Кекушев Лев Николаевич
Ке́кушев Лев Никола́евич [7(19).2.1862, предположительно Вильна, ныне Вильнюс – предположительно январь 1917, Москва], российский архитектор. Один из крупнейших представителей московского модерна.
Дворянин. Окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (1888, с большой серебряной медалью, званием гражданского инженера и чином коллежского секретаря). В 1888–1890 гг. состоял на службе в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел.
В 1890 г. переехал в Москву, где в дальнейшем жил и работал. Состоял помощником архитектора С. С. Эйбушитца, проектировал вместе с ним торговые помещения Охотного ряда (1890 – не ранее 1893, не сохранились) и комплекс построек для наследниц Г. И. Хлудова (из рода Хлудовых; 1889–1896), в том числе два корпуса бань (известны как Хлудовские, Китайские и Центральные; перестроены после пожара 1993, интерьеры в духе ориентализма частично сохранились; ныне приспособлены под ресторан), также выполнял частные заказы. В 1893–1898 гг. московский городской участковый архитектор.
На раннем этапе творчества отдавал предпочтение характерным для 1890-х гг. формам классицизирующей эклектики. Вместе с тем в композициях многих зданий чувствуется стремление к объёмной выразительности, скульптурности, сложной асимметрии, отражающей продуманную внутреннюю структуру, среди них – особняк Т. И. Коробкова на Пятницкой улице (1894–1899, совместно с С. С. Шуцманом) и дом усадьбы М. С. Грачёва в Ховрине (ныне в черте Москвы; 1897–1900).
Работал в исторических стилях: неороманском (богадельня имени И. Н. Геера, 1894–1899, совместно с И. А. Ивановым-Шицем) и русском (церковь при фабрике И. И. Баранова в селе Карабаново Владимирской губернии, ныне г. Карабаново, Владимирская область; 1900–1902, не сохранилась).
Параллельно в творчестве Кекушева появились постройки, в облике которых отчётливо видны приметы модерна, и в этом он опередил практически всех своих современников (доходный дом церкви Григория Богослова на улице Большая Дмитровка, 1888–1894, совместно с архитектором С. И. Тихомировым; часовни-усыпальницы Хлудовых в Покровском монастыре и потомственной почётной гражданки В. С. Прохоровой, урождённой Мазуриной, в Алексеевском монастыре, обе – 1890–1892, не сохранились; доходный дом наследниц Хлудовых на углу Театрального проезда и Рождественки, 1894–1896, капитально перестроен в 1934, архитектор С. Е. Чернышёв; сооружения Северной железной дороги, 1895–1897, совместно с И. А. Ивановым-Шицем).
Наиболее плодотворный период в творчестве Кекушева совпал по времени с годами утверждения и возрастающей популярностью стиля модерн. В работах 1898–1907 гг. архитектор проявил себя как последовательный приверженец франко-бельгийской линии этого стиля, отличающейся пластичностью весомых, монументальных форм и фактурным декором. Ему принадлежит и первое целостное произведение в стилистике модерна в Москве – особняк в Глазовском переулке (1898–1899), строившийся как собственный, но проданный после окончания работ О. А. Листу, племяннику предпринимателя Г. И. Листа и брату инженера Г. А. Листа. Другие московские произведения этих лет, принёсшие архитектору известность – особняки М. С. Саарбекова (1899–1900, при участии архитектора С. С. Шуцмана) и И. А. Миндовского (1903–1904) на Поварской улице, Никольские (Иверские) торговые ряды на Никольской улице (1899–1900, при участии Шуцмана), особняк и доходный дом А. И. Кекушевой на Остоженке (1900–1903), доходный дом И. П. Исакова на Пречистенке (1904–1906), доходный дом В. Е. Быкова на Ильинской улице (ныне 2-я Брестская улица; 1909–1911). В 1898–1901 гг. участвовал в конкурсе на проект гостиницы «Метрополь» (совместно с архитекторами Шуцманом, Н. Л. Шевяковым и В. В. Воейковым; проект удостоен 1-й премии; переработан архитектором В. Ф. Валькотом при участии Кекушева).
За пределами Москвы авторству Кекушева принадлежат дома фабрикантов Асеевых в Тамбове (1905–1906) и селе Рассказово Тамбовской губернии (ныне г. Рассказово, Тамбовская область; 1906). Зодчему приписываются постройки в усадьбах М. К. Морозовой, урождённой Мамонтовой (из рода Мамонтовых), на хуторе Турлики в Обнинске (перестройка главного дома и флигель, 1909), С. П. Фёдорова близ села Воробьёво Малоярославецкого уезда Калужской губернии (ныне деревня Воробьёво, Малоярославецкий район, Калужская область; 1898–1904), а также усадьба В. В. Аносова в Тамбове (1906).
Успешно применял приёмы франко-бельгийского модерна и в деревянном строительстве. Возвёл особняк В. Д. Носова на Лаврентьевской улице в Москве (ныне Электрозаводская улица; 1903), а также ряд построек в Московской губернии (ныне в Московской области): усадьба И. И. Некрасова Райки (ныне посёлок Юность, городской округ Щёлково; 1897–1901, главный дом не сохранился); дача в имении В. А. Лыжина Ивантеевка (ныне в черте г. Ивантеевка; 1905, не сохранилась); дача А. И. Ермакова в Мамонтовке (ныне в черте г. Пушкино; 1900-е гг.).
В конце 1900-х гг. творческая активность Кекушева шла на спад, что было вызвано закатом популярности модерна и личным кризисом. Попытки работы с неоклассическими формами не были столь успешны (корпус хирургической лечебницы С. М. Руднева в Серебряном переулке, 1910–1911; больница при Преображенской старообрядческой общине, 1912–1914). Спроектировал также металлическую часовню над захоронением Н. Ф. Кельха на Введенском кладбище (1911). С 1913 г. полностью отошёл от архитектурной деятельности в связи с психическим заболеванием.
Преподавал в Московском техническом училище (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана; 1898–1899), Строгановском центральном училище технического рисования (ныне Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова; 1898–1901), Московском инженерном училище ведомства путей сообщения (1901–1904).
Член Московского архитектурного общества, Московского отделения (московской группы) Общества гражданских инженеров (1901).
Был женат [с 20 апреля (2 мая) 1897] на Анне Ионовне, урождённой Болотовой (1877–1956). Их сын – Николай Львович Кекушев (1898–1978), авиатор.