Цветник
Цветни́к, участок территории, предназначенный для украшения парков, садов, скверов, бульваров, дорог, дворов, палисадников и пр. Для оформления цветников используют однолетние, двулетние и/или многолетние декоративные красивоцветущие травянистые растения.
При создании цветников учитываются такие характеристики растений, как декоративность, окраска (цветовая гамма) и фактура цветков, листьев и плодов, сроки и продолжительность цветения, форма растения, его высота (ярусность), отношение к освещённости, свойствам почвы, влагообеспеченности участка.
Исторический очерк
Изначально посадки цветочных культур преследовали практические цели. Но уже в 6–2 вв. до н. э. садоводство достигло высокого уровня, и в описаниях садов Древнего Египта, Ассирии и Вавилона есть упоминания о цветах. В Персии культивировали лилии, тюльпаны, розы. Сады Древней Греции также содержали посадки пряных и цветочных культур. В Древнем Риме во внутренних дворах (перистили) выращивали виноград и цветы.
Сады Средневековья располагались внутри крепостей, и часто, помимо плодовых деревьев и роз, там устраивали клумбы с красивым рисунком из цветов. В монастырских садах той эпохи высаживали грядки в виде креста с лекарственными, пряными травами и цветочными культурами. В Испании 8–14 вв. под влиянием арабов сформировался особый мавританский стиль садов, где во внутренних дворах, пересечённых каналами, среди галерей, увитых виноградом и плетистыми розами, деревьев и кустарников высаживалось много цветов.
В эпоху Возрождения в Италии в составе садов, имеющих уже, как правило, регулярную планировку, впервые появляются боскеты. В 16–17 вв. во Франции строят дворцовые парки, по масштабности архитектурных решений превосходящие парки Италии (Версаль, Трианон, Во-ле-Виконт). Партеры становятся сложнее и оформляются более изысканными регулярными цветниками. Французская школа распространяется по всей Европе – в Австрии, Германии, Польше, России (Петергоф, Царское Село).
В конце 18 в. в ландшафтном строительстве возникают новые тенденции возвращения к природе, возникает пейзажный (ландшафтный) стиль эпохи Просвещения. Законодателем моды на природные посадки деревьев, кустарников и цветов выступает Англия. Формы цветников приобретают плавные очертания, вместо клумб появляются миксбордеры, часто составленные из обычных полевых цветов.
Цветочное оформление садов Восточной Азии (Китай, Япония) подчинено культуре и философии буддизма. Сады в Китае создавались ещё до нашей эры, но их расцвет приходится на 10–14 вв. Акцентами цветников этих садов традиционно являются ирисы и хризантемы.
Работы по возделыванию (культивированию) в садах и парках России цветников из многолетних травянистых растений были начаты во второй половине 19 в. Э. Регелем. Коллекции природных растений были в Петербургском ботаническом саду, они широко использовались при создании парков «Тростянец», «Александрия», «Софиевка», «Архангельское» и др. Однако многие из видов пришли в парки России из Западной Европы.
Новые тенденции в ландшафтном дизайне
С появлением в конце 19 в., в 20 в. и в начале 21 в. новых сортов цветочных культур и новых тенденций в ландшафтном дизайне и частном садоводстве появляются новые имена законодателей современных стилей цветников.
Гертруда Джекилл (Великобритания, сад «Хестеркомб») предложила понятие сад-картина, основанное на восстановленном её работами искусстве «живописи растениями». Также она ввела в обиход современных садов цветочные бордюры и акцент на сезонность в устройстве цветников.
Розмари Вери (Великобритания, сад «Барнсли-Хаус») повлияла на принцип круглогодичной декоративности цветников (все сезоны года, включая зиму) с учётом не только цвета, но и формы и текстуры цветов.
Мин Руйс (Нидерланды, сад «Дедемсварт») сформировала собственный стиль цветочного оформления современных садов, который сейчас находит отражение у многих ландшафтных дизайнеров. В основе её стиля лежит композиционное и цветовое единство растений и аксессуаров сада (садовая мебель, вазоны, скульптуры и т. д.). Её цветники яркие, контрастные, насыщенные и плотные.
Кристофер Ллойд (Великобритания, поместье Грейт-Дикстер) внёс большой вклад в развитие современных устойчивых миксбордеров, в том числе в деревенском стиле.
Роберту Бурле Маркс (Бразилия, усадьба Санту-Антониу-да-Бика) известен новаторскими идеями в городском цветочном оформлении, где акцент делается на текстуре растений, плавных переходах фактуры и цвета, используются ряды архитектурных растений, камней, мозаики, бетонных конструкций. Ввёл много новых видов местных, а также привезённых из Центральной Америки, Мексики, Африки, Австралии и Индии растений.
Беатрис Шатто (Великобритания) – автор первого в мире сухого гравийного сада, созданного из засухоустойчивых растений. Сухой сад не поливается и не подкармливается, поэтому в результате естественного отбора в нём выживают самые стойкие растения.
Джуди Пирс (Великобритания, сады «Леди Фарм») предложила идею цветников из малоуходных многолетних цветов и засухоустойчивых злаков, объединённых в природные композиции.
Сильвия и Патрик Кибель (Франция) развивают идею натуралистических садов, посвящённых весеннему, летнему или осеннему цветениям, чтобы каждое время года визуально проявлялось особенно ярко.
Пит Аудолф (Голландия, ферма в Хуммело) – основатель современного стиля «Новая волна» в цветочном оформлении садов, принципами которого являются максимальная природность, малоуходность, неприхотливость и устойчивость видового состава цветников, в которых роль структурных растений выполняют злаки, а посадки очень плотные. Эффект малоуходности достигается тщательным подбором растений, часто взятых из местной флоры.
Разновидности цветников
Форма цветника бывает двух типов: регулярная (геометрическая), спроектированная для архитектурных ансамблей, городских скверов и парков, или ландшафтная (свободная), вписанная в окружающий пейзаж.
Регулярный стиль
Регулярный стиль предполагает строгие, геометрической формы цветники, часто с симметричным рисунком, размещаемые внутри партеров, на газонах или вдоль дорог. Они могут иметь разные очертания: круглые, квадратные, прямоугольные, ленточные. Типами цветников регулярного стиля являются партеры, клумбы, бордюры, рабатки, ленточные и регулярные цветники. Также к элементам регулярного стиля можно отнести солитеры, вазоны, цветочницы и фигуры, хотя данные приёмы используются и в цветниках ландшафтного стиля.
Партер – декоративная композиция сада или парка, устроенная из растений и инертных материалов на горизонтальной плоскости. Партеры ансамблей прошлых эпох подразделяются на цветочно-орнаментальные, газонно-орнаментальные и арабески. Их устройство диктуется реставрационными соображениями. Классические примеры – партеры ансамбля Цвингер (Германия), композиции Версаля (Франция), Петродворца (ныне Петергоф, в составе г. Санкт-Петербург), Царского Села (ныне г. Пушкин). Цветочно-орнаментальный партер – композиция из партерных цветущих растений (15–25 см). Промежутки между геометрическими фигурами орнамента заполняются газонным покрытием. Газонно-орнаментальный партер – композиция с углублённым в поверхность рельефа рисунком в виде геометрического орнамента, заполненного цветной галькой, щебёнкой, мраморной крошкой, толчёным кирпичом и низкорослыми компактными цветочными растениями светлых тонов. Арабеска – орнаментальный цветник, состоящий из геометрических фигур, принадлежность эпохи Барокко.
Среди современных партеров выделяют цветочные, цветочно-газонные, цветочно-орнаментальные, газонные и комбинированные. Цветочный партер целиком состоит из цветущих растений. Рисунок цветочных партеров лаконичный, геометрический, растения – низкорослые и среднерослые, обильноцветущие, с компактной, насыщенной цветом поверхностью. Цветочно-газонный партер – цветник с участием газона как фона для цветов, что вносит мотив парадности; растения – крупнокустовые и почвопокровные формы, обильно и продолжительно цветущие и сохраняющие декоративность в течение всего вегетационного периода. Газонный партер – ровный травянистый покров, цветы и кустарники расположены по периметру (классический пример – главный партер парка в Архангельском, Московская область). Комбинированный партер – сложная композиция из растительных компонентов, камней и малых архитектурных форм.
Клумба – цветник геометрической (чаще круглой или овальной, квадратной или прямоугольной) формы небольших размеров (от 10 до 50 м), имеющий плоский профиль партерного типа, с крупным, часто симметричным рисунком. На маленьких клумбах рисунок обычно простой и высаживают 1–3 вида цветущих растений (одно-, трёхцветных). На больших рисунок сложнее, видов растений больше. Устраиваются на фоне газонов или инертных (асфальтовых, плиточных) покрытий. Часто среди цветов в центре композиции или на газонных вставках размещаются декоративные скульптуры, вазоны, фонтаны. Клумбы бывают ковровыми или цветочными. В первом случае на них сажают низкие красивоцветущие или декоративно-лиственные растения различных окрасок. Во втором клумбы состоят из однолетних, двулетних или многолетних красивоцветущих растений. Как правило, сложные клумбы требуют тщательного ухода, иначе они теряют вид. Цветы – ярко окрашенные, низкорослые, компактные, плотные. Посадки могут быть постоянными или сменными. Часто клумбы окаймляются низкорослыми бордюрными растениями.
Бордюр – узкие одно-, двух- или многорядные полосы цветов, используемые для окаймления клумб, цветочных групп, рабаток или вдоль дорожек. Растения для бордюра подбирают так, чтобы он по цвету отличался от основного тона цветника и создавал контрастную окантовку. Для посадок вдоль дорожек могут использоваться среднерослые, низкие или стелющиеся однолетние или многолетние растения. Основное требование к бордюрным растениям – плотный компактный куст, выравненность по высоте, дружное обильное цветение.
Рабатка – прямолинейный цветник удлинённой формы. Как регулярный элемент короткие (2–5 м) и средние (7–9 м) рабатки служат компонентом классических газонных партеров, применяются в оформлении исторических садов и парков, мемориальных комплексов. Ширина зависит от композиции (одно-, двух- или многорядные) и колеблется от 0,5 до 3,0 м. Рабатка может быть одноколерной или разноколерной (простой или сложный рисунок из цветов), односторонней или двусторонней (для обзора с одной или с двух сторон), одноярусной (все растения одинаковы по высоте) и двухъярусной (посередине или на заднем плане, для односторонней рабатки, помещают высокие растения, а по краям – низкорослые), непрерывной или разбитой на отрезки (чтобы нарушить однообразие, через определённые расстояния её прерывают маленькой клумбой или каким-нибудь крупномерным растением). Растения для рабаток – обильноцветущие низко- и среднерослые, компактные, с плотной цветочной поверхностью, многолетники с декоративной листвой.
Ленточный цветник – современная разновидность рабатки, характеризующаяся живописной конфигурацией и линейным многокрасочным рисунком.
Регулярный цветник – современное направление в ландшафтной архитектуре (геометрические композиции включают живописные растительные элементы в контрасте с плоскостными решениями). Регулярные цветники могут быть модульными и цветочными. Модульные цветники – группы цветочных культур в виде чётких регулярных элементов – квадрата, прямоугольника, шестигранника, круга, состоящие из 5–12 звеньев разных размеров в составе одного модуля, часто с включением звеньев с газонным или различными инертными покрытиями, низкорослыми декоративными злаками. Цветочные регулярные группировки – разновидность модульных цветников с использованием цветочных растений одного вида, но разных сортов, цветущих в одном ритме и объединённых общими декоративными признаками.
Одиночные посадки (солитеры) – акцентное многолетнее или однолетнее растение большого размера, с красивой формой цветков, листьев, габитуса, желательно сохраняющее декоративность с ранней весны и до поздней осени.
Вазы, цветочницы, контейнеры, корзины – декоративные акцентные элементы цветочного оформления. Растения, использующиеся для их наполнения, – многокрасочные, крупнокустовые, раскидисто-ампельного типа, с длительным и обильным цветением, как правило, однолетние. В крупные вазы и цветочницы вводятся декоративно-лиственные многолетники.
Фигуры – сооружения, состоящие из прочного несущего каркаса, удерживающего цветочную композицию. Наружная часть каркаса представляет собой крупную металлическую или пластиковую сетку, выполненную в форме создаваемой фигуры (животные, насекомые, скульптуры). Между внутренним каркасом и сеткой помещается питательный грунт. При создании фигур используют цветочные и декоративно-лиственные ампельные и почвопокровные растения, а также однолетники.
Ландшафтный стиль
Ландшафтный стиль предполагает плавный, изогнутый рисунок цветников, внутри которых растения располагаются несимметрично, их границы нечётки. В их состав входят растения, разные по высоте, цвету, форме. Разновидностями цветников ландшафтного стиля являются миксбордеры, ландшафтные цветочные композиции, сады непрерывного цветения, водные и прибрежные цветники, каменистые (альпинарии, рокарии) и гравийные цветники, цветочные сады, абстрактные цветочные композиции.
В качестве отдельных типов цветочного оформления можно выделить палисадники, ароматические цветники, декоративные огороды, цветочные живые изгороди.
Миксбордер – сложный смешанный цветник (смешанный бордюр) неправильной формы, шириной от 1,5 до 5,0 м и любой длины, который состоит из цветущих и декоративных растений, высаженных небольшими группами в виде живописных пятен. Особенностью миксбордера является то, что он должен быть декоративным в течение всего сезона, с ранней весны до поздней осени. Декоративность достигается за счёт разнообразия видов и сортов растений (до 25–30), цветущих одновременно (сезонные миксбордеры) или последовательно (непрерывного цветения), а также за счёт умелого подбора культур, их сочетания, когда цветение одних органически дополняется орнаментом, окраской и декоративностью листьев, стеблей других. Цветовое решение многоцветное, но преобладают 3–4 доминирующие окраски, сочетания не слишком контрастные. Также критериями для подбора сортового состава растений для миксбордера могут служить освещённость места его расположения, влажность участка, тип и состав почвы, склонность к разрастанию подбираемых растений. По стилю миксбордер может быть деревенский, луговой, садовый, экзотический и т. д. Размещаются миксбордеры в непосредственной близости от видовой точки, вдоль парковых и садовых дорожек, оград, у стен зданий и сооружений. Теневой цветник – миксбордер, выполненный теневыносливыми и тенелюбивыми цветочными растениями.
Ландшафтные цветочные композиции имеют свободные очертания контуров, свойственные естественным насаждениям, динамичный силуэт, живописное размещение растений, использование растений естественного габитуса, красивоцветущих или с декоративными листьями. Часто создаются в сочетании с камнем, пластикой рельефа, водоёмами, элементами малых архитектурных форм. Представлены следующими типами цветников: группы (куртины, групповые посадки), цветовые пятна, массивы, цветущие газоны и поляны, цветочные лужайки и опушки, монокультурные и поликультурные цветочные сады. Группа, куртина – композиция длиной от 3–5 до 50–60 м из растений одного или нескольких видов или сортов; цветовое решение многокрасочное, но при этом 1–2 тона всегда доминируют; растения с эффектно окрашенными крупными цветками, обильным и продолжительным цветением, сохраняющие декоративность и после цветения, непрерывно цветущие (растения в группе цветут по очереди, но в течение всего вегетационного периода) и сезонные (цветут кратковременно – весной, летом). Цветовые пятна особенно эффектны на больших площадях газонов. Создаются в основном из миниатюрных или низкорослых красивоцветущих или декоративно-лиственных растений, обладающих яркостью окраски и сортовой выравненностью, которые иногда дополняются и высокорослыми растениями. Делятся на два типа: одноплоскостные цветовые пятна – при использовании растений одной высоты, на фоне газона выделяются только своей окраской; объёмные цветовые пятна – при использовании разновысоких растений, где фоном (нижний ярус) являются низкорослые растения, цветущие в одно время, а более высокие (верхний ярус) образуют объёмное пятно. Массив – композиция свободных очертаний (70–200 м2) из одного или двух (не более трёх) видов растений, близких по характеру к цветочной поверхности, обильно и продолжительно цветущих в течение всего вегетационного периода. Цветочная масса должна иметь насыщенный цвет и хорошо просматриваться издали. Цветущий (мавританский) газон – создаётся введением многолетних и однолетних цветов в биоценоз газонных трав (цветочно-газонные смеси). Цветущая поляна – цветник естественного характера, от 300 до 2000 м2, из растений одного вида (ромашковая, незабудковая поляна). Растения многолетние, сохраняющие декоративную листву после цветения и возобновляющиеся в последующие годы. Цветочная лужайка – цветник природного типа, по размерам сравним с открытым парковым пространством. Цветочные растения расположены в виде групп разной величины, состоящих из красивоцветущих миниатюрных многолетних травянистых и мелколуковичных (ранневесенние эфемеры) растений. Декоративный эффект создаётся только в определённый сезон, а после завершения цветения газон используется как парковый. Цветочная опушка – полоса свободных очертаний, окаймляющая группы деревьев или кустарников, размещается по периметру полян, должна хорошо просматриваться издали. Растения – крупные многолетние, с большими соцветиями, обильным цветением, с декоративными листьями.
Сад непрерывного цветения – большой цветник, который имеет непрерывный эффект цветения с ранней весны до поздней осени. Многолетники разного периода цветения и луковичные, теряющие листву после завершения цветения, декорируются высадкой однолетников. Один из примеров такого цветника – сад непрерывного цветения в Главном ботаническом саду имени Н. В. Цицина РАН в Москве.
Водный и прибрежный цветник – цветочная композиция разнообразных форм из растений водной (на мелководье) и приводной флоры на прибрежной линии водоёма.
Каменистый цветник (рокарий, альпинарий) – цветники, где растения, характерные для горных ландшафтов, сочетаются с камнями и устройствами из них (каменистыми дорожками, подпорными стенками, ступенями). В каменистом цветнике доминируют растения, а камни оттеняют красочные свойства цветов; в альпинариях определяющим компонентом являются камни различных форм и размеров. Рокарий имеет более плоский рельеф, не превышающий 50 см в высоту. Количество видов растений – до 20–40, многолетние, альпийской и субальпийской флоры, низкорослые, стелющиеся, ампельные, подушкообразные, почвопокровные, цветущие и с декоративной листвой. Гравийные цветники – разновидность цветника, поверхность которого покрыта камнями мелкой фракции – гравием, щебнем, галькой или другими выстилающими поверхность почвы материалами. Растения стабильно декоративные, неагрессивные, гармонирующие с инертным покрытием, занимающие не более двух третей площади цветника. Преимущество подобного цветника – простой уход.
Цветочные сады – значительная по площади экспозиция видов, разновидностей и сортов красивоцветущих травянистых и древесно-кустарниковых растений, отличающихся особо декоративными качествами, в ансамбле с малыми архитектурными формами и компонентами природного ландшафта. Среди цветочных садов выделяют монокультурные (моноцветники) и поликультурные цветочные композиции. Монокультурные цветочные композиции составлены из цветочных растений, имеющих в составе большое количество групп сортов, цветущих в одном ритме. Делятся по типу сезонности на весенние, летние, осенние. Композиционно включают газон, рельеф и природные элементы. Моноцветники – простая форма монокультурного цветника, состоящего из нескольких сортов растений одного вида. Самый распространённый моноцветник – розарий (состоящий из различных видов и сортов роз). Существуют также цветники из пионов (пионарии), лилий (лилинарии), флоксов (флоксарии), георгин (георгинарии), гладиолусов (гладулярии), астр (астрарии), хост (хостарии), ирисов (иридарии), примул (примулярии), вересков (верещатники). Поликультурные цветочные сады – композиции видов, разновидностей, сортов цветочных растений, цветущих непрерывно или длительно, объединённых определённой дизайнерской тематикой. Сад вьющихся – цветник из травянистых многолетних и однолетних или цветущих кустарниковых лиан. Оригинальность придают опорные малые архитектурные формы (перголы, трельяжи, аркады, берсо, пирамиды). Быстро достигает декоративности.
Абстрактные цветочные композиции являются самостоятельными элементами цветочно-декоративного оформления, формируются плотными, имеющими чёткие контуры, многоцветными посадками красочных цветущих и ковровых растений. Часто этот тип цветников ориентирован на использование объектов декоративно-прикладного и произведений изобразительного искусства, сюжетных композиций, водных устройств и эффектов декоративной подсветки. Их характеризуют оригинальный многокрасочный рисунок, партерное решение, плоскостной силуэт, применение карликовых и низкорослых растений с плотной цветочной массой, асимметрия, использование экзотических растений.
Палисадник – парадный цветник у входа в строение, огороженный забором (палисадом), как правило, пересечённый дорожкой, ведущей от ворот к крыльцу дома. Часто содержит малые архитектурные формы (скамейки, перголы), вазоны, светильники. Выбор стиля оформления совершенно разнообразный и зависит только от предпочтений владельца.
Ароматический цветник (душистый, пряный) закладывается, как правило, на сухих открытых участках, где в таких условиях в специально подобранных растениях накапливается много ароматических масел, в результате чего на солнце они источают пряные и приятные запахи.
Декоративный огород – разновидность цветника, роль цветочных культур в котором выполняют огородные овощные, зеленные, пряные культуры. Внешний вид зависит от стиля, в котором заложен сад. Для садов с регулярной планировкой наиболее подходит огород с элементами геометрически правильной формы – квадратами, прямоугольниками или кругами, разделёнными на сегменты дорожками или низкими бордюрами. В садах природной планировки декоративный огород приобретает вид миксбордера свободной формы, вписанной в элементы планировки. Гряды декоративного огорода расположены либо в одной плоскости, либо ярусами, приподнятыми к центру или заднему плану.
Живые изгороди из цветочных культур служат для разделения пространства сада или обозначения его границ и формируются, как правило, из гигантских многолетников. Полупрозрачные стенки из декоративных трав и многолетних цветов устраивают вокруг скамеек в местах для отдыха. Плотные рядовые посадки используются для маскировки хозяйственных построек или любого нежелательного для обозрения объекта (трансформаторные будки, баки для автомобильного полива, мусорные контейнеры).
Висячий (вертикальный) цветник – приём каскадного цветочного оформления, используется для декорирования стен зданий, лоджий и балконов, арок, пергол, трельяжей, беседок, обелисков. Используются вьющиеся, лазающие и ампельные цветущие растения. Отдельная разновидность висячего цветника – настенный цветник – композиция, расположенная на вертикальной поверхности, оформленная ампельными и суккулентными растениями в сочетании с камнями, деревом, металлическими конструкциями.
Принципы проектирования цветников
Проектирование и создание цветников базируются на принципах художественной композиции, которая подразумевает расположение форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Для достижения визуальной гармонии применяются те же композиционные и колористические законы, что и в изобразительном искусстве: закон подобия (повторяемость выраженных признаков – формы, цвета и т. п.), закон соразмерности (соподчинённость элементов между собой и каждого в отношении к целому), закон золотого сечения (отношение малого к большему как большего к целому, или соотношение 3:5:8), группирование (объединение мелких элементов в более крупные группы), ритм (повторение частей композиции, бывает равномерным, неравномерным или разорванным), акцент (доминирующий признак, активно выделяющийся по форме, размеру, цвету и т. п.), контраст (противопоставление характерных признаков, создающее напряжение при восприятии), нюанс (тонкие переходы главных признаков – цвета, размера, фактуры), законы перспективы (глубина перспективы привлекает внимание к композиционному центру, воздушная перспектива учитывает различное восприятие цвета и формы в зависимости от удалённости элементов композиции от точки обзора), закон цветовой гармонии (особенности восприятия цвета, оттенков в зависимости от объёма и фактуры объектов, учитывающие баланс света и тени, прямое и отражённое освещение в динамике смены времени суток и сезонов года). Колористическое решение при оформлении цветников носит определяющее значение и учитывает такие характеристики восприятия и воздействия цвета на человека, как хроматичность (чистота) цвета, цветовой тон, насыщенность, светлота (ощущение яркости), цветовой контраст, гармония цветовых сочетаний (сочетание доминирующего цвета, площадей цветовых компонентов, яркости, насыщенности цвета составных элементов).
При подборе растений для цветников также используют ряд классификационных признаков.
По способам использования в различных типах цветников: для групповых посадок (низкорослые – ниже 50 см, среднерослые – от 50 до 100 см и высокорослые – выше 100 см), почвопокровные (низкие, хорошо разрастающиеся растения, образующие сплошной напочвенный покров), бордюрные (низкорослые, густооблиственные растения, образующие плотный, слабо разрастающийся покров), для рокариев (низкорослые, подушкообразные, стелющиеся, ковровые, суккуленты, ампельные или свисающие формы), для вертикального озеленения (травянистые лианы, ампельные формы).
По характеру разрастания: кустовые (имеют слабое разрастание, компактную форму с малоизменяющимися границами), куртинные (имеют хорошее разрастание, границы выражены менее чётко, чем у кустовых), зарослевые (отличаются очень активным разрастанием, границы занимаемой ими площади быстро изменяются и имеют неопределённые очертания).
По скорости разрастания: медленно разрастающиеся (прирост менее 3 см в год), умеренно разрастающиеся (прирост 3–12 см в год) и быстро разрастающиеся (прирост более 12 см в год).
По плотности растений: рыхлые (тип – качим), среднерыхлые (тип – пион), плотные (тип – герань грузинская).
По декоративности: структурные (скелетные) и неструктурные. Структурные растения стабильно декоративны весь сезон. Процент структурных растений в цветнике может составлять до половины всего ассортимента. Наиболее выразительные структурные растения называют архитектурными. Неструктурные виды – многолетние и однолетние цветы, склонные разваливаться и терять декоративность после цветения.
По длительности периода декоративности: декоративно стабильные (сохраняющие декоративность в течение всего периода вегетации), декоративно ограниченно стабильные (декоративность сохраняется бо́льшую часть вегетационного периода), декоративно нестабильные (декоративны лишь в течение небольшого периода; например, эфемероиды).
По срокам и длительности цветения (в цветниках желательно сочетание видов с разными сроками цветения: весенним, весенне-летним, летне-осенним, в течение всего сезона).
По длительности жизни листьев: виды, несущие листья неполный вегетационный период, т. е. с начала весны и до начала лета (эфемероиды) или до середины лета (гемиэфемероиды), несущие листья полный вегетационный период (весенне-летне-зелёные, которые вегетируют с весны до начала осени, и весенне-летне-зимне-зелёные, сохраняющие листья круглый год. Последние являются декоративно стабильными).