Тханьхоанг
Тханьхоа́нг (thành hoàng), дух – покровитель местности во Вьетнаме, важный элемент вьетнамской народной религии. Тханьхоанг защищает деревню, деревенскую общину (объединение деревень) или городской квартал от неурожаев, наводнений, эпидемий. В одной местности может быть несколько духов-покровителей.
Понятие «тханьхоанг» восходит к названию китайских духов – покровителей городов чэнхуан (кит. 城隍), в Дайвьете оно получило распространение преимущественно в деревенских культах. Среди тханьхоангов – множество мифических, исторических и псевдоисторических персонажей. Их жизнеописания изложены в специальных агиографических сочинениях (тхантыть).
История культа
Культ тханьхоангов относится к анимистическим верованиям, повсеместно распространённым на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. В течение многих веков этот культ сосуществовал с буддизмом. В 15 в. под влиянием конфуцианства локальные духи были включены в государственный пантеон. При дворе династий Поздние Ле и Нгуен (до 1924) утверждали список духов и их жизнеописания для локальных общин. Главы родов проводили церемонии поклонения в общинных домах (динь) – местах собраний, где под покровительством духов принимались важнейшие решения деревни.
С приходом европейской культуры в колониальные времена культ тханьхоангов переживал кризис. В Демократической Республике Вьетнам (на севере современного Вьетнама) в 1950–1960-х гг. он был объявлен суеверием и оказался под запретом во время антирелигиозной политики Коммунистической партии Вьетнама, а после объединения Вьетнама (1976) был запрещён и на юге страны. В 1990-х гг. культ был переосмыслен как значимая религиозная традиция и культурное наследие. В 21 в. он стал частью национальной идентичности вьетнамцев.
Культ тханьхоангов распространён во Вьетнаме повсеместно, кроме деревень с преимущественным католическим населением, где их место заняли христианские святые-покровители.
Пантеон
Часто в роли духа-покровителя выступает основатель поселения или ремесленного промысла местности. Под влиянием конфуцианства монархи династии Поздние Ле стали включать в местные пантеоны духов полководцев, сподвижников правителей, людей с заслугами перед государством. Например, на севере Вьетнама широко почитаются сподвижницы сестёр Чынг, поднявших восстание против китайской династии Хань в 1 в. н. э., и полководец Чан Хынг Дао, возглавивший сопротивление китайского-монгольским войскам в 13 в. Вместе с тем власть признавала и локальные культы, не связанные ни с государственной идеологией, ни с основанием поселения (например, культ богини Лиеу Хань). Для таких духов составлялось жизнеописание, в котором по возможности артикулировалась связь с правящим домом и заслуги перед жителями местности.
В центральной и южной частях страны вьетнамский пантеон испытал влияние культуры чамов и в некоторой степени кхмеров. Наиболее почитаемый здесь дух, часто выступающий покровителем местности, – богиня чамского происхождения Тхиен-и А-на.
Место почитания и церемонии
Почитание тханьхоангов проводится в общинном доме (динь), реже – в храме народной религии (ден). Если с 15 до середины 20 вв. общинный дом был местом собраний деревенской общины, то во 2-й половине 20 в. в результате войн, коллективизации и антирелигиозной политики общинные дома были заброшены или разрушены и полностью утратили свою роль. В 21 в. восстановленные общинные дома выполняют только храмовые функции.
В общинном доме, как правило, несколько алтарей, связанных с почитанием разных духов. Алтарь с изображением главного духа-покровителя находится в центре основного павильона, по бокам часто расположены небольшие алтари второстепенных духов данной местности. За главным алтарём обычно расположен ещё один алтарь (иногда в отдельной пристройке), доступ к которому ограничен как к наиболее сакральному месту. Ритуальные действия проходят преимущественно перед центральным алтарём, на котором может быть установлено скульптурное изображение духа или предмет, символизирующий его присутствие (например, небольшой трон). Однако чаще всего на алтаре указано лишь имя духа.
Церемонии проводятся несколько раз в году – в даты, связанные с жизнеописанием духа. На них совершаются подношения благовоний, цветов, фруктов, ритуальных вина и приготовленной еды, которая употребляется в пищу после церемоний. Поклонение духу сопровождается ударами в гонг, барабаны и ритуальной музыкой. Ритуалы проводят местные жители деревни или городского квартала, обычно мужчины старшего возраста с хорошей репутацией, однако в последнее время в проведении церемоний стали участвовать и женщины.