Супрематизм
Супремати́зм (от лат. supremus – наивысший), направление в русском авангарде середины 1910-х гг., разновидность геометрического абстракционизма.
Первые работы (39 картин, названные «супрематизм живописи») были представлены К. С. Малевичем на «Последней футуристической выставке картин "0,10"» в 1915 г. в Петрограде (ныне Санкт-Петербург); обоснование метода (и термина) супрематизма содержится в его работе «От кубизма и футуризма к супрематизму» (1916) и других теоретических высказываниях.
Пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные композиции супрематизма организуются из разноцветных плоскостей, имеющих форму квадрата, прямоугольника, круга, треугольника, креста и т. п., погружённых в некое трансцендентное пространство. Такие комбинации были призваны выразить абсолютные, «высшие» начала реальности, постигнутые интуицией художника. Беспредметность супрематизма рассматривалась Малевичем как платформа для дальнейшего развития всех пространственных искусств, включая архитектуру.
В 1916–1917 гг. в Москве существовало общество художников «Супремус», куда входили последователи Малевича – К. Л. Богуславская, Н. М. Давыдова, И. В. Клюн, М. И. Меньков, В. Е. Пестель, Л. С. Попова, И. А. Пуни, О. В. Розанова, Н. А. Удальцова.
Н. М. Суетин перенёс формы супрематизма в декор фарфоровой посуды, выпускавшейся в СССР в 1920-х гг.
Супрематизм оказал сильное влияние на российский конструктивизм 1920-х гг. и на творческие искания Баухауса в Германии. Его принципы применялись в производственном искусстве, архитектуре, оформлении выставок.