Миксбордер
Миксбо́рдер (от англ. mix – смешивать и border – кайма), тип парковых насаждений, характеризующийся линейной структурой, односторонней ориентацией и сочетанием травянистых и древесных растений. В современных классификациях отдельные авторы вводят понятие миксбордера с двусторонним и даже круговым обзором. В миксбордере растения расположены многоярусно, их высота постепенно понижается от задней кромки к передней. В разные сезоны года, помимо цветущих растений, в нём сохраняют декоративность плоды и соплодия, эффектная по цвету или форме листва, цвет побегов и др.
Из всех существующих типов парковых насаждений (ТПН) миксбордер может включать в себя наибольшее разнообразие ассортиментных позиций на единицу площади. Используемые позиции подбираются друг к другу с учётом законов ландшафтной колористики, пропорционирования, сезонной изменчивости, стилистики, вопросов биологического взаимодействия растений и других факторов.
Виды миксбордеров
В зависимости от конфигурации и наполнения миксбордеры делятся на односторонние и двухсторонние.
Односторонние миксбордеры – обзор миксбордера идёт только с одной стороны. При этом задняя стенка образована высокими растениями и, как правило, примыкает к стене здания, забору и т. д., являясь при этом не обозреваемой.
Двухсторонние миксбордеры – обозреваются с двух и более сторон. Например, они могут располагаться разноширокой лентой на газоне. Наиболее крупные по высоте растения в этом случае располагаются ближе к центральной оси, а по мере приближения к внешним контурам (к наблюдателю) их размер уменьшается.
Оформления миксбордеров
Различная ориентация миксбордеров по сторонам света может существенно изменить его восприятие при одном и том же растительном наполнении.
Северная ориентация (солнце светит наблюдателю в лицо) заставляет использовать преимущественно теневыносливые виды растений. В плане колористики отдают предпочтение цветовым тонам с большим процентом светлого или белого. Тёмные тона при такой ориентации становятся слабочитаемыми. Игра света и тени, рельефа крон минимальна, но это можно компенсировать использованием растений с разной фактурой поверхности крон, сочетая грубо- и тонко-фактурные.
При южной ориентации (солнце светит наблюдателю в затылок) миксбордер выглядит плоским, игра рельефа крон, текстур и фактур поверхности, света и тени минимальна. Наиболее выигрышными в плане колористики смотрятся тёплые (оранжевые, красные, жёлтые и др.) цвета. При этом светлых тонов, а особенно белых пятен, стоит избегать.
Наиболее выигрышными в плане восприятия считаются миксбордеры западной или восточной ориентации (солнце справа или слева от наблюдателя) т. к. светотеневые эффекты и цветовые тона наиболее выражены.
Высота, ширина (глубина) и длина миксбордеров не регламентированы и зависят от размеров участка. Для созерцания наиболее комфортно, когда самые высокие растений композиции (без учёта растений, являющихся фоном для миксбордера) находятся на расстоянии от видовой точки (место наблюдателя), равном двум–трём их высотам растений. Чем больше ширина (глубина) миксбордера, тем больше возможностей у архитектора создать наиболее интересные с точки зрения ярусности, послойности, кулисности посадки. Длина миксбордера в отличие от большинства других типов парковых насаждений – значительна, т. к. это линейная по своей структуре композиция (должна раскрываться постепенно по мере движения человека вдоль мискбордера).
Иногда миксбордеры располагаются намеренно далеко от наблюдателя (например, для создания искусственной опушки леса). В таких миксбордерах обычно нет сортового и видового разнообразия, растения сажают группами отдельных сортов и видов на больших площадях, с расстояния подобное оформление выглядит пятнами определённого цвета и фактуры, без деталей.
Более живописными выглядят те композиции, где из самого дальнего (самого высокого) ряда часть растений плавно переходит в средний, а из среднего (растения среднего размера) в передний, где представлены стелющиеся растения и растения малых высот.
Помимо растений в наполнении миксбордера могут быть использованы и малые архитектурные формы, например, опоры с лианами, фонари, скульптура и др.