Хемшины
Хемши́ны (hемшины, хемшилы, емшилы; самоназвание: hомше(н)ци́, hемшинлы́ – у тюркоязычных баш-хемшинов), народ в северо-восточной Анатолии (Лазистан, современная Турция).
Турецкими переписями не выделяются; по различным оценкам, численность может составлять от 60 тыс. до 100 тыс. человек. В 1990-х гг. в местах традиционного проживания (санджак Лазистан большого вилайета Трабзон Османской империи, ныне иль Ризе и часть иля Артвин в Турции) насчитывалось 48,1 тыс. хемшинов (1997) или отдельно по округам (ильче) Ризе: Ардешен – 2,1 тыс. человек, Чамлыхемшин – 2,9 тыс., Чайели – 11,5 тыс., Фындыклы (Вице) – 3,1 тыс., Хемшин – 3,7 тыс., Икиздере – 1,2 тыс., Пазар (Атина) – 4,3 тыс.; на территории, отошедшей к илю Артвин: Борчка – 5,3 тыс., Хопа – 13,7 тыс. Ещё одна группа общей численностью 10,1 тыс. человек (1990) компактно размещается в илях вблизи Стамбула (Дюздже, Бурса и Сакарья), куда хемшины переселились из Лазистана. По переписи населения 2020 г., в РФ насчитывается 2 тыс. человек, которые проживают преимущественно в Апшеронском и Белореченском районах Краснодарского края (1,4 тыс.), а также в Калмыкии, Ростовской (Каменский район) и Воронежской (Грибановский район) областях. Несколько семей выехали в начале 2000-х гг. из России в США как беженцы, в общем потоке с месхетинскими турками. Вероятно, до 2 тыс. хемшинов до сих пор проживают в Киргизии (Бишкек, Джалал-Абадская и Ошская области) и Казахстане (Туркестанская и Жамбылская области). Отдельные их семьи можно встретить в составе турецкой диаспоры Западной Европы, главным образом в ФРГ.
Языковая ситуация
В языковом отношении делятся на две группы: полностью турецкоязычных баш-хемшинов (от тур. baş – главный; хемшины Ризе, более 60 % от общей численности) и хопа-хемшинов (в районе Хопы, Борчки и в Аджарии), сохранивших армянский диалект, который они называют хомшецма (hомшецма́, «хамшенский»). Турецкий язык баш-хемшинов тоже содержит пласт армянской лексики (земледельческая и строительная терминология, названия отдельных видов растений, элементов костюма и др.). В армянской диалектологии хомшецма признаётся одним из самых отклонившихся в своем развитии диалектов, тем не менее его относят к т. н. kə-группе диалектов, более близких к западному варианту армянского литературного языка. Внутри диалекта отчётливо различаются поддиалекты, или группы говоров. Говоры восточной группы, а именно ардальский и кёпрюджюйский (по названию селений), распространены среди хопа-хемшинов; остальные (трапизонский, джаникский и др.) принадлежат хамшенским армянам, расселённым ныне на северном берегу Чёрного моря (отсюда эту группу иногда называют северной). В говорах обеих групп фиксируется влияние лазского субстрата (выпадение r, глагольный инфинитив на -uš), при этом в хопа-хемшинских отсутствуют некоторые важные черты, например «оканье», очевидно возникшее уже после разделения на группы. Диалект – бесписьменный, и на нём никогда не велось преподавание. Некоторые хопа-хемшины, имевшие родственников по обе стороны советско-турецкой границы, использовали в переписке кириллицу для передачи диалектной речи. В 1976–1977 гг. во Фрунзе (ныне Бишкек) предпринималась попытка по созданию особой хемшинской письменности, однако неуспешная. Для хопа-хемшинов характерно двух-, трёх- и четырёхъязычие: хомшецма-турецкое, хомшецма-турецко-грузинское, хомшецма-турецко-казахское, хомшецма-турецко-казахско-русское и т. д. При этом они считают хомшецма не армянским, а «турецким» языком.
Религиозная принадлежность
Верующие хемшины – мусульмане суннитского толка (также есть салафиты), но их предки являлись христианами, прихожанами Армянской апостольской церкви (ААЦ). До начала 17 в. население бывшего княжества Хамшен (hАмшен, Амшен; тур. Хемшин) окормлялось Хамшенской епархией ААЦ (епископы: 9 в. – Манкнос, 1425 – Саркис, 1528 – Март). В церковном отношении территория княжества подразделялась на 3 малые «епархии»: Хачекар (яйла Хачиванак), Хала (долина реки Хала и яйла Паловит и Каврун) и Хевак (несколько деревушек к юго-востоку от Хамшена). Исламизация Хамшена, стартовав в 16 – начале 17 в. в низовьях рек Фыртына и Суса-дере (ныне Пазар-дере, или Хемшин-дере), к 1630-м гг. полностью охватила долину реки Хала, вплоть до верховьев Фыртыны. Османский султан Ибрахим I (1640–1648) выдал берат (ордер) на восстановление мечети (возможно, превращение церкви в мечеть) в селе Чётнес (ныне Орманджык, округ Чайели). В первые десятилетия 18 в. смена религии в основном завершилась в Хеваке. Сыграло роль стремление местных крестьян облегчить себе налоговое бремя и добиться социального равенства с соседями-мусульманами. Вплоть до конца 18 – начала 19 вв. миссионеры из армяно-католического ордена мхитаристов (П. Мехерян, Г. Инчичян, М. Бжшкян), как и европейские путешественники (В.-К. Кюине), всё ещё встречали среди хемшинов «наполовину мусульман, наполовину христиан» (кескес). Однако к 1869 г. в одном только историческом центре Хамшена – нахие (волости) Хемшин – работали уже 15 соборных мечетей-джами и 40 мечетей поменьше. Последним христианским анклавом оставался монастырь Хачекар в горах, со временем переподчинённый другой (Трапезундской) епархии ААЦ. В соседнем с ним селе Элевит несколько христианских семей дожили до геноцида армян 1915 г. Современные хемшины отрицают какую-либо историческую связь с христианством, хотя и называют «обращёнными» (тур. дёнмюш) соседей лазов (так же ведут себя и лазы, по-прежнему видя в хемшинах «обращённых армян»). Следы влияния христианства всё же сохраняются в диалектной лексике хемшинов: ср. аспа́дз «бог», мада́гх «жертвоприношение» (у хамшенских армян вышло из употребления в результате второй волны исламизации), магхк «грех» и др.
Исторический очерк
Данные генетики ставят под сомнение не только ревизионистскую («турецкую») версию происхождения хемшинов, но и классическую («армянскую»), в частности рассказ средневековых хронистов (Гевонд, О. Мамиконян) о переселении будто бы 8 в. в Хамшен, основанный князем (нахараром) по имени hАмам из рода hАматуни (hАмшен от hАмамашен – город Амама), 12 тыс. армянских воинов, бежавших от гнёта арабов. Гаплогруппы (доминирующие генетические типы) у хемшинов общие с лазами и понтийскими греками, но сильно разнятся с распространёнными в (Восточной) Армении или Центральной Азии, поэтому миграционные потоки оттуда не могли быть настолько масштабными. Княжество (ишханство) Хамшен, бо́льшую часть своей истории зависимое от Византии, просуществовало до 1489 г., пока не было окончательно упразднено Османской империей. На заключительном этапе его ишханами являлись: Аракел (до 1401, 1423); Давит I (1425–1440); Вард (упомянут 1440); Веке (до 1460); Давит II (до 1489). Вновь присоединённая территория была преобразована в отдельную административную единицу (казу Хемшин санджака Лазистан). Началась исламизация и тюркизация предков хемшинов. Вероятно, в 17 в. какая-то их часть, сохранявшая ещё христианство, переселилась на запад, вглубь территории, контролируемой Османами, положив начало позднейшим хамшенским армянам. Примерно тогда же или чуть позже другая волна мигрантов из Хемшина, в которой мусульмане составляли уже большинство, двинувшись в противоположном направлении, достигла Хопы и Борчки. В 18–19 вв. эти хемшины продолжили своё движение на восток и, перейдя реку Чорох, оказались в Аджарии.
Современные хопа-хемшины состоят из двух групп – турцеванцев (самоназвание – турцеванци́) и арделейцев (самоназвание – ардэлеци́), т. е. жителей села Ардала (ныне Эшмекая, округ Хопа). Вторые, как считается, были сравнительно недавно исламизированы, поэтому служат объектом различных насмешек соседей. В окрестностях Батуми возникли хемшинские деревни, в большинстве своём основанные турцеванцами [арделейцы заселили лишь Джарнал (Чарнали)]. На новых местах хемшины существенно поменяли образ жизни, заняв вместе с курдами нишу яйлажного скотоводства. Образовалась даже смешанная группа – т. н. курдо-хемшины. Кроме того, в состав хопа-хемшинов влились боша́. В результате русско-турецкой войны 1877–1878 гг. район проживания хопа-хемшинов частично оказался в составе России [граница по побережью установилась около села Макриали (ныне Кемалпаша, округ Хопа)]. Хемшины, остававшиеся в Турции, вслед за понтийскими греками, хамшенскими армянами и др. пополнили ряды экономических мигрантов в предместьях Стамбула. По Московскому договору 1921 г. граница с Турцией была снова сдвинута на восток, в СССР оставалось 5 населённых пунктов с хемшинским населением. В 1944 г. все хемшины Аджарии и батумские курды подверглись насильственной депортации в Киргизию и Казахстан как «неблагонадёжные». Вслед за частичной реабилитацией предпринимались попытки по их возвращению поближе к исконным местам: в Аджарию (1965, не удалась), в Армению (1966, 1983, не удались), в Краснодарский край (1982–1984). После межэтнических конфликтов, захвативших Среднюю Азию в конце 1980-х – начале 1990-х гг., многие хемшины бежали оттуда в РФ, где ещё долго оставались объектом дискриминации со стороны региональных властей и недружелюбно настроенного населения. По-другому сложилась судьба турецких хемшинов, которые с османских времён хорошо интегрированы в общественно-политическую и культурную жизнь страны. Из их числа, в частности, происходят: великий визирь Дамат Мехмед Али-паша (1852–1853), премьер-министр Турецкой Республики Месут Йылмаз (1991, 1996, 1997–1999), несколько министров, ректор одного из столичных университетов и крупный организатор науки Мустафа Парлар, популярная актриса Синем Кобал и др. Хемшины – активные участники ряда общетурецких партий и движений, земляческих ассоциаций (в иле Ризе).
Этнографическое описание
Связаны своим происхождением с Понтом – историко-культурной областью, сформировавшейся за столетия интенсивных контактов различных народов (лазов, греков и турок). Лазистан – её восточная периферия.
Характерен земледельческо-скотоводческий уклад хозяйства: полеводство и огородничество в селениях в сочетании с яйлажным (отгонным) скотоводством на летовках. Если лазы селились вблизи побережья, то хемшины – в предгорьях и высокогорьях. Удельный вес скотоводства был также выше у хемшинов, а у хопа-хемшинов пастушество превратилось в основное занятие. Разводили крупный рогатый скот местной лазской породы, хопа-хемшины – ещё и овец. В целом снижение роли скотоводства в регионе, вызванное комплексом причин (у хемшинов постсоветских стран – постоянными переселениями), произошло лишь в последние полвека. Основная выращиваемая культура – кукуруза (лазу́т). С конца 1960-х – 1970-х гг. переходят к террасному чаеводству (Ризе – основной поставщик турецкого чая). В земледелии до сих пор применяются плуг и ручная мотыга, по-прежнему незаменимые в сложном рельефе. Разделение труда соответствует отношениям патриархата в обществе: работа по дому и в поле – прерогатива женщин, мужчины проводят время в кофейнях и чайханах, обмениваясь новостями, совершая сделки и др. Ещё в 1878–1917 гг. мужчины-баш-хемшины занимались отходничеством, нанимаясь пекарями в города Российской империи, вплоть до Риги и Варшавы. До сих пор хемшины из Ризе работают в пекарнях, отелях и ресторанах, тогда как большинство хопских хемшинов занимаются транспортным бизнесом (в прошлом держали вьючных животных, в настоящее время – дальнобойщики). В управлении хозяйством важна роль старшей женщины (кочира́).
Дома понтийского типа (распространены были также и в Аджарии): двухэтажные срубы, у которых первый этаж (скотник) ниже второго и часто выкладывается из камня. Прежде основу планировки второго этажа занимала комната с открытым очагом. Дым выходил через надочажное отверстие в нависающей над стенами трёх- или четырёхскатной крыше, крытой дранкой, ныне – листовым железом. Куда реже сооружали «лазские дома», которым присущи элементы каркасной конструкции наподобие фахверка. Летовки застроены такими же стационарными жилищами, как и сёла внизу (хамшенские армяне жили на яйле во временных конструкциях – балаганах). Советские хемшины прекратили строительство по старым канонам в ссылке. В интерьере их жилищ как в Киргизии и Казахстане, так и в РФ до сих пор редко присутствует европейская мебель, но обязательно наличие среднеазиатских черт – подиума, на котором сидят по-турецки (супа), крытой террасы (айван), люлек-качалок и др.
В пищевом рационе преобладают продукты земледелия и скотоводства. Мясо диких животных и рыбу употребляют значительно реже (вообще хемшины и хамшенские армяне связаны с морем гораздо меньше, чем лазы и понтийские греки). До недавнего времени хлеб заменяли кукурузные лепёшки (пилита́, пелеки́) и мамалыга (или полента) в нескольких разновидностях: с маслом (хаши́л, хаш – у хопа-хемшинов), густая со сливками (хави́ч), простая на воде с солью (хус). В Средней Азии научились выпекать круглый пшеничный хлеб по-узбекски. Сыроделие развито лучше, чем у хамшенских армян – готовят рассыпчатые сыры (минтши́), ферментированные (хяха́дж) и др. Из других блюд: чарhала́ (похлёбка из сухой фасоли, понтийской листовой капусты «лахана», на животном жиру), муhлама́ (яичница с сыром, молоком и мукой на сливочном масле), долма́ (голубцы), абу́р (супы), тшиви́л (сырное фондю, подаётся на сковороде, макают в него куски хлеба), пели́т (блины, то же что йока́ у хамшенских армян, но из жидкого теста), ката́ и баклава́ (разновидности печенья), тhурши́ (солёная стручковая фасоль, зимой обжаривают на сливочном масле и едят горячей), бакма́з (фруктовая пастила) и др. Виноделие неизвестно, искоренено исламом, но у хопа-хемшинов сохранилась фамилия Зархош-оглы (от тур. sarhoş – пьяница), указывающая, что так было не всегда.
Традиционная мужская одежда – общепонтийский «лазский костюм» из одноцветной суконной пары – курточки и шалвар (чиква́, зигхва́), опоясанных широким кушаком, а также свёрнутого чалмой башлыка. В начале 21 в. пожилые дополняют костюм кепкой, старики из Средней Азии – круглой шапочкой-куди́ либо узбекской тюбетейкой. Выделялась спецификой одежда женщин, включавшая: рубаху и нательные штаны (варди́к, вайди́к); длинное бархатное платье (фога́); передник (кокно́ч, кокне́ч, пhештəма́л – у хопа-хемшинов) – одноцветный, в отличие от общепонтийского полосатого; пояс (коди́) и рукавицы (тhатhма́н, у хопа-хемшинов – лишь в составе особого погребального костюма). Простая шерстяная одежда хопа-хемшинок (в отличие от шёлковой у лазок) практически совпадала с курдской. Современные хемшины носят городскую фабричную одежду, «национальными» считаются шерстяная обувь и орнаментированные носки, а также женский головной убор баш-хемшинов пhуши́ (в Хопе неизвестен) из платков, повязанных особым образом. До советизации и запретов, введённых кемалистами, хемшинки (как и аджарки) носили паранджу с ложными рукавами и сетку, закрывающую лицо, поскольку местные муллы («офские ходжи» – греки-прозелиты) настаивали на более строгом хиджабе, чем в остальной Турции. В Средней Азии хемшинские женщины одевались как окружающее население (цветастая рубаха, узкие штаны, на голове – платок), отчасти сохранив эту манеру и после переселения в РФ.
Сохраняются многопоколенные разветвлённые родовые группы (кабила), как у курдов и отчасти лазов. Система родства суданского (бифуркативно-коллатерального) типа. Различение в речи хопа-хемшинов всех четырёх ветвей родства достигается комбинированием общеармянских терминов, имеющихся в хомшецма, с заимствованиями из турецкого.
Календарь хемшинов общепонтийский: июнь – кира́з; сентябрь – иставри́ (эйлю́л – у баш-хемшинов); декабрь – караке́ш и т. д. Ураза-байрам, или Ид аль-Фитр (Дзум – этим же словом хамшенские армяне-джаникцы называют Рождество), и Ид аль-Адха (Гурба́н Байрэ́м) – наиболее важные мусульманские праздники. «Национальными» фестивалями (нерелигиозными) являются Вартево́р и Ходо́ч, сопровождаемые плясками на яйле у баш-хемшинов. В 19 в. празднование Вартевора, учитывая его христианские армянские корни, запрещалось, но малорезультативно.
Общехемшинским музыкальным инструментом считается пастушеская волынка (тулу́м). Хемшины знакомы с понтийскими круговыми танцами хоро́н (хамшенские армяне для их обозначения используют арм. слово – бар), но танцевальный репертуар богаче у баш-хемшинов. У них же гораздо выше степень образованности, включая женщин (почти в каждой деревне имеются свои инженеры, врачи, учителя и др.).
История изучения
В разное время к изучению хемшинов, в особенности их языка, обращались крупные учёные-востоковеды, такие как Ж. Дюмезиль и Н. Я. Марр. На современном этапе различные аспекты хемшинской культуры исследуют специалисты из России, США, Турции и Армении.