Турция. Население
Населе́ние Ту́рции, демографическая характеристика, этнический и религиозный состав Турецкой Республики.
Этнический состав
Данные об этническом составе Турции являются приблизительными, т. к. в переписях населения после 1965 г. не учитываются сведения об этничности и языке. По разным оценкам, бо́льшую часть населения составляют турки (около 74 %; 2015, оценка). Проживают также курды (до 20 %; преимущественно юго-восток страны), арабы (до 2 %, после начала гражданской войны в Сирии в связи с притоком беженцев число арабов возросло и может составлять, по разным оценкам, до 5–10 % населения). Тюркские народы также представлены азербайджанцами (около 0,8 %; на северо-востоке), туркменами, карапапахами и др. Проживают имерхевцы (около 0,2 %), лазы (около 0,1 %), выходцы с Кавказа (около 1,4 %), армяне (в том числе хемшилы), греки, цыгане, иранцы, ассирийцы, евреи, помаки и др.
Демографическая характеристика
В 1950–2020 гг. население Турции увеличилось в 4 раза (с 20,9 млн до 83,9 млн человек). Наибольший рост отмечался с 1950 по 2000 гг. (темпы прироста населения на начало каждого нового десятилетия постепенно сокращались с 32,5 % до 20,1 %) и определялся развитием медицины, позволившей снизить уровень смертности (сократился в 3,5 раза); при этом постепенно сокращались значения коэффициента фертильности (6,7 ребёнка на одну женщину – в начале 1950-х гг., 2,5 ребёнка в 2000). Естественный прирост до начала 2000 г. составлял более 14 ‰.
С начала 21 в. темпы увеличения численности населения продолжали сокращаться ввиду перехода турецкого общества к современному типу воспроизводства населения. Темп прироста численности населения составляет 13,8 % (2020; является следствием миграционных процессов, возникших в Ближневосточном регионе в середине 2010-х гг.; в 2016–2019 прирост числа иностранцев увеличился с 165 тыс. до 333 тыс. человек).
Наименьший уровень рождаемости отмечен в западных и северо-западных илях (имеющих выход к Эгейскому и Чёрному морям, а также в европейской части страны), наибольшие значения зафиксированы на юго-востоке страны, где проживает курдское население – крупнейшее этническое меньшинство Турции (у курдов во многих семьях в среднем 5–6 детей, тогда как у турок такие семьи встречаются реже). За период 2009–2019 гг. или-лидеры и или-аутсайдеры сохранили свои позиции, однако уровень рождаемости упал: в илях с наибольшим значением уровня рождаемости показатель стал ниже 30 ‰, у илей с наименьшим значением уровня рождаемости – менее 10 ‰. Во 2-й половине 2010-х гг. был принят ряд мер, направленных на повышение рождаемости: увеличение сроков декретного отпуска, предоставление гарантии сохранности рабочего места, выплаты женщинам за рождение ребёнка вне зависимости от его места рождения.
Естественный прирост составляет 9 ‰ (2019; 12,5 ‰ в 2009), коэффициент рождаемости – 14,3 ‰ (17,6 ‰); коэффициент смертности – 5,3 ‰ (5,1 ‰). Коэффициент фертильности равен 1,88 ребёнка на одну женщину (2019), младенческая смертность – 9,1 ‰ (2019, 13,9 ‰ в 2009), в том числе у мальчиков – 9,8 ‰ (14,6 ‰), у девочек – 8,4 ‰ (13,1 ‰). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 77,4 года (2018; 53,8 года в 1968), в том числе у мужчин – 74,4 года, у женщин – 80,3 года. Медианный возраст составляет 32,6 года (2019, у мужчин – 32,0 года, у женщин – 33,3 года). Возрастная структура населения: дети (0–14 лет) – 23,2 %, лица трудоспособного возраста (15–64 года) – 67,3 %, лица старше трудоспособного возраста (65 лет и старше) – 8,7 %. На 100 женщин приходится 105 мужчин (2020).
Отличительными особенностями внешних миграций граждан Турецкой Республики считаются: её начало (2-я половина 20 в.), характер (экспорт рабочей силы) и география (страны Западной Европы – с 1961, государства Ближнего Востока – в 1970-х гг.). В основе массовой эмиграции лежал ряд факторов: высокий уровень безработицы (в том числе скрытой), аграрное перенаселение страны, высокий уровень инфляции и низкая заработная плата.
По Конституции 1961 г. граждане Турции получили право на свободный въезд в страну и выезд из неё. В этом же году государство подписало соглашение с ФРГ, которая стала основной страной, принимающей турецкую рабочую силу, затем соглашения были заключены с Австрией, Нидерландами, Францией, Швецией. За 1961–1973 гг. в ФРГ иммигрировало около 650 тыс. турецких граждан. После энергетического кризиса 1973 г. в связи с ростом цен на нефть и увеличением объёмов нефтедобычи в мире вектор турецкой эмиграции сместился в сторону нефтедобывающих стран Персидского залива и Северной Африки. С 1974 по 1998 гг. в Саудовскую Аравию и Ливию уехали свыше 450 тыс. и 220 тыс. турецких граждан соответственно.
После 1973 г. начался спад волны трудовой иммиграции турецких рабочих в страны Западной Европы. При этом возникла иммиграция с целью воссоединения семей, в частности в ФРГ. В дальнейшем, в 1980-х гг., в связи с ухудшением политической обстановки в Турции миграционный отток увеличился за счёт т. н. политических беженцев, прежде всего курдов. С 1990-х гг. внешняя трудовая миграция не носит массового характера.
Турецкая диаспора насчитывает, по разным оценкам, от 15 до 20 млн человек (2019). Бо́льшая часть проживает в приграничных с Турцией странах Ближнего Востока, Болгарии и в Западной Европе.
Сальдо внешних миграций отрицательное (–4,3 ‰ в 2020).
Приток иммигрантов составляет 466,8 тыс. человек (2018). Наибольшая доля приходится на выходцев из Ирака (110 тыс. человек), Афганистана (45 тыс. человек), Сирии (39 тыс. человек), Туркмении (35 тыс. человек), Ирана (32 тыс. человек).
Плотность населения 108 чел./км² (2019). Наиболее плотно заселены прибрежные территории, омываемые морями: Мраморным – или Стамбул (2987 чел./км²), Коджаэли (541 чел./км²), Ялова (320 чел./км²), Бурса (293 чел./км²), Сакарья (213 чел./км²); Эгейским – Измир (364 чел./км²); Средиземным – Хатай (279 чел./км²), а также не имеющие выхода к морю или Газиантеп (303 чел./км²) и Анкара (230 чел./км²). Наименее плотно заселены внутренние районы на востоке страны: или Тунджели (11 чел./км²), Ардахан и Эрзинджан (20 чел./км²).
Доля городского населения 76,1 % (2020; 73,4 % в 2015, 70,8 % в 2010, 64,7 % в 2000). Крупнейшими городами страны являются (млн человек; 2019) Стамбул (агломерация – 15,2), Анкара (5,1), Измир (3,0), Бурса (2,0), Адана (1,7), Газиантеп (1,7).
Численность экономически активного населения составляет 31,6 млн человек, занятых – 27,2 млн человек (2020). На сферу услуг приходится 58,1 % занятых, на промышленность – 25,9 %, на сельское хозяйство – 16,0 % (2020). Уровень безработицы 13,8 % (2020). За последние 20 лет это её максимальное значение (минимум в 2000 – 6,5 %). Уровень безработицы без учёта безработицы в сельском хозяйстве составил 15,7 % (2020), среди молодёжи (15–24 года) – 24,4 % (2020). Коэффициент Джини равен 0,419 (2019). За чертой бедности, определённой национальным законодательством, проживает 13,9 % населения страны (2019).
Религия
Религиозный состав населения
По данным Центра исследований общественного мнения KONDA Research and Consultancy за 2021 г., 94 % жителей Турции старше 18 лет считают себя принадлежащими к определённой религии. Отмечается тенденция постепенного роста процента атеистов и нерелигиозных граждан: в 2011 г. к таковым себя относили 2 %, в 2021 г. – уже 7 %. В период с 2008 по 2018 гг. сократилось число практикующих верующих. К примеру, в 2008 г. пост соблюдали 77 % граждан, а в 2018 г. – 65 % (KONDA, 2018). Абсолютное большинство населения – мусульмане-сунниты (88 %, по данным KONDA, 2021). В Турции наиболее широко распространён ханафитский мазхаб (77,5 %, 2020), который поддерживается на государственном уровне.
В Турецкой Республике есть значительное количество последователей других направлений ислама, однако точных данных о количественном соотношении различных исламских групп нет. Достаточно большой конфессиональной группой являются шииты, следующие джафаритскому мазхабу. В стране также есть алавиты, которые являются преимущественно беженцами из Сирии, и небольшое количество езидов.
Христианство в Турции представлено Армянской апостольской церковью (около 90 тыс. человек, 2020), Римско-католической церковью (около 25 тыс. человек; многие прихожане – эмигранты из Филиппин и Африки, 2020), Сирийской православной церковью (около 25 тыс. человек, 2020), Русской православной церковью (около 15 тыс. человек, эмигранты из России, 2020), некоторыми другими православными церквями (Константинопольская, Болгарская и др.), а также различными протестантскими деноминациями (около 7–10 тыс. человек, 36 протестантских ассоциаций, 2020). В Турции есть также около 3–5 тыс. (2020) Свидетелей Иеговы (организация запрещена на территории РФ). Бо́льшая часть христиан Турции проживает в крупных городах.
В Турции находится архиепископия Константинопольской православной церкви с центром и резиденцией Вселенского патриарха в районе Стамбула Фанар (Фенер). Сама община верующих этой церкви немногочисленна (около 4 тыс. человек, 2015), что связано со значительным сокращением греческого населения. Как и большинство немусульманских религиозных групп Турции, церковь не имеет легального статуса. В Турции есть католические приходы латинского обряда и приходы нескольких униатских церквей – Армянской, Халдейской, Сирийской и Греческой. Приходы латинского обряда относятся к архиепархии Смирны Римско-католической церкви. Архиепископская кафедра находится в Измире. Статус кафедрального имеет собор Святого Иоанна в Измире.
Численность бахаи в Турции в начале 2020-х гг. составляет около 10 тыс. человек. В Турции есть святые места бахаи, потому что этот регион связан с биографией основателя этой религии, Бахауллы.
В некоторых городах Турции (Стамбул, Измир, Анкара, Бурса) есть иудейские общины, подавляющее большинство которых сефардского происхождения. Центральной иудейской управляющей организацией является Главный раввинат Турции. Самая большая иудейская община – община Стамбула. Всего в Турции около 20 синагог, 16 из них находятся в этом городе. Иудаизм исповедует 0,02 % населения (2015).
Религия и государство в Турции
В Конституции Турции обозначен светский характер государства (п. 1.2, 2017), зафиксированы свобода вероисповедания (п. 1.6, 2017) и запрет на дискриминацию по религиозному признаку (п. 1.10, 2017). Правящая Партия справедливости и развития формально не позиционирует себя как исламскую, однако фактически поддерживает суннитский ислам и исламские институты. Политика партии привела к отмене некоторых порядков и принципов, установленных секуляристскими реформами Ататюрка, в том числе запрет на ношение хиджабов. Отход партии от принципов секуляризма подвергся критике со стороны части турецкой общественности.
Государственным органом, заведующим религиозной сферой, является Управление по делам религий (Diyanet İşleri Başkanlığı). Хотя в Конституции обозначено, что этот орган должен действовать в рамках секуляризма, управление придерживается позиции ханафитского ислама и занято преимущественно делами ханафитских институтов.
Руководящий центр Управления по делам религий находится в Анкаре и имеет филиалы на территории Турции и тех стран, где есть турецкая диаспора. В Управлении по делам религий действуют различные комитеты и департаменты: Комитет по надзору за Писанием, контролирующий орфографию в текстах Корана, издаваемых в Турции (одобренные издания получают специальную маркировку), Управление религиозных служб (в его функции входят организация религиозного просвещения, расчёт времени молитв, праздников, постов и др.), Управление образования (организация образовательных программ, подготовка духовенства), Управление паломничества, Управление религиозных изданий (издательство литературы, в том числе периодики, создание просветительского медиаконтента), Управление внешних связей (работа с диаспорами), пресс-служба и др.
С начала 2000-х гг. штат и финансирование управления значительно расширились. В его ведении находится около 89 тыс. мечетей в Турции и некоторые за границей. В целом политика государства ориентирована на поддержку и продвижение ханафитского ислама. Иные формы ислама и другие религии не имеют государственной поддержки и сталкиваются с различными ограничениями. Многие религиозные группы, существующие в Турции, не имеют легального статуса, не имеют возможности выступать в качестве юридического лица и ограничены в возможностях организации мест культа и религиозного образования.
Одно из наиболее значимых событий последних лет в религиозной жизни Турции, имевшее большой резонанс по всему миру, – решение о переформировании собора Святой Софии, имевшего статус музея с 1935 г., в мечеть, утверждённое правительством Турции 10 июля 2020 г. В этом же году в мечеть была преобразована имевшая статус музея церковь Христа Спасителя в монастыре Хора в Стамбуле.
Рекомендуемые статьи
Средства массовой информации Турции
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура Турции