитектурное бюро Smithmeyer & Pelz).
Среди сооружений 20–21 вв. – католические собор Святого Матфея в русле эклектики (1893–1913, архитектор К. Г. Лафардж) и базилика Непорочного Зачатия в формах неороманского и неовизантийского стилей (самое высокое здание Вашингтона, 100 м; 1920–2017, архитектурное бюро Maginnis & Walsh). Постройки в русле позднего модернизма – федеральное здание имени Р. Уивера (Департамент жилищного строительства и городского развития; 1965–1968, архитектор М. Бройер), Кеннеди-центр (1964–1971, архитектор Э. Д. Стоун; салон «Русская гостиная», 2014, архитектор С. А. Скуратов, художник В. Н. Кошляков; корпус The REACH, 2019, архитектор С. Холл), многофункциональный комплекс «Уотергейт» (1963–1971, архитектор Л. Моретти, ландшафтный архитектор Б. В. Тимченко), Мемориальная библиотека М. Л. Кинга (1972, архитектор Л. Мис ван дер Роэ; реконструкция, 2017–2020, архитектурное бюро Mecanoo), радиобашня «Мемориальная башня Хьюза» (самое высокое сооружение Вашингтона, 232 м; 1989, инженер Г. Макгиннис), Институт мира Соединённых Штатов (2008–2011, архитектор М. Сафди), публичные библиотеки имени Ф. Грегори и имени У. Локриджа (обе – 2012, архитектор Д. Аджайе). Среди дипломатических представительств примечательны посольства ФРГ (канцелярия в стиле модернизма, 1964, архитектор Э. Айерман; резиденция посла в формах рационализма, 1992–1994, архитектор О. М. Унгерс) и СССР (ныне России; 1970-е гг. – 1994, архитектор М. В. Посохин).
Станции метро 1970-х – начала 1980-х гг. (архитектор Г. Уиз) сочетают элементы классицизма (кессоны) с эстетикой позднего модернизма.
Окрестности
Напротив центральной части г. Вашингтон, на правом берегу реки Потомак, в штате Виргиния расположен округ Арлингтон с имением Арлингтон-хаус. Основано сыном пасынка Дж. Вашингтона – Дж. В. П. Кастисом (главный дом в неогреческом стиле, 1802–1818, архитектор Дж. Хадфилд; ныне мемориал генерала Р. Э. Ли, зятя Кастиса). На его территории в 1864 г. создано военное Арлингтонское национальное кладбище, когда имение было конфисковано в ходе Гражданской войны в США 1861–1865 гг. (позже выкуплено государством у наследников Ли); в начале 2020-х гг. на площади 2,58 км2 размещены около 400 тыс. захоронений, в том числе президентов США У. Х. Тафта и Дж. Ф. Кеннеди, автора генерального плана Вашингтона – архитектора П. Ш. Ланфана, музыканта и композитора Г. Миллера. К северу от кладбища расположен Военный мемориал морской пехоты (1954, скульптор Ф. де Уэлдон), к югу – штаб-квартира Департамента обороны (Пентагон; 1941–1943, архитектор Дж. Э. Бергстром).
Также в штате Виргиния, в округе Ферфакс, находятся имение Дж. Вашингтона Маунт-Вернон (главный дом, 1734, неоднократно расширялся по замыслу Вашингтона в течение 2-й половины 18 в.) и штаб-квартира Центрального разведывательного управления в Ленгли (Центр разведки имени Дж. Буша-старшего; 1959–1961, архитектор У. Харрисон и др., новое здание, 1984–1991, архитектурное бюро Smith, Hinchman and Grylls Associates), в округе Лаудон – международный аэропорт Вашингтон-Даллес (главный терминал, 1958–1962, архитектор Ээро Сааринен; в 1980-х гг. – 2010 расширен по проектам архитектурных бюро Skidmore, Owings & Merrill и Hellmuth, Obata and Kassabaum).