Соловьёв Сергей Устинович
Соловьёв Серге́й Усти́нович (Сергей Иустинович Соловьёв) [15(27).8.1859, Москва – 22.9(5.10).1912, там же], российский архитектор, реставратор памятников архитектуры, педагог; академик архитектуры (1887), действительный член Императорской Академии художеств (1902); статский советник (1905).
Ученик К. М. Быковского. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1879) и Императорскую академию художеств (1883); за проект «Великокняжеского загородного дворца на юге России, в гористой местности» удостоился большой золотой медали и права на пенсионерскую поездку за границу в 1884–1886 гг. – в Германию, Австрию, Францию, Бельгию, Англию и Италию; в 1887 г. – в Москву, Ярославль, Ростов Великий и др.
Получив звание академика, обосновался в Москве, с которой связана вся его дальнейшая судьба. В 1887–1895 гг. состоял помощником К. М. Быковского по постройке комплекса университетских клиник на Девичьем поле. Собственную строительную практику начал в 1882 г., выступив производителем работ на постройке Заиконоспасских торговых рядов в Москве по проекту М. Т. Преображенского. Первый крупный самостоятельный проект – новое здание Строгановского училища технического рисования с художественно-промышленным музеем (1889–1890) – остался неосуществлённым. Произвёл масштабную реконструкцию домовладения Строгановского училища на Рождественке, изменив стилевое решение главного дома конца 18 в. с классицизма на неоренессанс с щедрой майоликовой декорацией фасада (1890–1892).
В 1889 г. принят на службу в Московскую городскую управу в качестве участкового архитектора, а с 1894 г. – члена Технического совета. Был командирован управой как производитель работ на постройке Николаевских (Ходынских) казарм по проекту военного инженера Н. Н. Аршеневского (1897–1900). В 1896 г. наряду с Ф. О. Шехтелем, Л. Н. Кекушевым и другими занимался оформлением Москвы к коронационным торжествам по случаю восшествия на престол императора Николая II (им были декорированы Красная площадь, Замоскворечье, Большой Москворецкий и Большой Каменный мосты). В 1899 г. поступил на службу в Общее присутствие хозяйственного управления Ведомства православного исповедания при Святейшем Синоде. Принимал активное участие в работе Комиссии по сохранению древних памятников Императорского московского археологического общества (ИМАО) в качестве члена-корреспондента общества (1890), а затем действительного члена (1896) и секретаря Комиссии (до 1905). Под эгидой ИМАО возглавил ремонтно-реставрационные работы в Покровском соборе, что на Рву (1898–1912) после смерти А. М. Павлинова; участвовал в реставрации Успенского собора Московского Кремля (1910–1912). Как член Московского архитектурного общества командировался для участия в 1, 2 и 3-м съездах русских зодчих; выступил куратором архитектурно-художественной выставки, открытой при 2-м съезде в Москве (1895).
Как архитектор работал в различных направлениях эклектики; создал на рубеже 1890–1900-х гг. оригинальную версию неорусского стиля, опираясь преимущественно на мотивы ярославской и ростовской архитектуры, но при этом избегая привычного для последней четверти 19 в. краснокирпичного узорочья. Его постройки в этом ключе – приют имени митрополита Сергия в Большом Саввинском переулке (1899–1901), комплекс больницы и богадельни имени Медведниковых на Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект; 1901–1904), Третьяковская богадельня на Большой Серпуховской улице (1904–1906), ансамбль (собор, ворота и ограда) общины «Отрада и Утешение» в подмосковной усадьбе Добрыниха графини М. В. Орловой-Давыдовой (1900–1904). В неовизантийском стиле решено здание церкви иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве (1908–1913). Собственный дом-особняк архитектора в Малом Ржевском переулке (1901–1902), декорированный майоликовыми панно (предположительно, по рисункам самого Соловьёва) и рельефами работы Н. А. Андреева, – один из показательных примеров московского модерна. Поздние постройки Соловьёва – аудиторные корпуса Московских высших женских курсов (МВЖК) и Московского коммерческого института (1910–1912; последний осуществлён частично) – находятся на стыке неоклассицизма и модернизма, с подчёркнуто рациональной планировкой и характерным ордерным декором в духе московского ампира начала 19 в. В 1913 г. здание аудиторного корпуса МВЖК удостоено 2-й премии на конкурсе красоты фасадов, объявленном Московской городской думой.
В 1889–1899 гг. служил в Строгановском училище, где занимал должность старшего учителя, инспектора классов (с 1892), неоднократно исполнял обязанности директора (в 1893–1896, в связи с болезнью, а затем смертью Ф. Ф. Львова). С 1888 г. до конца жизни служил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал композицию, перспективу и историю архитектуры.
Был женат (с 1888) на Марии Петровне Суховой (1863–1919), сестре архитектора-реставратора Д. П. Сухова, которого нередко привлекал в качестве помощника. Дочери – Наталья (1894–1983), Ольга (1898–1962; в замужестве Яськевич) и Мария (1899–1973) – художницы, работали в области книжной иллюстрации. Младшая дочь Мария – первая жена историка искусства и поэта С. В. Шервинского.
Награждён орденом Святой Анны 3-й cтепени (1895).
Похоронен в некрополе московского Донского монастыря.