Альмохады
Альмоха́ды (исп. Almohades, от араб. الموحّدون – единобожники), исламское религиозное течение и династическое государство, сложившееся на его основе, в Северной Африке середины 12 – середины 13 вв.
Становление движения: муваххиды
Зародилось на юге современного Марокко, среди оседлой конфедерации северных берберов – масмуда, прежде всего племён харга и хинтата. Основатель – Абу Абдаллах Мухаммад ибн Тумарт (Ибн Тумарт, около 1080 – 1130), из харга, который, совершив хадж, имел возможность ознакомиться с каламом аль-Газали, – в своём сочинении «Единобожие» (ат-Таухид) настаивал на сугубо отвлечённом понимании Божества и обвинял официальное толкование мазхаба маликитов в овеществлении Всевышнего. Со ссылкой на Коран и Сунну он призывал к строгому соблюдению бытовых предписаний шариата (запрет музыки, изобразительного искусства, светской поэзии), осуждал фискальный гнёт Альморавидов и нетерпимость лояльных им улама.
С 1120 г. Ибн Тумарт пытался проповедовать учение «таухида» в Фесе и Марракеше, откуда был изгнан вместе со своими учениками, среди которых выделялся Абу Мухаммад Абд аль-Мумин ибн Али аль-Куми (из племени кумийя североберберской конфедерации зената, около 1094 – 1163). В 1121 г., удалившись в Тинмаль у подножья Атласа, Ибн Тумарт провозгласил себя Махди, к 1123 г. организовал движение «муваххидун» и объявил войну альморавидскому халифу Али. В 1125 г. он потерпел поражение от Альморавидов под Марракешем, но в 1128 г., пользуясь тем, что Али отправился в поход на Пиренейский полуостров, одержал победу при Агмате (центр долины Суса).
Основание династии: Муминиды
После кончины Ибн Тумарта в 1130 г. его преемником стал Абу Мухаммад Абд аль-Мумин ибн Али, который в 1133 г. на торжественном собрании муваххидов в Тинмале принял халифский титул «повелитель верующих» (амир ал-му’минин). За 1130-е гг. ему удалось подчинить значительную часть земель Магриба, включая Оран и Тлемсен, а его соратники овладели Гибралтаром. В 1146 г. он взял Фес, в 1147 г. – Марракеш и покончил с альморавидским режимом, а в 1148 г. переправился через Гибралтарский пролив.
В 1153 г. Абу Мухаммад Абд аль-Мумин ибн Али разгромил при Сетифе кочевых арабов (бедуинов), возглавлявших хилалийское нашествие, а в результате походов 1151–1153 и 1159–1160 гг. покорил весь Магриб до Киренаики (Барка) и, низложив династии Хаммадидов и Зиридов, вытеснил норманнов из портов североафриканского побережья. Одновременно его полководцы в Испании заняли Севилью, Кордову, Альмерию, Гранаду и другие города и к 1163 г. подчинили ему весь аль-Андалус.
Произведя земельный кадастр, Абу Мухаммад Абд аль-Мумин ибн Али обложил часть хилалийцев налогами, другую принудил нести военную службу, в том числе в Дальнем (Западном) Магрибе, чем способствовал его арабизации. Как деятельный организатор, он заложил фундамент административного устройства державы, покровительствуя исламским наукам и образованию. Основанная им династия Муминидов («Сыны Абд аль-Мумина», Бану Абд ал-Му’мин المؤمن بنو عبد) опиралась на привилегированные племена масмуда, представители которых обсуждали важнейшие дела в «совете десяти» ещё при Махди (Ибн Тумарте). Впоследствии их оттеснили на задний план наместники и военачальники, возвысившиеся при сыне и внуке Абу Мухаммада Абд аль-Мумина ибн Али – Абу Якубе Юсуфе (1135/1140–1184, халиф с 1163) и Абу Юсуфе Якубе (около 1160 – 1199, халиф с 1184), когда халифат Альмохадов достиг пика могущества.
Расцвет и распад Альмохадского халифата
Абу Якуб Юсуф ибн Абд аль-Мумин, правивший при отце аль-Андалусом, утвердил свою власть над Марракешем в борьбе с братьями, но примирился с ними и, проявляя себя милостивым государем в столице, жестоко подавлял беспорядки в североафриканских областях. В 1169–1175 гг. он вернулся в южную Испанию, где нанёс поражение христианам, благоустроил Севилью, построил там соборную мечеть, водопровод, несколько дворцов и набережную Гвадалквивира, а в 1172 г. присоединил Валенсию. Подавив восстание хилалийского племени бану риях в Гафсе и отбросив войско Айюбидов к Триполи (1180–1181), Абу Якуб Юсуф ибн Абд аль-Мумин вернулся на европейский континент в 1182 г. и в 1184 г. осадил Афонсу I Энрикиша в Сантарене, но был смертельно ранен под его стенами.
Немусульманское население региона испытывало всевозрастающее давление, что привело к оттоку иудеев и христиан или их внешнему обращению в новую религию. Еще при Абу Мухаммаде Абд аль-Мумине ибн Али еврейским сообществам Марракеша и Севильи под угрозой истребления предлагалось либо принять ислам, либо покинуть пределы державы, а важнейший интеллектуальный центр иудейства – пригород Кордовы Лусена – был опустошён. Согласно как арабским, так и древнееврейским источникам альмохадской эпохи, синагоги и церкви были разрушены, а талмудические учебные заведения – закрыты. Подозрения в сохранении верности иудаизму требовали даже от новообращённых соблюдать различия в одежде, введённые сначала Абу Якубом Юсуфом (чёрные плащи с широкими рукавами и покрывала в виде попоны), затем – Абу Юсуфом Якубом (жёлтые плащи и тюрбаны). Все это подтолкнуло андалусское еврейство к сотрудничеству с католическими королевствами севера полуострова: в 1195 г. иудейская община Толедо участвовала в обороне города от Альмохадов, а купцы-иудеи финансировали армию Кастилии перед битвой при Аларкосе, после которой Абу Юсуф Якуб ибн Юсуф первым среди Муминидов принял почётное прозвание – аль-Мансур («Победоносный»).
Сын аль-Мансура, Мухаммад ан-Насир (1180/1181–1213, халиф с 1199), успешно подавлял недовольство, вызванное усилением налогового пресса и преследованиями инакомыслящих, в частности восстание хариджитов в Джебель-Нефусе (ныне северо-запад Ливии) в 1209 г. Однако в 1211 г., когда он с многочисленным войском высадился на европейском континенте и двинулся через хребет Сьерра-Морена, его ждала неудача. В сражении с объединённым войском Кастилии, Арагона и Наварры при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 г. пала почти половина его воинов. Воспользовавшись смертью Мухаммада ан-Насира и малолетством его сына Юсуфа аль-Мустансира (около 1200 – 1224, халиф с 1213), племена айт-мерин конфедерации зената с 1216 г. начали из атласских ущелий набеги на окрестности Марракеша.
Гибель Юсуфа аль-Мустансира и низложение его дяди Абд аль-Вахида (около 1153 – 1224) в 1224 г. положили начало частой смене «повелителей верующих». После убийства Абдаллаха аль-Адиля (халиф в 1224–1227), держава Альмохадов до середины 1230-х гг. фактически разделилась на две половины. Европейской из Севильи правили брат и племянник Абдаллаха аль-Адиля, Идрис аль-Мамун (1186–1232, халиф с 1227) и Абд аль-Вахид ар-Рашид (1218–1242, халиф с 1232), африканской из Марракеша – другой его племянник, Яхья аль-Мутасим (халиф в 1227–1235). Их верховенство перестали признавать в 1229 г. Ближний (Восточный) Магриб, или Ифрикия, где в Тунисе утвердились их соплеменники и бывшие наместники Хафсиды, в 1235 г. – Средний (Центральный) Магриб, где в Тлемсене обособились Зайяниды, а к 1248 г. – все андалусские владения, оставшиеся в руках у Насридов. Власть Али ас-Саида (халиф в 1242–1248) не распространялась за пределы Дальнего Магриба. Последние из «Сынов Абд аль-Мумина» – Умар аль-Муртада (халиф в 1248–1266) и Идрис аль-Васик (халиф в 1266–1269), с трудом удерживались в Марракеше под натиском эмира племени айт-мерин Абу Юсуфа Якуба – основателя династии Меринидов. В 1269 г. Абу Юсуф Якуб овладел городом и убил Идриса аль-Васика, известного под прозвищем Абу Даббус («Отец Дубины»), а в 1276 г. истребил большинство альмохадских шейхов в Тинмале.
Первоисточники по истории Альмохадов
Важнейшими повествовательными источниками, относящимися к альмохадской эпохе, являются догматические и хроникальные сочинения, создававшиеся на арабском языке как в европейской, так и в африканской части халифата. Абу Бакр ибн Али ас-Санхаджи (прозвание – аль-Байзак, ум. после 1164), состоявший писцом при основателе движения, изложил его учение и составил жизнеописание в «Известиях о Махди Ибн Тумарте и начале державы Единобожников» (Ахбар ал-Махди ибн Тумарт ва-бидайат даулат ал-Муваххидин), которая считается частью более обширной «Книги родословий о познании сподвижников» (Китаб ал-ансаб фи ма ‘рифат ал-асхаб, около 1150). В отличие от аль-Байзака, знатока берберской традиции и генеалогии, Абу Марван Абд аль-Малик ибн Мухаммад аль-Баджи (прозвание – Ибн Сахиб ас-Салат) в своей летописи (та’рих) «Благодетельство имамата над утесненными тем, что сделал их Бог имамами единственными и наследниками законными» (Манн ал-имама ‘ала-л-мустад‘афин би-ан джа‘алахум Аллах ал-а’имма ва-джа‘алахум ал-варисин, около 1198) даёт картину происходившего во 2-й половине 12 в. в аль-Андалусе. Абд аль-Вахид ибн Али ат-Тамими аль-Марракуши (1185–1250) освещает в «Книге об удивительном в извлечении из известий о жителях Магриба» (Китаб ал-му‘джиб фи талхис ахбар ахл ал-Магриб, 1224) преимущественно события конца 12 – начала 13 вв., но предпосылает им обзор всего прошлого мусульманской Испании начиная от арабского завоевания.