Болгарская православная церковь
Болга́рская правосла́вная це́рковь (БПЦ; Българска православна църква), автокефальная поместная православная церковь, имеющая статус патриархии, занимающая 8-е место в диптихе Константинопольского патриархата и 7-е место в диптихе Московского патриархата. Согласно уставу является неотъемлемым членом «единой, святой, соборной и апостольской Церкви» (ст. 1 Устава БПЦ). Юрисдикция БПЦ распространяется на территорию Республики Болгария и на отдельные регионы Европы, Америки и Австралии.
История БПЦ в 9–18 вв.
В середине 9 в. царь Болгарии Борис I (852–889) обратился в христианство и в 865 г. крестил болгарский народ. Церковь канонизировала его как святого, дав ему имя Крестителя. Канонический статус Болгарской православной церкви обсуждался 4 марта 870 г. участниками Константинопольского собора 869–870 гг., вскоре после его окончания. На внеочередном заседании этого собора, состоявшемся 4 марта 870 г., Болгария получила статус архиепископства.
Князь Борис I отправил многих молодых болгар (в том числе своего сына Симеона) на учёбу в Константинополь. В 886 г. он принял в столице Плиске учеников святых братьев Кирилла и Мефодия – Климента, Наума и Ангелария, изгнанных из Великой Моравии. Вместе с ними он составил план широкой просветительской и литературной деятельности. Так были созданы Преславская и Охридская литературные школы. Князь отправил многих знатных болгар в монастырь для литературной деятельности, в том числе своего брата Докса и его сына (по другой версии – подданного) Тудора Докса. В 889 г. князь Борис I оставил престол своему сыну Владимиру и удалился в монастырь. В 893 г. он сверг Владимира с престола, ослепив его за попытку восстановить язычество. Борис принял деятельное участие в Преславском соборе (893), который поставил на освободившийся престол его третьего сына, Симеона. Славянский язык стал при Симеоне богослужебным, а первыми священниками стали ученики святых Кирилла и Мефодия.
После сражения на реке Ахелой (20 августа 917), в котором болгары одержали победу над византийцами, князь Симеон (893–927) провозгласил себя «царём болгар и римлян». Около 919 г. на другом Преславском соборе была официально провозглашена церковная автокефалия и болгарский архиепископ получил титул патриарха (по другим данным, это произошло после 926 по результатам переговоров Симеона и папы Римского Иоанна X). В октябре 927 г. был заключён болгаро-византийский мирный договор, в рамках которого был провозглашён первый царь Болгарии – Пётр I, породнившийся с византийским императорским двором. Болгарская автокефальная церковь стала патриархатом и заняла 6-е место в диптихе.
Когда киевский князь Святослав вошёл в северо-восточную Болгарию (968–969), патриарший престол переместился в Доростол, а после нашествия византийского императора Иоанна I Цимисхия (971) – в Средец (ныне София), ставший столицей Западно-Болгарского царства во главе с царём Самуилом (997–1014). В конце 10 в. в связи с перемещением столицы Западно-Болгарского царства в Охрид произошло также изменение локации болгарского патриаршего престола, утвердившегося в том же городе. Охрид стал кафедрой следующих болгарских патриархов – Филиппа и Давида.
После завоевания Болгарии в 1018 г. византийский император Василий II Болгаробойца сохранил независимость Болгарской церкви, получившей именование Охридского архиепископства. Его глава был наречён архиепископом всея Болгарии. В то же время Охридское архиепископство подверглось эллинизации (грекизации) – его епископы набирались в основном из грекоязычных византийцев, а богослужения совершались на греческом языке. Наиболее видным деятелем этого периода был блаженный Феофилакт Болгарский (1078 – после 1107), составивший множество толкований Священного Писания.
В 1186 г., во время восстановления Болгарского государства, братья Иван (Асень) и Пётр основали новую церковную юрисдикцию с центром в столице Тырново, получившую название Тырновской автокефальной архиепископии. Первым архиепископом Тырновским стал Василий. В результате переговоров царя Калояна (1197–1207) с римской курией осенью 1204 г. болгарскому правителю был дарован титул царя и право чеканки монет, а Василию был присвоен титул «архиепископ Тырновский и примас всея Болгарии и Валахии». По словам папы, титул примас приравнивался к титулу патриарха. Болгарская церковь, хотя и признавала верховенство папы, на практике сохраняла независимость. Официальное и каноническое признание патриаршего сана БПЦ произошло в 1235 г. при Иване Асене II на соборе в г. Лампсак (совр. Лапсеки, Турция), прошедшем с согласия патриарха Никейского Германа II и остальных трёх восточных патриархов. Первым патриархом Тырнова был провозглашён болгарский иеромонах Иоаким, ставший после интронизации патриархом Иоакимом I.
Последний патриарх Тырновский, крупнейший представитель болгарского исихазма и паламизма святой Евфимий, заложил основы тырновской литературной школы, центром которой был монастырь Святой Троицы, расположенный недалеко от Тырнова. В 1375 г. он был избран патриархом и развивал активную духовно-административную, общественную и литературную деятельность. После захвата Тырнова турками (17 июля 1393) святитель Евфимий был отправлен в ссылку в Бачковский монастырь, где, вероятно, и скончался между 1402 и 1409 гг. К 1416 г. Тырновский патриархат перешёл в подчинение Константинопольского патриархата. В 18 в. была упразднена независимость сербского Печского патриархата (1766) и Охридского архиепископства (1767). Все болгарские земли перешли под духовную власть Константинопольского патриархата.
История БПЦ в 19–20 вв.
Борьба за независимую от Константинопольского патриархата церковную организацию стала одной из задач начавшегося в 18–19 вв. болгарского национального возрождения. 27 февраля 1870 г. султан Абдул-Азиз издал указ об учреждении самостоятельной Болгарской церковной иерархии в виде экзархата. В духовно-религиозных вопросах экзархат получил полную независимость от Константинополя, однако при поставлении нового экзарха и в некоторых иных ситуациях требовалось письменное согласие патриарха Константинопольского.
С 23 февраля по 24 июля 1871 г. в Константинополе собрался 1-й церковно-народный собор, который разработал и принял положение об управлении Болгарским экзархатом. 16 февраля 1872 г. первым болгарским экзархом был избран митрополит Видинский Анфим (Чалыков). Большой церковный собор с участием иерархов Константинопольского патриархата, патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского (последний отказался подписывать решения собора и покинул заседание), архиепископа Кипрского, а также епископов и архимандритов Элладской церкви 16 сентября 1872 г. осудил новую ересь под названием «филетизм» (принесение общецерковных интересов в жертву национальным), провозгласил, что Болгарская церковь впала в эту ересь и все, кто её придерживается, отпали в раскол.
После разгрома Апрельского восстания 1876 г. митрополит Анфим попытался добиться от турецкого правительства смягчения репрессий в отношении болгар. Он писал письма лидерам европейских держав и митрополиту Санкт-Петербургскому Исидору, прося его ходатайствовать перед императором Александром II об освобождении болгар. 12 апреля 1877 г. он был свергнут с престола по ходатайству османского правительства, а затем сослан в Ангору (ныне Анкара). 24 апреля того же года в экзархийском доме в Ортакёе (район Стамбула) состоялся церковно-народный собор, который избрал и провозгласил новым экзархом молодого митрополита Ловчанского Иосифа I (Йовчева).
После освобождения (восстановления независимости Болгарии в результате русско-турецкой войны 1877–1878) территория Болгарского экзархата простиралась на три политические области: Княжество Болгария, сюзереном которого был турецкий султан; Восточную Румелию – автономную область, находившуюся под военной и политической властью султана (до 1885), а также Македонию и Восточную Фракию, остававшихся в составе Османской империи. Резиденция экзарха должна была действовать в Константинополе, поскольку в составе империи оставалось около 1,5 млн болгар. Стремясь сохранить целостность БПЦ, Учредительное собрание в Тырново (1879) провозгласило в Конституции Княжества, что княжество подчиняется в церковном отношении высшей духовной власти, где бы она ни находилась, тем самым подтверждая единство болгарского народа, независимо от разделяющих его политических границ (ст. 39).
Экзарх Иосиф I считал своей миссией объединение всего болгарского населения, особенно получение права окормления своих чад на территории Македонии и Фракии. До Балканской войны (1912) в диоцез Болгарского экзархата входили 7 епархий, возглавляемых митрополитами, и ещё 8 епархий в Македонии и 1 в Восточной Фракии, которыми управляли «наместники экзархата». На этой обширной территории располагалось около 1,6 тыс. приходских церквей и часовен, 73 монастыря и 1,310 тыс. священников (против 1,987 тыс. храмов и 3,101 тыс. часовен, 104 монастырей и 1,992 тыс. священников в Болгарском царстве). Кроме того, экзархату удалось открыть и содержать в Македонии и Восточной Фракии 1,373 тыс. болгарских школ, в том числе 13 гимназий и 87 неполных гимназий с 2,266 тыс. учителей и 78,854 тыс. учеников.
В результате неудачных для Болгарии 1-й и 2-й Балканских войн в июле 1913 г. был заключён Бухарестский мир, по которому экзархат утратил все свои епархии, находившиеся в составе европейской части Турции. Поскольку экзархат лишился епархий на территории Турции, экзарх Иосиф I перенёс кафедру экзарха из Стамбула в Софию. Он устроил в Константинополе т. н. представительство экзархата, которым до его закрытия в 1945 г. руководили болгарские епископы. Экзарх Иосиф I скончался 20 июня 1915 г., новый экзарх не был избран, и в течение последующих 30 лет церковью управлял Синод.
После окончания Первой мировой войны 1914–1918 гг. в Болгарии зародилось течение в поддержку реформ в церкви, но возник острый конфликт между Синодом и правительством, вызванный попытками правительства единолично, без согласования с церковной властью, вносить изменения в устав экзархата. Ценой серьёзных усилий и компромиссов ситуация была частично урегулирована, и 6 февраля 1921 г., после избрания делегатов, открылся 2-й церковно-народный собор. С перерывами он продолжал свою работу до 16 февраля 1922 г. На этом соборе были представлены и македонские епархии, а их делегатами были священники и миряне, беженцы из Македонии.
Принятый собором устав экзархата был утверждён без каких-либо изменений и дополнений Архиерейским собором в 1922 г. Затем, 24 января 1923 г., он был представлен и утверждён Национальным собранием. Свержение правительства А. Стамболийского помешало его окончательному утверждению и воплощению в жизнь. Затем, несмотря на настояния синодальных митрополитов, от нового устава экзархата отказались. Лишь законодательным указом были внесены некоторые изменения в действующий устав экзархата, в основном касающиеся вопроса о полном и сокращённом составе Синода, процедуре выбора экзарха и др.
Свержение прогерманского монархического режима и приход к власти правительства Отечественного фронта, вызванные событиями Болгарской операции 8–9 сентября 1944 г. и народным восстанием в Болгарии, были использованы некоторыми митрополитами для урегулирования церковных дел. Наиболее активно действовал в этот период митрополит Софийский Стефан (Шоков), который по предложению правительства 16 октября 1944 г. был избран новым председателем Синода. Через два дня на собрании Синод решил просить болгарское правительство дать согласие на проведение выборов экзарха, согласно которым духовенство и миряне получали больше возможностей для участия в этих выборах.
Избирательный собор экзархата состоялся 21 января 1945 г. Митрополит Софийский Стефан был избран третьим и последним болгарским экзархом.
В послевоенные годы были предприняты шаги по преодолению конфликта между Константинопольской патриархией и болгарским экзархатом. Это удалось сделать благодаря посредничеству Русской православной церкви, которая оказала содействие в переговорах с Константинопольским патриархатом. С этой целью наместник экзархата был переведён из Константинополя в Софию.
19 февраля 1945 г. был подписан протокол о преодолении раскола, а 22 февраля был издан специальный томос Вселенского патриархата, согласно которому Болгарской церкви была дарована автокефалия. Таким образом, в феврале 1945 г. каноническая территория БПЦ сократилась до пределов государственных границ, но получила полную автокефалию и вступила в тесные отношения с РПЦ.
Следующий шаг как правительства, так и Синода был связан с восстановлением патриаршего достоинства БПЦ. Было решено созвать 8 мая 1953 г. церковно-народный собор, провести восстановление патриаршего института и избрать патриарха Болгарского и митрополита Софийского. Синод проинформировал все православные церкви о готовящемся мероприятии и предложил прислать своих представителей.
8 мая 1953 г. в Софии торжественно открылся 3-й церковно-народный собор. Его председателем был назначен заместитель председателя Синода митрополит Пловдивский Кирилл (Константинов). 9 мая церковно-народный собор принял с небольшими изменениями Устав БПЦ, в соответствии с которым должен был действовать Синод.
На следующий день, 10 мая 1953 г., собор приступил к выборам патриарха. Новым патриархом был избран митрополит Кирилл (Константинов). Вслед за этим БПЦ признали православные церкви Антиохии, Грузии, России, Румынии, Чехословакии и Польши, представители которых участвовали в торжественной интронизации патриарха Кирилла 10 мая 1953 г. Письмом от 6 июня 1953 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий I во второй раз объявил, что РПЦ признаёт восстановление Болгарского патриархата. Подобным образом Антиохийский патриархат в письме от 10 июня 1953 г. и Польская православная церковь в письме от 19 июня 1953 г. официально объявили о признании Болгарского патриархата и его главы. В 1954 г. то же самое сделал Александрийский патриархат. В 1955 г. Сербская православная церковь признала Болгарский патриархат и стала поддерживать с ним каноническое общение. Благодаря посредничеству Антиохийского патриархата, Русской и других церквей, с поздравительным письмом от 27 июля 1961 г. № 552 и Вселенский Константинопольский патриархат признал обновлённый Болгарский патриархат и восстановил с ним каноническое общение.
В стране было 11 епархий во главе с митрополитами, а в США, Канаде и Австралии была организована отдельная (12-я) епархия в Нью-Йорке.
Подготовка церковных кадров проводилась в Софийской духовной семинарии Святого Иоанна Рыльского (находилась в 100 км от Софии, возле Черепишского монастыря с середины 20 в., по состоянию на 2022 располагается в Софии) и при Духовной академии в Софии. Церковь имела своё синодальное издательство, которое ежегодно выпускало несколько книг, распространявшихся через церковную книжную лавку в Софии и центрах митрополий страны; выпускала печатное издание «Церковный вестник» (еженедельно) и ежемесячный журнал «Духовная культура» – о религии, философии, науке и искусстве. Синодальная комиссия была создана в 1959 г. и приступила к подготовке нового перевода Библии, напечатанного в 1982 г. В 1961 г. БПЦ стала членом Всемирного совета церквей.
7 марта 1971 г. патриарх Кирилл скончался. Синод избрал на должность председателя митрополита Ловчанского Максима (Минкова). 25 июня 1971 г. Синод избрал трёх кандидатов на патриарший престол – митрополита Максима (Минкова), митрополита Врачанского Паисия (Анкова) и митрополита Доростоло-Червенского Софрония (Стойчева). 4 июля 1971 г. в Софии было созвано патриаршее избирательное собрание с участием 101 избирателя. Болгарским патриархом был избран митрополит Максим (Минков).
Патриарх Максим возглавлял БПЦ более 40 лет и, как и его предшественник, патриарх Кирилл, почти 20 лет (до политических изменений в стране в ноябре 1989) был вынужден подчиняться партийной и государственной политике. Он был членом Всемирного совета мира и заместителем председателя Национального комитета защиты мира (с 1971); почётным членом Международной комиссии Всемирного совета церквей; членом рабочего комитета Христианской мирной конференции в Праге, кавалером ордена «Народная Республика Болгария» 1-й степени (1974).
10 ноября 1989 г. во всей жизни Болгарии произошли глубокие изменения – на пленуме Центрального комитета Болгарской коммунистической партии с поста генерального секретаря партии был освобожден Т. Живков после более чем 30 лет правления социалистической Болгарией. Это событие послужило началом краха социализма и перехода к демократии и рыночной экономике. 25 мая 1992 г. вспыхнула открытая война между Синодом, возглавляемым патриархом Максимом, и альтернативным синодом, возглавляемым митрополитом Неврокопским Пименом (последний был поддержан правительством Союза демократических сил), борющимся в основном за церковное имущество БПЦ. 4 июля 1996 г. митрополит Неврокопский Пимен (Энев) был избран её патриархом.
Обеспокоенные аномалией в жизни БПЦ, иерархи законного Синода готовились созвать Всеправославный церковный собор для осуждения раскола. 30 сентября и 1 октября 1998 г. в патриаршем соборе Святого Александра Невского в Софии по ходатайству патриарха Болгарского Максима и по приглашению, а также под председательством Вселенского патриарха Константинопольского Варфоломея был созван Всеправославный расширенный надъюрисдикционный собор. На нём присутствовали патриархи и архиепископы, главы поместных православных церквей, а также митрополиты, архиереи и духовенство, приехавшие в качестве представителей от различных православных церквей. Представители альтернативной юрисдикции (без «патриарха» Пимена) лично предстали перед Всеправославным собором и попросили прощения за грех отделения и раскола. Собор даровал им прощение и завершил работу, однако они вскоре возобновили свою деятельность.
После продолжительной болезни патриарх альтернативной юрисдикции Пимен скончался 10 апреля 1999 г. Правительство не допускало избрания нового патриарха альтернативной структуры, а для заместителя председателя синода был избрал молодой и честолюбивый «митрополит Софийский» Иннокентий. Разделение, или двоевластие, в БПЦ продолжилось.
Современное состояние
20 декабря 2002 г. был принят новый закон о религиях, вступивший в силу 2 января 2003 г. 21 июля 2004 г. с разрешения правительства была проведена полицейская операция «Расо», которая вернула Синоду все храмы, забранные «раскольниками». К весне 2005 г. раскол был сведён к минимуму и постепенно ликвидирован.
с 14 по 18 мая, с 6 по 11 октября и с 9 по 12 декабря 2008 г. в Рильском монастыре прошёл 6-й церковно-народный собор, на котором был принят новый Устав БПЦ Болгарского патриархата, который действует до сих пор.
Патриарх Максим скончался 6 ноября 2012 г. в Софии в возрасте 98 лет. 24 февраля 2013 г. на Патриаршем избирательном собрании в Софии митрополит Русенский Неофит (Димитров) был избран патриархом Болгарским и митрополитом Софийским. Его интронизация в качестве патриарха Болгарского состоялась в тот же день в храме-памятнике Святого Александра Невского.
В 2013 г. Болгарская православная церковь была номинирована на Нобелевскую премию мира за её роль в спасении болгарских евреев во время Второй мировой войны 1939–1945 гг., что сделало её первым религиозным учреждением, номинированным на эту награду.
С 16 по 27 июня 2016 г. на греческом о. Крит прошел Всеправославный собор, в котором не участвовали Болгарская, Грузинская, Русская и Антиохийская православные церкви. Синод БПЦ принял решение не участвовать в этом соборе, выразив несогласие с рядом предсоборных документов, регламентом проведения собора и процедуры голосования.
3 октября 2018 г. патриарх Московский и всея Руси Кирилл I (Гундяев) направил письмо в БПЦ Болгарского патриархата, в котором сообщил о тревожных событиях, связанных с церковной жизнью канонической епархии Украинской православной церкви. Синод БПЦ избрал специальную комиссию под председательством митрополита Старозагорского Киприана (Казанджиева) для детального изучения ситуации на Украине и вынесения заключения по каноническому делу. Церковный кризис усугубился после того, как 5 января 2019 г. Вселенский патриарх Варфоломей подписал томос, предоставивший Православной церкви Украины автокефалию. Между РПЦ и Вселенским патриархатом разгорелся ожесточённый спор. Однако Синод БПЦ и созданная при нём комиссия пока не рассматривали ситуацию на Украине, заняв выжидательную позицию.