«The Legend of Zelda»
«The Legend of Zelda», приключенческая видеоигра в жанре ролевой экшен, созданная японским гейм-дизайнером Миямото Сигэру. Положила начало одноимённой серии.
Вышла в 1986 г. в Японии на дискете для Famicom Disk System. В 1987 г. уже на картриджах для консоли Nintendo Entertainment System (NES) игра была выпущена в США и Европе. Версия с улучшенной графикой была доступна для скачивания на Super Nintendo Entertainment System (SNES) с 1995 по 2000 гг. владельцам модема для консоли. Переиздавалась в 2004 г. для Game Boy Advance в рамках серии Classic NES. Доступна для покупки и скачивания на нескольких консолях Nintendo – Wii, Wii U, 3DS и Switch.
В мире было реализовано более 6,5 млн дискет и картриджей. Бо́льшая часть продаж приходилась на европейский и североамериканский регионы, что нетипично для ролевой игры, сделанной в Японии. Популярность в США была столь высокой, что американское отделение компании с 1988 г. начало выпускать журнал Nintendo Power, существовавший до 2012 г., в котором в том числе публиковались советы по прохождению «The Legend of Zelda».
Критики положительно отнеслись к игре, отмечая в ней гармоничное сочетание динамичного геймплея, присущего проектам для игровых автоматов, и приключения, которое характерно для представителей жанра RPG. Со временем значение «The Legend of Zelda» для видеоигровой индустрии множество раз подтверждалось. К примеру, 1-я глава приключений Линка возглавила список «100 игр всех времён» по версии журнала Game Informer.
История создания
Игра «The Legend of Zelda» появилась из-за необходимости разработать продукт, который демонстрировал бы преимущества и возможности Famicom Disk System. Заинтересовавшись задачей, Миямото Сигэру хотел создать игру, которая была бы не похожа как на его предыдущие аркадные хиты («Donkey Kong» и др.), так и на разрабатываемую параллельно с «The Legend of Zelda», но вышедшую раньше «Super Mario Bros.». Миямото видел свою цель в том, чтобы создать представителя RPG-жанра, требовательного к игровым навыкам, – который был бы доступным для овладения массовой аудиторией.
Возможность перезаписывать данные на физических носителях для Famicom Disk System подтолкнула Миямото к идее выпустить игру, в которой пользователи могли создавать свои подземелья, а потом обмениваться дискетами. Главным источником вдохновения для него стала «The Tower of Druaga» – популярная в Японии ролевая игра, выпущенная в 1984 г. для игровых автоматов, в которой игрок, смотря на героя сверху, должен был проходить подземелья, искать сокровища и сражаться с врагами. Также разработчик ориентировался на несколько западных приключенческих фильмов 1-й половины 1980-х гг.: серию «Индиана Джонс», «Бесконечную историю» («Die unendliche Geschichte», 1984, режиссёр В. Петерсен), снятую по мотивам романа М. Энде, и «Легенду» («Legend», 1985, режиссёр Р. Скотт).
Так и не вышедший проект «Adventure Title» лёг в основу будущей «The Legend of Zelda», однако Миямото не стал ограничиваться подземельями, создав разнообразный мир с большим количеством локаций, по которому игроки могли свободно путешествовать.
Сюжет и игровой процесс
История в 1-й части «The Legend of Zelda» отличалась простотой и схематичностью, что соответствовало творческому подходу Миямото к созданию игр: разнообразие и глубина геймплея должны преобладать над сложностью сценария. В самой игре рассказ о событиях был ограничен несколькими текстовыми сообщениями (что объясняется также техническими ограничениями консоли). Детали фабулы обладатели лицензионных экземпляров игры могли почерпнуть из руководства пользователя.
В игре «The Legend of Zelda» главный герой, юноша Линк, должен собрать Элемент Мудрости, пройдя 8 подземелий и победив их стражей, чтобы одолеть демона Ганона и спасти принцессу Зельду.
Игровой процесс «The Legend of Zelda» можно условно поделить на 2 фазы: исследование мира в поисках секретов, новой экипировки и прохождение подземелий, в которых игроку предстоит сражаться с монстрами и решать головоломки.
Игра «The Legend of Zelda» заметно отличалась от наиболее популярных японских ролевых игр своего времени, поскольку Миямото они казались недостаточно динамичными. Так, развитие персонажа происходило не за счёт распределения очков характеристик, а по мере нахождения новых предметов, которые открывали возможность попасть в неизведанную локацию. Бои проходили в реальном времени, а не в более характерном для японской разновидности жанра пошаговом режиме. Также игрок совершал действия непосредственно по нажатию кнопки, а не выбирал их из списка команд.
Новшества, которые привнёс Миямото в гейм-дизайн, потребовали технологических инноваций: «The Legend of Zelda» стала первой игрой, выпущенной для NES, в картридж которой был встроен чип с батарейкой, позволяющий сохранять прогресс в любой момент.