Графический редактор
Графи́ческий реда́ктор, программа или комплекс программ, предназначенных для создания и редактирования графических изображений (чертежей, иллюстраций, фотоизображений и др.) на ЭВМ. Полученное изображение может быть выведено на экран компьютера или сопряжённого с ним устройства, сохранено в файле в каком-либо графическом формате (например, для дальнейшего редактирования), распечатано на принтере или другом устройстве вывода, а также экспортировано для использования в других программах. По типу редактируемых данных графические редакторы делят на двухмерные (плоские изображения) и трёхмерные (объёмные изображения). Набор инструментов графического редактора двухмерных изображений обычно включает: различные виртуальные кисти, карандаши, распылители, ластики, ножницы, рамки; двухмерные примитивы (разнообразные линии, фигурные элементы и др.); средства создания текстовых строк; различные визуальные фильтры (туман, добавление или устранение царапин и др.); средства работы с несколькими слоями изображения одновременно, а также с выделенными частями рисунка (например, удаление, копирование, перенос, внесение в рисунок готовых изображений из библиотеки графических образов) и др. Большинство инструментов имеют дополнительные параметры или атрибуты (например, толщина и твёрдость кисти, тип и цвет линий, вид шрифта, степень прозрачности и др.), изменяя которые пользователь может добиваться различных визуальных эффектов.
Двухмерные графические редакторы подразделяются на векторные и растровые. Векторные графические редакторы представляют рисунок в виде набора различных двухмерных графических примитивов (линии, прямоугольники, овалы и др.) с приписанными им свойствами (толщина линий, размер, цвет и др.). Например, чертежи, схемы, карты в векторном формате – набор цветных линий и закрашенных областей. Растровое изображение – это совокупность точек (каждая из которых имеет свой цвет), равномерно заполняющих некоторую область, воспринимаемых человеком на расстоянии как изображение (например, фотография, полученная цифровым фотоаппаратом, или отсканированный рисунок).
Трёхмерные (англ. 3-Dimensional – 3D) графические редакторы оперируют в виртуальном пространстве различными трёх- и двухмерными геометрическими объектами, позволяя менять их расположение и форму. Как правило, сначала создаётся каркас рисунка из трёхмерных графических примитивов, затем трёхмерные объекты редактируются путём применения к ним набора готовых 3D-эффектов (изменение градиентных заливок, положения, интенсивности и цветовой гаммы, источника освещённости, перелистывание страниц и др.).