Лиеу Хань
Лие́у Хань (принцесса Лиеу Хань, вьетн. Liễu Hạnh Công chúa), богиня пантеона традиционной вьетнамской религии, важнейшее женское божество во вьетнамской мифологии. На севере Вьетнаме – главный объект поклонения культа богинь-матерей, нередко выступает объектом медиумных практик, почитается также как дух – покровитель местности (тханьхоанг). В различных провинциях на почитании богини отразились более ранние женские культы и связанные с ними обряды, поэтому образ Лиеу Хань многопланов и неоднозначен. В целом это амбивалентное божество, выступающее чаще в роли помощника людей, но также может наказывать и мстить.
История культа
В основе культа Лиеу Хань лежит сакрализация женского начала, выраженная в почитании многочисленных, часто безымянных, женских божеств, персонифицированных в псевдоисторической или, возможно, исторической личности Лиеу Хань. Включение её в пантеон относится, по-видимому, к 16 в. Во времена длительных гражданских войн и борьбы за престол Дайвьета, приведших к упадку государственной конфуцианской идеологии, в стране стали процветать вернакулярные культы, в том числе – культ Лиеу Хань. Местом зарождения её культа (и её родиной в жизнеописаниях) стала провинция Намдинь к югу от столицы, где проходили важнейшие сражения гражданских войн. Постепенно культ богини распространился в другие провинции на севере Вьетнама. Во многих деревнях она стала почитаться как покровитель местности. Хотя культ Лиеу Хань сложился преимущественно в северном Вьетнаме, её почитание оказало влияние на пантеон женских духов по всей стране: богини центрального и южного Вьетнама генетически связаны с Лиеу Хань и часто считаются её воплощениями (в первую очередь богиня Тхиен-и А-на).
По мнению историка О. Дрор, самое раннее сочинение о Лиеу Хань составлено поэтессой Доан Тхи Дьем в 1-й половине 18 в. Достаточно быстро богиня стала частью государственной идеологии, появились её жизнеописания, составленные в жанре сочинений о духах придворными историографами для унификации пантеона и управления потусторонним миром (под влиянием китайских образцов). Судя по сохранившимся текстам 18 – начала 19 вв., образ Лиеу Хань испытал влияние даосизма и народного буддизма. В частности, Лиеу Хань считается дочерью даосского Нефритового императора, даосской «бессмертной», а также бодхисаттвой. Кроме того, по мнению вьетнамского исследователя Нго Дук Тхиня, на формирование культа Лиеу Хань повлиял христианский образ Богоматери (христианство появилось во Вьетнаме в 16 в.).
Мифология
Лиеу Хань сочетает в себе черты двух видов вьетнамских духов: небесных духов, поскольку у неё небесное происхождение, и духов людей, т. к. воплотилась в человеческом теле и прожила земную жизнь. Согласно сохранившимся текстам, небожительница родилась в провинции Намдинь в 1557 г., будучи изгнанной с Небес за разбитый на празднике кубок с напитком бессмертных. Умерла она через 3 года после замужества, т. к. была вызвана обратно на Небеса, но впоследствии неоднократно посещала землю в виде духа или человека, вступая во взаимоотношения с живыми людьми, помогая им или наказывая за непочтительность, в результате чего стала объектом почитания. В конце 18 в. (т. е. к моменту формирования жизнеописаний) она окончательно вернулась на Небеса.
Современное почитание
Обрядовые практики, связанные с почитанием Лиеу Хань, возобновились после нескольких десятилетий (1950–1970-е) антирелигиозной политики Коммунистической партии Вьетнама и ныне поддерживаются государством как часть национальной идентичности и культуры вьетнамцев. С 1995 г. проводится ежегодный фестиваль в честь Лиеу Хань в провинции Намдинь, ставшей местом паломничества.