Литературный манифест
Литерату́рный манифе́ст, функциональный жанр, сформировавшийся в начале 20 в. в рамках авангардизма и представляющий собой программное изложение эстетических и творческих принципов, целей и задач того или иного литературного объединения.
Первым литературным манифестом принято считать «Манифест футуризма» (1909) Ф. Т. Маринетти, в котором проявились основные особенности этого жанра: «чётко сформулированный протест» против существующего литературного направления, «определённая доза критики-оскорбления» («Die Ganze Welt ist eine Manifestation». 1997. S. 25), тезисное или попунктное изложение, директивно-постулирующая интонация.
В русской литературе среди наиболее примечательных образцов жанра можно назвать манифесты футуристов: «Садок судей» (1910), «Пощёчина общественному вкусу» (1912), «Слово как таковое» (1913).
В 1910-х – начале 1920-х гг. манифест стал непременным атрибутом литературных объединений («Литературный фронт», «Октябрь», «Кузница», «Центрифуга», «Орден имажинистов» и др.). В то же время большое количество манифестов (кубофутуризм, биокосмизм, люмизм, фуизм, формлибризм, эмоционализм и др.) не повлекли за собой создания художественных текстов, оставшись неиспользованным руководством к действию. С сокращением числа литературных объединений уменьшается и количество создаваемых ими манифестов. Последним из созданных можно считать Манифест Ордена куртуазных маньеристов (1988).
В более широком смысле литературоведы (Н. А. Гуляев, Б. А. Гиленсон и др.) понимают под литературным манифестом любые теоретические работы, отражающие основные принципы поэтики литературной группы, течения или направления, к которым принадлежат их авторы. Литературовед М. Д. Эйхенгольц полагал, что это понятие «должно быть отнесено вообще к предисловиям, критическим статьям, афоризмам, переписке и другим видам литературных произведений, в которых налицо теоретические высказывания художников слова» (Эйхенгольц М. Д. Манифесты художественно-литературные // Литературная энциклопедия : словарь литературных терминов. Москва, 1925. Стб. 427).
Согласно этой концепции, в любой литературной школе или любом течении существуют тексты, которые можно назвать манифестами. В классицизме – «Поэтика» (1561) Ю. Скалигера, «Рассуждение о трёх единствах – действия, времени, места» (1660) П. Корнеля, «Опыт о драматической поэзии» (1668) Дж. Драйдена, «Эпистола о стихотворстве» (1748) А. П. Сумарокова; в сентиментализме – «Несколько слов о русской литературе» (1797) Н. М. Карамзина; в романтизме – «Критические фрагменты» (1797) Ф. Шлегеля, трактат «Защита поэзии» (1822) П. Б. Шелли; в реализме – памфлет Стендаля «Расин и Шекспир» (1823–1825), предисловие О. де Бальзака к «Человеческой комедии» (1842); в символизме – статьи «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893) Д. С. Мережковского, «Ключи тайн» (1903) В. Я. Брюсова, «Элементарные слова о символической поэзии» (1904) К. Д. Бальмонта.