Стимпанк
Стимпа́нк (англ. Steampunk), сеттинг или жанр научной фантастики в популярной культуре, который предполагает сочетание технологий и эстетики, вдохновлённой промышленными паровыми машинами 19 в. Мир стимпанка – это мир Викторианской Англии или американского Дикого Запада, в которых активно используется сила паровой энергии, либо это фэнтезийный мир, в котором также распространена паровая энергия. Как научно-фантастический жанр и как сеттинг распространён в литературе, кино, видеоиграх, комиксах и т. д.
История
Термин «стимпанк» был придуман фантастом Кевином Джетером в 1987 г.: писатель пытался найти слово для обозначения жанра, которому бы соответствовали такие романы, как «Врата Анубиса» («The Anubis Gates», 1983) Тима Пауэрса, «Гомункул» («Homunculus», 1986) Джеймса Блейлока, «Ночь Морлоков» («Morlock Night», 1979) и «Адские механизмы» («Infernal Devices», 1987) самого Кевина Джетера. Эти фантастические произведения объединяло подражание викторианской фантастике, а также тот факт, что используемые героями романов технологии находились на уровне 19 в. В связи с тем что в 1980-х гг. крайне популярным жанром фантастики стал киберпанк, Джетер решил в письме в научно-фантастический журнал Locus предложить аналогичный термин – стимпанк.
Художественный приём, направленный на акцентирование активного использования паровых технологий в современном мире, не был новым. В таких романах, как «Миры Империума» («Worlds of the Imperium», 1962) Кита Лoмера, «Бомба королевы Виктории» («Queen Victoria’s Bomb», 1967) Рональда Кларка, «Военачальник воздуха» («Warlord of the Air», 1971) Майкла Муркока, технологии и общество 19 в. помещались в современный контекст. А роман Гарри Харрисона «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!» («A Transatlantic Tunnel, Hurrah!», 1972) описывает современное американское общество, в котором используются атомные локомотивы, летающие лодки на угле, а повествование ведётся в стиле викторианских диалогов.
Сами авторы, работающие в стимпанке, признаются, что основными их вдохновителями выступают такие писатели, как Жюль Верн и Герберт Уэллс, но не меньшее значение для понимания жанра имеют также Брэм Стокер, автор «Дракулы» («Dracula», 1897), и Мэри Шелли, создавшая роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» («Frankenstein: or, The Modern Prometheus», 1818). Кроме того, в качестве источника вдохновения называются «грошовые романы» 19 в. На сам жанр стимпанка и на его визуализацию повлияли и другие художественные произведения, например фильм «20000 лье под водой» («20,000 Leagues Under the Sea», 1954, режиссёр Ричард Флейшер) и «Машина времени» («The Time Machine», 1960, режиссёр Джордж Пал).
Стиль и субкультура
Характерная художественная форма в сочетании с примерами её выражения, базирующимися на механике 19 в., способствовала появлению в культуре специфического стимпанк-стиля. Он предполагает редизайн современных предметов в собственной эстетике, для которой характерно использование различных рычагов, вентилей, шестерней и т. д. в сочетании с отделкой такими материалами, как медь, бронза, полированная кожа, дерево. В указанном стиле, например, оформлена парижская станция метро «Арз-э-Метье».
В значительной степени благодаря наличию реального прототипа в прошлом (в виде Викторианской Англии), стимпанк в конце 1990-х гг. превратился в субкультуру. Её представители рассматривают стимпанк-движение в качестве ответа на социальные и политические вызовы современности. Сторонники движения отвергают запланированное устаревание механики, оптимистично смотрят на возможности развития человеческого потенциала, активно борются против использования пластика и ратуют за его замену природными материалами.
Элементы стимпанка активно используются в современной моде и музыке. Характерными элементами моды в стиле стимпанк являются платья, корсеты и кринолины Викторианской эпохи, военные мундиры, парадные мужские костюмы 19 в. В 2005 г. британская модель и дизайнер Кейт Ламберт основала первую компанию Steampunk Couture, цель которой – создавать одежду в стиле стимпанк. Ряд музыкальных групп (Abney Park, Steam Powered Giraffe, Ghostfire) активно используют в имидже и визуализации своего творчества неовикторианский антураж и мелодические приёмы, характерные для произведений 19 в.
Стимпанк в популярной культуре
Элементы стимпанка находят отражение в кинематографе, сериалах и компьютерных играх. В телевизионном фильме «Доктор Кто» («Doctor Who», 1996, режиссёр Джеффри Сакс), который был пилотом продолжения одноимённого британского классического научно-фантастического сериала, консоль ТАРДИС представляла собой эклектичный набор анахроничных объектов. В возрождённом 1-м сезоне сериала, вышедшем в 2005 г., ТАРДИС включала викторианскую пишущую машинку и граммофон, что можно интерпретировать как элементы стимпанка. В сериале «Хранилище 13» («Warehouse 13», 2009–2014) также представлено много артефактов в стиле стимпанк.
Анимационный фильм Миядзаки Хаяо «Небесный замок Лапута» («Laputa: The Flying Island», 1986) рисует мир стимпанка, в котором изображены воздушные корабли и паровые устройства, а сам Небесный замок парит в небе в силу использования специальных механизмов на основе редкого кристалла. Действие анимационного фильма «Стимбой» («Steamboy», 2004, режиссёр Кацухиро Отомо) происходит в неовикторианской Англии, в которой активно используются пароходы, поезда и дирижабли. Также элементы стимпанка в значительной степени представлены в мультсериале «Аватар: легенда о Корре» («The Legend of Korra», 2012–2014). Стимпанк можно обнаружить в мультипликационном фэнтезийном ситкоме «Разочарование» («Disenchantment», с 2018), созданном автором «Симпсонов» Мэттом Грейнингом для Netflix. В сериале изображена страна Steamland, возглавляемая промышленником по имени Альва Гандерсон. В отличие от страны Dreamland, где проживает главная героиня и где распространено колдовство, в Steamland процветают логика и наука. Магию в Steamland заменили автомобили, автоматические фонари, подводные лодки и другие современные устройства, энергию которым даёт паровой двигатель.
Стимпанк как жанр представлен в комиксах. Среди наиболее известных – «Леди Механика» («Lady Mechanika», 2010), повествующий о женщине – частном детективе, у которой вместо рук и ног механические протезы; «Стимпанк» («Steampunk», 2000–2002), рассказывающий историю рыбака Коула Блэксмита, который для спасения любимой передал себя в руки безумного учёного Доктора Абсинта и получил механическую руку; «Лига выдающихся джентльменов» («The League of Extraordinary Gentlemen», 1999–2019), в котором команда, состоящая из героев приключенческих романов – полковника Куотермейна, Мины Харкер, капитана Немо, Человека-невидимки и доктора Джекилла – спасает мир.
Последний комикс был экранизирован. В 2003 г. кинокомпания 20th Century Fox выпустила одноимённый фильм. Несмотря на коммерческий успех картины, она была прохладно встречена как критиками, так и зрителями. Невысокие оценки со стороны критиков и зрителей были характерны и для других фильмов в жанре cтимпанк – «Дикий, дикий Вест» («Wild Wild West», 1999, режиссёр Барри Зонненфельд) о борьбе двух героев против остатков армии Конфедерации в антураже Гражданской войны в США, а также «Хроники хищных городов» («Mortal Engines», 2018, режиссёр Кристиан Риверс) о постапокалиптическом мире, в котором происходит борьба между гигантскими движущимися городами.
Элементы стимпанка активно используются в современных компьютерных играх. Действия игры «Thief: The Dark Project» (1998) и его продолжения «Thief II: The Metal Age» (2000) происходят в мегаполисе в стиле стимпанк. Мир игр «Dishonored» (2012) и «Dishonored 2» (2016) находится под сильным влиянием стимпанка, в котором китовый жир, а не уголь послужил катализатором промышленной революции. В стратегических играх «They Are Billions» (2017), «Frostpunk» (2018), «Iron Harvest» (2020) игрок должен использовать технологии, основанные на угле и паре, для того чтобы добиться победы.