«Dark Souls»
«Dark Souls» (япон. ダークソウル, с англ. – «Тёмные души»), первая часть одноимённой японской серии видеоигр в жанре ролевой экшен. Разработана студией From Software и издана компанией Namco Bandai Games в 2011 г. Выпускалась для консолей PlayStation 3, Xbox 360 и персональных компьютеров (ПК). Стала известна и обрела культовый статус благодаря сеттингу тёмного фэнтези и сложности прохождения. По данным на 2022 г., совокупные продажи всех частей франшизы в мире превысили 33 млн копий (Bandai Namco Group Fact Book 2022).
История создания
Прототипом франшизы выступила игра «Demon’s Souls» 2009 г., которая не снискала успеха. Позднее студия-разработчик From Software обратилась за поддержкой к компании Bandai Namco, с которой начала совместную работу над 1-й частью «Dark Souls». Изначально игра называлась «Dark Race», что являлось отсылкой к «тёмным расам» и нежити (англ. undead) мира фэнтези. В студии беспокоились, что такой заголовок может быть воспринят как расистский, и проект переименовали в «Dark Lord». Однако разработчики не смогли зарегистрировать торговую марку с таким названием из-за авторских прав. В конечном счёте они остановились на названии «Dark Souls», которое не было оскорбительным и соответствовало замыслу игры. При работе над проектом главный гейм-дизайнер серии, Миядзаки Хидэтака, основывался на произведениях жанра фэнтези и тёмного фэнтези, а также на манге «Berserk» 1989 г. (Otsuka. 2012).
Визуальная часть «Dark Souls» выполнена в 3D-графике. Образы персонажей и игровое окружение вдохновлены греческой и японской мифологией, а также европейской архитектурой. В процессе прохождения пользователи видят мир и главного героя при помощи камеры с видом от третьего лица.
Игровой саундтрек написан композитором Сакурабой Мотои. Музыкальный альбом под названием «Dark Souls Soundtracks» вышел на CD в октябре 2011 г. В 2017 г. компания SPACELAB9 выпустила композиции на виниловых пластинках с заголовком «Dark Souls Original Game Soundtrack». В 2018 г. саундтреки оригинальной игры вошли в сборник «Dark Souls Trilogy Box», содержащий музыкальное сопровождение всех частей франшизы «Dark Souls».
Сюжет
Большая часть истории и сюжета «Dark Souls» преподносится игроку через диалоги с неигровыми персонажами, текстовое оформление предметов и дизайн мира. Согласно мифологии игры, во времена эры древних мир состоял из скал и высоких деревьев, окутанных туманом. Единственными существами, населявшими земли, были бессмертные драконы и «полые» (англ. hollow) – неразумная нежить. Однако с появлением огня мир стал меняться. Огонь принёс в мир четыре великие души. Одну получил Нито, первый из мёртвых, ставший впоследствии повелителем смерти и болезней. Вторую – ведьма Изалита, могущественная чародейка и владычица огня. Третья душа досталась Гвину, повелителю света, обладавшему силой солнца и молний. Последнюю, тёмную душу получил хитрый карлик, пигмей (англ. Furtive Pygmy). При этом он сам остался слабым, хотя, обретя душу, и стал первым человеком.
Спустя время Нагой Сит, дракон-альбинос, не имевший способностей и бессмертия, подобно остальным высшим существам, выяснил, что его род уязвим перед молниями. Началась война между повелителями и драконами, во время которой последние были уничтожены. Это ознаменовало наступление эры огня. После победы над некогда бессмертными драконами, Гвин основал королевство Лордран со столицей Анор Лондо, вокруг которой выросли новые поселения людей. В глубинных пещерах под городом повелителя света ведьма основала Изалит, а Нито вместе со своими почитателями ушёл в катакомбы.
Эпоха процветания и благополучия длилась недолго, и великие души стали слабеть. В попытке возродить первородный огонь владычица Изалита была поглощена сотворённым пламенем Хаоса, её дочери стали монстрами, а в мир проникли демоны. Гвин также пожелал предотвратить приход эпохи тьмы. Он покинул Анор Лондо и отправился в Горнило Первого Пламени, чтобы принести себя в жертву, тем самым продлив эру огня на тысячу лет. Это не спасло человечество от обрушившегося на него проклятия знака тьмы. Те, на ком появлялась метка после смерти, восставали из мёртвых и теряли часть своей души. Они начинали терять рассудок и постепенно становились неразумной нежитью. При этом, если у носителя проклятия оставалась цель существования, полного превращения в «полого» не происходило. Так, прокажённый главный герой со знаком тьмы не обращается в нежить, пока у него есть мотивация продолжать борьбу, несмотря на многочисленные смерти.
Приключения героя начинаются с побега из северного прибежища нежити благодаря помощи незнакомца. Он же сообщает о пророчестве, гласящем, что избранный покинет стены тюрьмы, чтобы позвонить в колокола пробуждения в Лордране и постичь «судьбу нежити». С этого момента главный герой отправляется в странствие, чтобы выполнить предначертанное. Настанет эра тьмы или нет, зависит от действий пользователей и успешности их прохождения.
Игровой процесс
Геймплей «Dark Souls» состоит из исследования локаций и борьбы с монстрами. Пользователям необходимо действовать осторожно, учиться на ошибках и находить альтернативные пути преодоления опасных локаций. Кроме того, для разблокировки определённых областей должны быть выполнены предварительные условия. Важной особенностью игрового процесса «Dark Souls» является использование костров. Они разбросаны по всему миру и служат пунктами, предшествующими каждому уровню. Отдыхая у костра, персонаж игрока восполняет потерянные очки здоровья и восстанавливает все целебные заряды фляги Эстуса. Пользователи могут повышать уровень, настраивать магические способности, ремонтировать и модернизировать найденное снаряжение. При этом после отдыха у костра возрождаются все ранее побеждённые противники, за исключением боссов, мини-боссов и дружелюбных неигровых персонажей.
Боевая система игры включает атаки ближнего боя, маневрирование, уклонение от атак противников и использование магических способностей. Герою доступно множество видов оружия: одноручные и двуручные мечи, копья, булавы, дубины и др. Для защиты пользователи могут экипировать персонажа щитом или надеть на него усиленные доспехи. Магия включает в себя широкий спектр способностей, в том числе пиромантию. Персонажи игроков не используют какую-либо форму маны или постоянно восполняемого счётчика энергии для реализации заклинаний, как в большинстве фэнтезийных RPG. Вместо этого пользователи получают некое количество применений для каждой настроенной магической способности, когда их персонажи отдыхают у костра. У всех форм боя есть преимущества и недостатки. Последние могут быть сглажены за счёт совершенствования персонажа, ношения магических колец или оберегов, применения специальных предметов или улучшения снаряжения.
Влияние
В 2012 г. выпущено «Dark Souls: Prepare to Die Edition» – переиздание игры, совмещённое с дополнением «Artorias of the Abyss». Действие игры происходит примерно за 200–300 лет до событий 1-й части, в стране под названием Оолакиль. История дополнения связана с игрой «Dark Souls II», т. к. содержит информацию о происхождении и предыстории некоторых персонажей. В 2018 г. вышла «Dark Souls: Remastered», переизданная для платформ PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch и ПК. Обновлённая версия проекта имела улучшенную графику. Также появился отдельный сервер для сетевой игры, в которой совместно могли играть до 6 человек. Для этого пользователям требовался специальный предмет, который можно купить у нежити-торговца.
В 2021 г. «Dark Souls» победила в номинации «Ultimate Game of All Time» на Golden Joystick Awards (Tyrer. 2021).